Еда с 6 месяцев до 1 года — Библиотека — Доктор Комаровский

Еда с 6 месяцев до 1 года

Итак, нам уже исполнилось полных 6 месяцев. Приступаем к прикорму… то есть постепенному приучению ребенка к обычной человеческой еде.

Всех читающий предупреждаю сразу, что все здесь написанное не мои личные выдумки. Во всех своих действиях я основывалась на специализированной литературе с доказанной эффективностью. И я не давала своему ребенку 10 разных фруктов-пюре не потому, что мне жалко или лень, а потому, что нельзя предлагать в таком маленьком возрасте слишком большой выбор. Последствия гипер-разнообразия могут быть плачевными, вплоть до отказа от прикорма совершенно.

С шести до семи месяцев.
Схема начала прикорма:
Начинаем заменять второе кормление. Кормимся сразу из ложки. Используем кефир 1% , творог «Тема». Даем прикорм перед основной едой. После прикорма мамы сколько съест, а смеси добавляем до нормы )))

1-й день – кефир – 10 мл. мама/смесь – 195 мл.
2-й день – кефир – 20 мл. мама/смесь – 180 мл.
3-й день – кефир – 40 мл. мама/смесь – 155 мл.
4-й день – кефир – 80 мл. мама/смесь – 100 мл.
5-й день – кефир – 120 мл. мама/смесь – 45 мл.
6-й день – кефир – 120 мл. в него добавляем и тщательно размешиваем творог – 10 гр. мама/смесь – 30 мл.
7-й день – кефир 120 мл. творог 20 гр. мама/смесь – 15 мл.
8-й день – кефир 120 мл. творог 30 гр. – это уже полностью замененное кормление, маму/смесь уже давать не нужно.

Если в процессе прикорма возникают какие-то проблемы со здоровьем ребенка, то норму не увеличиваем, а может даже и уменьшаем, или полностью останавливаемся, в зависимости от состояния.

Все остальные кормления в сутках это мама или смесь. И в таком режиме целый месяц до исполнения полных 7 месяцев.

Все как и положено, еду начали давать из ложки. Первые два дня Катюша ела хорошо. На третий закапризничала и ни в какую не захотела есть из ложки. Я все перелила в бутылку и ребенок сам все из соски выпил. На четвертый день начала давать из ложки и все было хорошо съедено. Дальше процесс шел хорошо. Вместе с едой в рот всегда тянутся и руки… но они то вымыты, так что это не страшно, а в дальнейшем это идет как процесс приучения к самостоятельной еде. В связи с тем, что ребенок еще не сидел самостоятельно, мы усаживали свою кнопку в прогулочную коляску в полу лежачее положение. И так кормились почти до 8-ми месяцев, когда уже можно было переместиться в стульчик для кормления.

За месяц набрали 200 гр. Педиатр таким показателям начала удивляться, но когда я сказала, что с 6, 5 месяцев мы уже активно ползаем, а до этого 2-3 недели ползали назад и все время переворачивались, ни секунды на месте, то она и меня и себя успокоила тем, что тогда это в порядке нормы.

С семи до восьми месяцев.
Начинаю давать кашу гречневую безмолочную, т.к. мы кормимся кроме мамы и смесью NAN, то этот выбор был сделан только с целью не смешивать разные виды молока в смеси и в каше. Кашу даю на ночь из соски. Для гречневой сперва взяла соску для каши, но она оказалась слишком быстрой. Пришлось выбирать другую, менее быструю.

1-й день – каша 2,5 гр., вода 15 мл., смесь 0,25 мерных ложек, после смесь – 190 мл.
2-й день – каша 5 гр., вода 30 мл., смесь 0,5 мерных ложек, после смесь – 170 мл.
3-й день – каша 10 гр., вода 60 мл., смесь 1 мерная ложка, после смесь – 125 мл.
4-й день – каша 15 гр., вода 90 мл., смесь 1,5 мерных ложек, после смесь – 85 мл.
5-й день – каша 20 гр., вода 120 мл., смесь 2 мерных ложек, после смесь – 40 мл.
6-й день – каша 25 гр., вода 150 мл., смесь 2,5 мерных ложек – это уже полностью замененное кормление.

Все усваивалось отлично.

В 7 месяцев у нас уже появился первый зуб, через неделю и второй. Но т.к. более важным в прикорме я посчитала кашу, то пюре яблочное дала только через неделю после того, как мы уже полностью ели вечерами кашу, то есть в 7,5 месяцев. Пюре мы едим пока между кормлениями, когда после обеда через часа 2, когда после ужина через часа 2 (в общем, когда вспомню про него, тогда и даю :-) )

В 7 месяцев и 3 недели начала давать детское печенье Heinz. Добавляю его прямо в кефир с творогом. Первый день – одно, дальше по два.

