Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек — Общая информация | МГППУ

* знак зарегистрирован в государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания 15 марта 2008г. и 19.06.2008г и (приоритет от 15 декабря 2006г., заявки № 2006736626 и 2006736627). правообладатель – московский городской психолого-педагогический университет.

На что можно размещать Знак?

Знак «Детские психологи рекомендуют», как и текст психолого-педагогического заключения, может быть использован только в отношении продукции, на которую был заключен Лицензионный договор. Размещение Товарного знака без адресации к конкретным товарам и/или для рекламы организации в целом запрещено.


Знак может наноситься типографским способом или в виде наклейки-стикера.

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУСколько стоит размещение Знака?

Стоимость экспертизы, проводимой Центром,  можно уточнить по телефону: 8 (495) 6253752. 

Отдельно оплачивается размещение Знака (в том случае, если заказчик примет соответствующее решение).

При регистрации Лицензионного договора Лицензиат оплачивает государственную пошлину в размере 10 тысяч рублей. Лицензионные платежи в адрес правообладателя зависят от способа нанесения Знака и тиража продукции.


Уполномоченный сотрудник Центра экспертизы игр и игрушек при необходимости оказывает содействие в подготовке документов к регистрации (безвозмездно).

Условия и этапы взаимодействия

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУСколько стоит психолого-педагогическая экспертиза игрушек?

Стоимость экспертизы, проводимой Центром,  можно уточнить по телефону: 8 (495) 6253752. 

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУКто может стать заказчиком экспертизы?

Заказчиком психолого-педагогической экспертизы, может выступать производитель игровой продукции, ее поставщик или продавец, а также автор идеи (оставить Заявку).

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУКак осуществляется процесс взаимодействия между Центром и заказчиком экспертизы?

Взаимодействие с заказчиком осуществляется в несколько этапов:

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУПервый этап. Передача продукции в Центр и заключение Договора на проведение психолого-педагогической экспертизы игровой продукции для детей между Заказчиком и Московским городским психолого-педагогическим университетом. Продукция предоставляется вместе с упаковкой, описанием, инструкцией, методическими материалами и т.п., т.е. в том виде, в котором она продается.

Прием продукции фиксируется в Акте передачи, который подписывается обеими сторонами.
На экспертизу принимаются:

— Игрушки и игровые материалы.

Обязательным условием является предоставление Сертификата соответствия.

— Образцы игровой продукции в процессе разработки.

После подготовки образца к продаже, он должен пройти экспертизу повторно с предоставлением Сертификата соответствия.

Длительность проведения психолого-педагогической экспертизы составляет 2 – 3 месяца с даты подписания Договора, но может меняться в зависимости от загруженности специалистов Центра и сложности работы.

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУВторой этап.Встреча экспертов с заказчиком, на которой выдается и комментируется экспертное заключение.

В случае высокой экспертной оценки Заказчику вручается Сертификат качества «Детские психологи рекомендуют», выполненный на специальном бланке с индивидуальным номером. Каждое наименование продукции получает персональный Сертификат.

Сертификат имеет отношение только к той продукции, на которую он выдан.

Сертификат не дает права использовать Знак  в каком бы то ни было виде.

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУТретий этап.В случае высокой экспертной оценки Заказчик может заключить с МГППУ лицензионный договор на право размещения знака «Детские психологи рекомендуют» в каталоге, медиа-ресурсах, на упаковке игровой продукции или иным разрешенным образом.

Детские психологи рекомендуют игрушки

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУ16 февраля 2021 года в Московском
городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) прошло торжественное вручение ежегодной премии
«Игрушка года –
детские психологи рекомендуют».

В 2004 году Московский городской психолого-педагогический университет
учредил Центр
психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек
. Информацию о прошедших
экспертизу игрушках ежегодно публикуются в каталоге, доступном широкой
аудитории. В него входят фотографии и краткие экспертные заключения на каждую
игрушку. В 2009 году прошло
первое награждение
производителей лучших игр и игрушек по десяти
номинациям.

Этот год не стал исключением. Центр выпустил каталог лучших игрушек и
настольных игр 2