За месяц набрали 500 гр.

На приеме у педиатра меня потянуло спросить:

Я: Какие будут рекомендации?
Педиатр: Вы мясо уже даете?
Я (недоумевая, какое такое мясо, если прикорм только начали недавно…): нет.
Педиатр: так с 7 месяцев уже нужно мясо давать, а с 8 можно и печенку.
Я: (открыла рот от недоумения, выслушала все ее рецепты и пошла домой еще раз уверившись в правильности своих действий согласно пословицы: тише едешь, дальше будешь.)

С восьми до девяти месяцев.
Пришла очередь овощей.

Сдвигаю кормление кефиром на 18 часов. И овощами заменяю второе кормление.

Схема прикорма (отвар давала из соски, а пюре овощное уже из ложки):

1-й день – овощной отвар 20 мл., после смесь – 190 мл.
2-й день – овощной отвар 40 мл., после смесь – 170 мл.
3-й день – 20 гр. овощей, после смесь – 185 мл.
4-й день – 40 гр. овощей, после смесь – 165 мл.
5-й день – 60 гр. овощей, после смесь – 140 мл.
6-й день – 90 гр. овощей, после смесь – 105 мл.
7-й день – 120 гр. овощей, после смесь – 70 мл.
8-й день – 150 гр. овощей, после смесь – 35 мл.
9-й день – 175 гр. овощей – это уже полностью замененное кормление.

Меню этого месяца:
утро: мама смесь;
обед: овощи;
полдник: кефир, творог, печенье;
второй полдник: смесь в не полном объеме 120-150 мл. по желанию ребенка.
перед сном ночным: каша гречневая.

Подробности процесса.
В первый и второй день отвар выпивала в целом хорошо. Варила я его из картошки, морковки, капусты и лука. Я вычитала, что в овощи еще и молоко добавляют… Но я сама попробовала какая это выходит годость и не стала так делать.

На третий день, когда дала овощи из ложки, то это нужно было только видеть ))) Ребенок прилично так кривился… и Катюша съела не всю приготовленную мной порцию. Но я знаю, что на этих ранних этапах лучше не насиловать. Я даже была готова к тому, что придется вернуться к молочной еде. Но для эксперимента решила купить овощи в банках в магазине, думаю, а вдруг те будут вкуснее, и ребенок будет лучше есть. Но не тут то было. Попробовав эти магазинские овощи Катя так скривилась, что больше заставить есть это нельзя было. И я сразу предложила свое домашнее. Вуаля! Все было съедено до последней ложки )))

В дальнейшем я решила отказаться от использования лука в еде и готовить овощное пюре из морковки, картошки и капусты (иногда без нее) в разных пропорциях. В конце приготовления добавляю соль и лавровый лист на 5 минут. И все перекручиваю в блендере. Готовлю я всегда на три дня и закрываю в баночки уже готовое пюре по 175 гр. с крышками-закрутками (использую 200-граммовые из под фруктового пюре). В выборе продуктов ориентируюсь только на свой вкус, а не всякие рекомендации умных дядей и тетей. Считаю, что если я не ем спаржу, то и ребенку это ни к чему и так далее во всех продуктах.

Спросите: почему на 3 дня? Да по тому, что лучше я проведу время играясь с ребенком, нежели каждое утро вместо этого стоять у плиты. Потому как когда ребенок спит, у меня есть и другие важные дела, нежели приготовление пищи.

Дальше я в течении месяца вводила в овощное пюре еще и петрушку, укроп и замороженный зеленый горошек. Из фруктов после 8,5 месяцев перешли на пюре яблоко с абрикосом.

За этот месяц прибавка в весе 50 гр.

С девяти до десяти месяцев.
Итак, нам полных 9 месяцев. Пришла очередь мяса. Использую филе куриное. Варю суп-пюре.

Действуем постепенно.

Купила филе, разделила его на следующие части в отдельные пакетики и заморозила: 30 гр., 60 гр., 60 гр., 60 гр., 90 гр., 120 гр., и все что осталось, если осталось, то все по 130-140 гр. уже по желанию собственному, но до года не более 45 гр. мяса за один раз.

1-й раз – варим 30 гр. филе 15-20 минут, достаем, отдаем коту. В мясной отвар добавляем овощи, варим до готовности, измельчаем в блендере, опять доводим до кипения и закрываем в 3 баночки по 175 гр. Кормим овощами на мясном бульоне 3 дня и смотрим на реакцию. Если все хорошо, идем дальше.
2-й раз – варим 60 гр. филе 15-20 минут, достаем, отдаем коту. В мясной отвар добавляем овощи, далее как в первый раз. Если все хорошо, идем дальше.
3-й раз – варим 60 гр. филе 15-20 минут, достаем, половину отдаем коту, остальное смешиваем с овощами. Варим. Кормим 3 дня. Если все хорошо, идем дальше.
4-й раз – варим 60 гр. филе 15-20 минут, все сваренное мясо смешиваем с овощами. Варим. Кормим 3 дня. Если все хорошо, идем дальше.
5-й раз – варим 90 гр. филе, все сваренное мясо смешиваем с овощами. Варим. Кормим 3 дня. Если все хорошо, идем дальше.
6-й раз – варим 120 гр. филе, все сваренное мясо смешиваем с овощами. Варим. Кормим 3 дня. Если все хорошо, идем дальше.
7-й раз – варим 130-140 гр. филе, все сваренное мясо смешиваем с овощами. Варим. Кормим 3 дня.

Если кому-то кажется, что это слишком медленно, то решать лично вам, а лично мне очень нравится в этом деле поговорка: «Тише едешь, дальше будешь».

Меню этого месяца:
утро: мама смесь;
обед: овощи с мясом – он же суп-пюре, фруктовое пюре;
полдник: кефир, творог, печенье;
второй полдник: смесь в не полном объеме 120-150 мл. по желанию ребенка.
перед сном ночным ужин: каша гречневая.

В этом месяце из овощей я добавила салатный перец. Из фруктов — постепенно перешли на пюре яблоко с персиком. И пюре фруктовое начала давать сразу после обеденного кормления, т.к. если давала в промежутках между едой, ребенок сильно требоваль больше, чем ему положенно. Пробовала давать печенье, горбушку хлеба. Все было хорошо, но когда это все размокало, то откусывались большие куски, которыми ребенок давился. Перешли на принцип добавления хлеба прямо в овощи с мясом.

За месяц прибавка в весе 400 гр. Ребенок веселый, активный. Уже чаще поднимается на ножки и передвигается по перметру дивана :-)

С десяти до одиннадцати месяцев.
В этом месяце мы меняем гречневую кашу на овсяную. Пришлось поморочиться с соской. «Для каши» оказалась опять слишком быстрой, а «быстрая» не пропускала частички каши. Пришлось дополнительно в «быстрой» соске пропезать отверстия по типу «для каши», но не такие большие и меньшее колличество. Из фруктов постепенно переходим на свежие персики 50 гр. после обеда, а в конце месяца добавляю фрукты и на вечер после кефира с печеньем, и с баночного яблока с персиком постепенно переходим на свежие груши по 50 гр. Все остальные кормления и продукты остаются прежними.

В связи с тем, что жевательных зубов еще у дочки нет, все фрукты тщательно перетираются.

Меню этого месяца:
утро: смесь;
обед: овощи с мясом – он же суп-пюре, фруктовое пюре;
полдник: кефир-творог-печенье, фруктовое пюре;
второй полдник: смесь в не полном объеме 120-150 мл. по желанию ребенка.
перед сном ночным ужин: каша гречневая.

Прибавка в весе 300 гр.

С одиннадцати до года.
В начале этого месяца в овощное пюре я добавила буряк. В связи с тем, что появились свои яблоки и груши в большом количестве, начала делать яблочно-грушевое пюре собственного приготовления. На 1 литр пюре добавляю 2 столовые ложки сахара. Все остальные продукты остаются прежними.

Наметила план действий по замене дорогого печенья Heinz за 26 грн. на обычное взрослое по 2.60 грн. за тот же вес. Первый главный год подходит к концу. Теперь можно постепенно отходить от чисто детского питания. В планах также после года добавить в детский компот курагу и чернослив, начинать давать куриную печенку, говядину, можно попробовать давать рыбу, а также начинать к зиме давать желток яйца.

За две недели до первого Дня рождения я не даю никаких новых продуктов, т.к. в год будут делать пробу манту и прививку КПК. Лучше поберечь ребенка от нововведений.

Меню этого месяца:
утро: смесь;
обед: овощи с мясом – он же суп-пюре, фруктовое пюре;
полдник: кефир-творог-печенье, фруктовое пюре;
второй полдник: смесь в не полном объеме 120-150 мл. по желанию ребенка.
перед сном ночным ужин: каша гречневая.

Прибавка в весе 50 гр.

В заключение добавлю, что мой ребенок все это время, а особенно, когда уже активно подниматься на ночки стала, все время перед кормлением просто выпрашивала еду и всем своим видом показывала, что она безумно голодная. В промежутках между кормлениями дочка не получала никакой другой еды (потому что не просила сама, а я намеренно ничего не предлагала зная, что могу перебить аппетит), только пила свой компот. Дочка ползала-бегала активная и веселая! А это самое главное. И все, кто сталкивался с процессом кормления моей дочери были глубоко удивлены, что ее не нужно заставлять есть.

Конечно, я не говорю, что у меня никогда не будет проблем. Они могут возникнуть. Но это будет потом.

Желаю всем хорошего аппетита!

Страница Елены Ющенко в КлубКоме

опубликовано 17/09/2021 15:03
обновлено 06/07/2021
Разное

Каши и молочная продукция

Что касается каши, то здесь существует два варианта. Первый – купить магазинную продукцию и приготовить ее согласно инструкции. Второй — сделать смесь самостоятельно дома. Для этого выбранную крупу необходимо перемолоть в кофемолке до получения однородной консистенции, после чего просто варить ее в воде с пропорцией 1:4.

Начинать прикорм следует с гречки, риса или кукурузной крупы. Также в 7 месяцев в кашу уже можно добавлять сливочное масло или немного куриного желтка, но только если малыш уже пробовал яйца и его организм хорошо их воспринял. В дальнейшем количество желтка можно увеличить до четверти в сутки. Такие добавки в кашу делают ее более питательной.

питание детей 7 месяцев комаровский

Такие молочные продукты как кефир, творог, йогурт также могут присутствовать в меню семимесячного крохи. По мнению доктора Комаровского, кефир и творог по составу напоминают грудное молоко, именно с них нужно начинать прикармливать детей. Однако такой подход является достаточно спорным, так как эти продукты остаются трудноусвояемыми для организма маленького ребенка. Плюс ко всему творог богат кальцием, что может привести к заживлению родничка раньше положенного срока.

Лучше всего брать специальный кефир, который производят на детской молочной кухне, а жирность творога не должна превышать 5%. Также до годовалого возраста следует избегать молочной продукции с различными добавками. Достаточно просто размять творожок вместе с кефиром, йогуртом или маминым молоком. В 7 месяцев малышу положено съедать не больше 40 грамм творожка и 100 мл кефира или йогурта.

Сливочное масло вводится в рацион крохи тоже с семи месяцев, добавляясь непосредственно в кашу или пюре. В самом начале его объем составляет всего 1/8 чайной ложки, впоследствии это количество постепенно увеличивается до 20 грамм.

питание детей 7 месяцев комаровский

В большинстве случаев мясо начинают давать грудничкам, находящимся на естественном типе вскармливания, в семимесячном возрасте. Основными требованиями к данному продукту являются:

  • минимальная жирность;
  • свежесть;
  • отсутствие добавок.

Также настоятельно не рекомендуется использовать для прикорма замороженное мясо или готовый мясной фарш. Чаще всего малышу предлагается или суп на мясном бульоне или пюре с мясом. Для этого следует взять кусок говядины, телятины, кролика, индейки или курицы, промыть, очистить и убрать все косточки, прожилки и кожицу.

В первое время кормить младенца мясом достаточно 2 раз в неделю, не чаще. В будущем, когда в его рационе появится рыба, а это где-то 10-11 месяцев, мясо можно будет чередовать с ней, тем самым делая питание крохи разнообразным и очень полезным.

Внимание! Вся информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях и носит ознакомительный характер. По всем вопросам диагностики и лечения заболеваний необходимо обратиться к врачу за очной консультацией.

Развивающие игры и занятия

Самые простые развивающие игры для детей 7 месяцев — «Ладушки», «Сорока-сорока». Научите кроху называть части тела: «Где наши ручки?», «Где наш носик?»

Но самыми эффективными занятиями с ребенком 7 месяцев является общение с родителями: разговаривайте с ним, меняйте интонацию, говорите то тише, то громче. Так вы не только сформируете большой словарный запас и основы правильной речи малыша, но и создадите условия для доверительного общения с вами в будущем.

У малышей первый год жизни всегда сопровождается новыми открытия и приобретением новых навыков. Ребенок растет и интенсивно развивается, приобщаясь ко взрослой жизни. Маленький человечек познает мир, пытается понять то, что происходит с его организмом и знакомится с поведением его родителей.

Малыш в 7 месяцев умеет :

  1. Сидеть без поддержки.
  2. Может ползать.
  3. Пытается повторять звуки за взрослыми.
  4. Понимает смысловое значение слов.
  5. Переворачивается на бочок.
  6. Стремится кушать самостоятельно.
  7. Изучает предметы.
  8. Пьет из кружки.

У семимесячного малыша уже есть некоторые навыки, к которым он приобщился ранее. Он умеет сидеть, ползать, держать в руках предметы разной формы и немного понимает, для чего эти предметы предназначены.

Развитие ребенка в 7 месяцев

Также ребенок в 7 месяцев уже повторяет некоторые звуки и жесты за взрослыми, подражая им. В этот момент родители должны попробовать научить ребенка некоторым словам и жестам, развивая новоприобретенные навыки. Например, вы можете сделать так, что малыш в скором времени будет уметь махать ручкой на прощание, сможет сказать «папа», «мама», «дай» и так далее.

Чтобы поддерживать развитие ребенка, родитель должен подогревать интерес малыша в исследовании окружающего его мира. Нужно показывать крохе новые интересные предметы, именно в этом возрасте малыш может проявить интерес к пирамидкам, кубикам и развивающим коврикам.

Но, развивая детей 7 месяцев физически, родители должны также контролировать их психическое развитие. Главное правило состоит в том, что не стоит устанавливать ребенку больше трех запретов на что-то. Постарайтесь просто отвлекать ребенка от опасных и не нужных ему предметов и постарайтесь мягко переключить внимание на безопасные игры.

Обязательно нужно учитывать, что в 7 месяцев малыш имеет очень слабое психическое развитие. Поэтому малыш может быть излишне эмоционален при расставании с мамой. Кроха может плакать и поэтому очень важно, чтобы, уходя, мама говорила с малышом и настраивала его на то, что она обязательно вернется и очень скоро.

Сколько должен кушать малыш?

Общее суточное количество пищи для семимесячного малыша определяется на основе его веса. Чтобы узнать, сколько примерно должен съедать ребенок этого возраста в день, нужно разделить его массу тела на 8 или 9.

Рекомендации в отношении блюд прикорма:

Не относитесь к рекомендациям по введению и прикорма и таблицам со сроками и количеством пищи с излишним рвением. Они должны служить лишь ориентиром, а родителям следует учитывать в первую очередь индивидуальные особенности и состояние здоровья крохи.

Учтите следующие нюансы:

  • Прежде чем дать крохе новый продукт, нужно обращать внимание на разные факторы, например, самочувствие малыша и отсутствие заболеваний (в том числе аллергий), прибавку в весе, наличие хорошего аппетита и другие.
  • Семимесячный малыш уже хорошо сидит, поэтому кормить его следует в сидячем положении. Для большего удобства стоит купить для крохи специальный детский стул.
  • Ежедневно готовьте малышу свежие блюда. Прежде чем дать пищу малютке, проверьте температуру продукта и хорошо перемешайте.
  • Не желающего пробовать новый прикорм младенца заставлять нельзя. Причин такого поведения много, например, не понравился вкус или же ребенок недостаточно проголодался. Покормите кроху грудью, но продолжайте и дальше предлагать ему новую пищу.
  • Кормите младенца с ложечки и не бойтесь дать ложку малышу в руки, чтобы он начал пробовать есть самостоятельно. Конечно, так часть еды попадет мимо рта и тарелки, но ребенку нужно начинать учиться осваивать данный навык.
  • Выбирая первую кашу, учитывайте особенности круп. К примеру, в рисе много крахмала, но эта крупа наиболее безопасна для аллергиков, а в гречневой крупе много витаминов. Сваренную на воде кашку можно разбавлять маминым молочком либо смесью.
  • Давать новую группу продуктов прикорма следует лишь после полного привыкания к уже введенным продуктам. Чтобы легче отследить, на какое блюдо появилась отрицательная реакция, давайте малышу сначала однокомпонентную пищу.
  • Пользуйтесь для приготовления пищи для 7-месячного ребенка ситом, миксером или блендером. Так вы сможете добиться нужной однородности продукта.

Свежее в разделе «По возрасту»

Шесть месяцев

МИР РЕБЕНКА

Родители замечают появление новых особенностей в поведении и характере ребенка. Ласковый, открыто проявляющий свои чувства малыш вдруг начинает с опаской относиться к незнакомым людям. При появлении гостя он уже не так охотно улыбается и выражает свою радость. Даже бабушка, которая постоянно навещает внука, рискует получить отпор, пытаясь взять его на руки. К счастью, первоначальная робость малыша быстро проходит. Чтобы ребенок преодолел смущение, взрослым достаточно поговорить с ним или подарить игрушку, и они снова станут добрыми друзьями.
Почему так происходит? Неужели ребенок действительно утратил свой мягкий, добрый нрав? Нет. Просто единственные люди, с которыми он всегда готов общаться и которым доверяет, — это его родители. В сознании малыша мама и папа ассоциируются с ощущением безопасности и комфорта, с едой и удовольствием, и он не принимает никакой замены. Появление нового лица может грозить ему разлукой с родителями.
Как только малыш привыкает к незнакомому человеку, он сразу становится веселым и ведет себя естественно. Шестимесячный ребенок начинает осознавать свое «я» и то влияние, которое он оказывает на окружающих. Малыш любит покривляться и подурачиться, и если его гримасы вызывают одобрение взрослых, он начинает делать это еще с большим энтузиазмом.

Двигательные навыки

В возрасте шести месяцев многие дети способны самостоятельно садиться, вытянув руки вперед, а чтобы сохранить равновесие, крепко упираются ими в пол. Находясь в сидячем положении, они видят мир совсем по-другому. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Катаясь в тележке по магазину, он ощутит себя в центре волшебного мира, полного ярких красок и всевозможных звуков.
Многие шестимесячные дети уже вполне способны самостоятельно передвигаться. Одни ползают, лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами. Другие перемещаются, упираясь коленями. Кроме того, случается, что некоторые малыши, будучи достаточно развитыми, не могут сдвинуться с места. Если перед таким ребенком положить игрушку, он будет стремиться достать ее. Однако его попытки продвинуться вперед, изо всех сил отталкиваясь ногами, остаются безуспешными, и в конце концов он даже отодвигается назад от цели. Часто мы замечаем, что ребенок, который способен долго и устойчиво сидеть, не любит двигаться.
В этом возрасте малыш уже хорошо умеет дотягиваться и хватать предметы. Его движения точны и уверенны. Он берет игрушку одной рукой, перекладывает ее в другую, затем снова протягивает свободную руку и хватает следующую. Однако если вы предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки заняты, вы поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить новую вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего малыш потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Пройдет некоторое время, пока он поймет, что прежде чем взять новую игрушку, он должен куда-нибудь положить ту, которую держит.
Теперь малыш осознанно стремится достичь цели, кроме того, он с успехом подбирает мелкие предметы с пола. По-видимому, этому способствуют два обстоятельства: во-первых, ребенок стал лучше владеть пальцами и крепче держать предметы; во-вторых, глазные мышцы становятся более развитыми, что позволяет малышу воспринимать изображение на расстоянии. Теперь он будет изо всех сил стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на простыне.
В этом возрасте ребенок начинает разбираться в сложных ситуациях и принимать решения. Обратимся к классическому примеру из психологии, когда шестимесячный малыш, видя (по условиям эксперимента), что может упасть, отказывается ползти к матери через мост. В реальной жизни ребенок скорее всего остановится, приближаясь к краю кровати или к верхней ступеньке лестницы. К сожалению, нет никакой гарантии, что он всегда будет вести себя осторожно, поэтому родители должны постоянно присматривать за ним. Итак, в этом возрасте у ребенка формируется пространственное восприятие, которое отражает сложные физиологические процессы, происходящие в его нервной системе.
Часто родители стремятся обучить шестимесячных детей плавать. Смысл заключается в том, что движения плывущего человека напоминают движения ползущего, и если ваш ребенок уже умеет ползать, то без труда научится и плавать. В действительности, если малыша обучают заботливые родители или опытный тренер, он может задерживать дыхание и перемещаться в воде на короткое расстояние. Очень немногим детям удается поднять голову над водой, чтобы перевести дыхание, и почти никто из них не в состоянии целенаправленно проплыть из одного места в другое. Плавание — прекрасное занятие для взрослых и детей. Однако если ребенка обучать слишком рьяно, он может начать бояться воды, и этот страх будет трудно преодолеть.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Для ребенка открывается новый мир звуков и образов. Его внимание начинают привлекать незаметные на первый взгляд детали, и он всегда знает, когда вы радуетесь или грустите. Малышу нравится играть одновременно с несколькими предметами, особенно с теми, которые приятно видеть и трогать. Теперь его любимые игрушки — это мячик, сшитый из разных по текстуре и цвету кусочков ткани, мягкая резиновая зверюшка, издающая громкий писк, звенящие кубики, ключи, ложки, кухонная посуда, яркие прищепки для белья.
Итак, ребенок свободно сидит, опираясь на что-либо, занимается игрушками и получает от этого большое удовольствие. Как правило, внимание малыша приковано только к одному предмету, с которым ему нравится играть. Взяв в руку погремушку, ребенок сначала внимательно рассматривает ее. Две-три секунды спустя он начинает энергично трясти ею, затем перекладывает в другую руку, сильно ударяет погремушкой, некоторое время держит ее во рту, снова трясет и наконец роняет. Через какое-то время малыш может обратить внимание на другой предмет и поступить с ним таким же образом.
Ребенка привлекает шуршание оберточной бумаги. Ему нравится мять руками тонкую папиросную бумагу или мягкую фольгу. Поскольку во время игры малыш может затащить ее в рот, необходимо особенно внимательно наблюдать за ним. Не позволяйте ему брать в рот кусочки газеты или журнала. Типографская краска может повредить здоровью малыша.
На этом этапе развития ребенок начинает узнавать знакомые предметы, даже если они чем-нибудь прикрыты. Погремушка, частично прикрытая материей, вызывает особый интерес ребенка. По-видимому, он начинает понимать, что предметы существуют, даже если их не видно полностью. Однако в этом возрасте ребенок вряд ли станет искать игрушку, если она закрыта полностью. Это можно объяснить, во-первых, тем, что пока ребенок еще не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже когда его не видно или если он куда-нибудь закатился. Во-вторых, малыш не знает, что вещи могут быть не видны, если они спрятаны внутри другого предмета, закрыты чем-нибудь или заслонены.

Понимаем своего ребенка

Несмотря на настороженное отношение шестимесячного ребенка к незнакомым людям, ему необходимо человеческое общение. Он любит играть с братьями и сестрами и рад появлению других детей. Если два шестимесячных малыша находятся рядом, они сразу замечают действия друг друга и начинают их повторять. Стоит одному рассмеяться, тут же заливается смехом второй. Если кто-то из них закричит, другой сразу же следует его примеру. Создается впечатление, что каждый малыш полностью отождествляет себя со своим партнером по игре.
Одна из самых любимых игрушек ребенка — зеркало. Он может подолгу сидеть перед ним, разговаривать со своим отражением и даже целовать его. Если зеркало в ответ молчит, ребенок способен ударить по нему, словно пытаясь выяснить, в чем дело.
По мере того как мир образов и звуков становится богаче, игры, в которые играет малыш, приобретают более сложный характер. Он с удовольствием предвкушает момент, когда «придет коза-рогатая» и «забодает» его, и уже заранее смеется, ожидая щекотку. Малыша привлекают движения взад и вперед, а если папа прячется за дверь, а затем выглядывает, это вызывает у него бурю восторга. Когда взрослый устает от постоянного движения, ребенок пытается изменить правила игры. Если папе надоедает трясти его на коленях и петь, малыш начинает подпрыгивать самостоятельно в надежде продлить удовольствие.
Стремление ребенка заставить взрослого выполнять свои желания наводит на мысль о том, что он осознает разницу между людьми и неодушевленными предметами. Ему кажется, что люди, а не вещи являются причиной того, что происходит вокруг. Малыш «разговаривает» с игрушками, не требуя от них ответа. Однако когда он общается с людьми, его лепет звучит намного выразительнее и может означать вопрос, ответ, замечание или команду. Если папа пытается спустить ребенка с рук, а тому не нравится это, в голосе малыша появляются повелительные интонации.
Шестимесячный ребенок старается подражать произношению, характерному для языка, на котором говорят взрослые. Его лепет становится более различимым, даже если он сам этого не осознает. Маленький китаец будет «гулить», подражая китайскому языку, кубинец — испанскому, американец — английскому, а лишенный слуха ребенок будет говорить все меньше и меньше. У малыша проявляется все большая способность подражать поведению окружающих. Раньше это относилось только к мимике лица и к голосу. Теперь мы видим, что ребенок старается повторять и жесты. Однако пока он ограничивается только теми движениями, которые ему известны. Чтобы имитировать движения чьих-то рук, малыш должен видеть свои. Он начинает хлопать в ладоши или ударять по кастрюле, заметив, как это делают родители.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Ребенок обследует дом
Если малыш начал самостоятельно передвигаться, он неизбежно начнет путешествовать по дому. Загородите подступы к лестнице, закройте дверь в ванную, прикройте штепсельные розетки, оберегайте малыша от острых углов, заприте на замок ящики в шкафу. Не допускайте случайностей! Все ядовитые вещества, моющие средства и лекарства должны быть надежно спрятаны.
Сядьте на пол вместе с ребенком
В этом возрасте детям необходимо удобное место для игры. Позволяйте им какое-то время находиться на полу. Это помогает ребенку научиться переворачиваться и ползать. Если ваш малыш не любит находиться в одиночестве, присоединитесь к нему и поиграйте вместе.
Храните детские игрушки в небольших коробках. У ребенка начинает появляться интерес к мелким вещам. Храните его любимые игрушки в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.
Называйте своими именами
В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела — глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.
Пригласите в гости друзей
Пригласите в гости малыша, который мог бы поиграть вместе с вашим ребенком. После того как дети посмотрят, потрогают и внимательно обследуют друг друга, они смогут обнаружить серьезные различия между игрушками и живыми людьми.

Время игр

Новые открытия
Ладушки
Поиграйте с малышом в ладушки. Спойте ему песенку: Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.
Разговор с чашкой
Соберите вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося по очереди каждую чашку ко рту, повторяйте какое-нибудь знакомое слово (например, имя ребенка). Малыш заметит, как по-разному звучит его имя. Продолжайте игру и старайтесь произносить самые разные звуки. Чем больше малыш будет их слушать, тем скорее начнет повторять.
Шарик с водой
Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят. Не оставляйте ребенка одного. Помните: если ребенок возьмет его в рот, разорвавшийся шарик может принести вред.
Игра со звуками
Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяя ложкой по каждой из них, вы услышите разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и через некоторое время присоединится к игре.
Фотографии мамы и папы
При любой возможности произносите слова «папа» и «мама». Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз, когда вы услышите, как малыш «гулит» «ма-ма» и «па-па», показывайте ему на фотографии и говорите: «Это мама, а это папа».
Развитие координации
«Птички полетели»
Медленно рассказывайте ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите «Птички полетели», поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро он научится ждать этого момента и заранее будет смеяться. Старайтесь не раскачивать и не дергать ребенка за руки слишком сильно, их можно легко вывихнуть.
Посадите ребенка на плечи
Пусть папа посадит малыша себе на плечи и немного покатает его. Таким образом ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои движения и увидит мир с высоты папиного роста.
Покачайте малыша на ноге
Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения. Соответственно этому качайте ребенка: то медленно, то быстро.
Если ребенок научился ползать
Соорудите перед ребенком забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разной ткани. Пусть малыш попробует перебраться через них.
Крутящийся шарик
Отличный способ заставить малыша ползать — показать ему, как движется по кругу шарик. Начните медленно вращать его на некотором расстоянии от ребенка. Обратите внимание малыша на шарик, сказав: «Скорее иди сюда и возьми шарик».
Игра с мячиком
Посадите ребенка на пол и начните катать перед ним мячик туда и обратно. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.
Решение проблем
Третья игрушка
Когда малыш держит в обеих руках игрушки, предложите ему взять третью. Сначала он попытается схватить ее, не выпуская из рук те, которые держит. Однако через некоторое время он поймет, что прежде, чем взять еще один предмет, нужно освободить руки.
Игрушка, наполовину спрятанная под одеяло
Спрячьте любимую игрушку ребенка под одеяло или накроите чем-нибудь другим, так чтобы был виден ее край. Малыш схватить ту часть игрушки которую увидит, и будет дергать за нее. В конце концов, он научится стаскивать с игрушки одеяло.
Уроните куклу со стола
Попробуйте перемещать тряпичную куклу по столу а затем позвольте ей упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш наблюдает за вашими действиями.
Через некоторое время он научится ждать того момента, когда кукла упадет, и будет заранее смотреть на пол.
Игра с формочками
Дайте малышу несколько формочек для выпечки пирожных. Покажите, как нужно ударять ими друг о друга и о стол.
Спрячьте радиоприемник
Спрячьте радиоприемник под пеленку и понаблюдайте, сможет ли малыш найти его.
Воздушный шарик
Привяжите воздушный шарик к детской коляске. Малышу понравится дергать за веревочку и смотреть, как двигается шарик. Не оставляйте ребенка одного — если вдруг шарик лопнет, малыш может взять его в рот.
Дайте малышу «доску для игр»
Сейчас самое подходящее время, чтобы познакомить малыша с детской доской для игр. Выберите предметы, с которыми легко обращаться. Поместите доску в том месте, где малышу будет удобно играть.
Помашите рукой на прощание
Каждый раз, выходя ненадолго из комнаты, не забывайте на прощание помахать малышу рукой. Это подготовит ребенка к вашему длительному отсутствию.

Повседневные дела

Время кормления
Во время кормления сажайте ребенка на специальный высокий стул
В возрасте шести месяцев многие дети способны сидеть на высоком стуле со столиком или в детском креслице. Давая ребенку в руки маленькие кусочки еды, вы помогаете ему развивать движения пальцев. Начните тренировки с сухих завтраков или с несоленых крекеров.
Прикрепите к детскому столику игрушку на присоске
Существует много разных игрушек, которые можно прикрепить к детскому столу. Они развлекут малыша, в ожидании пока ему подадут обед.
Помогите ребенку стучать по столу
Если малыш начинает барабанить по столу, последуйте его примеру и посмотрите, получится ли из этого игра. Повторяйте слова «удар, ударять», чтобы в сознании малыша установилась связь между словом и действиями.
Сладкое желе
Приготовьте вкусное желе, смешав сок с желатином, и положите несколько кусочков на столик перед ребенком. Малышу понравится хватать сладкие скользкие кусочки и отправлять их в рот.
Соломинки
Если вы едите в ресторане, возьмите пластмассовые соломинки и крышки с дырочками от стаканчиков, используйте их в качестве игрушек. Наденьте несколько крышек на соломинку, оставляя пустое пространство между ними. Покажите малышу, как нужно стягивать их с соломинки.

Время отдыха
Занимательная подушка
Сшейте для ребенка подушку с изображением веселой и печальной рожицы. Покажите ему сначала одну сторону подушки, затем другую. Это поможет малышу различать выражения человеческого лица. Если его заинтересует новая мягкая игрушка, пусть он поиграет с ней.
Большая тряпичная кукла
Дайте малышу большую тряпичную куклу, и пусть он играет, двигая ее ногами и руками вверх и вниз. Короткими фразами объясните малышу, что он делает.

опубликовано 21/05/2007 13:36
обновлено 13/05/2021
Педагогика и психология

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector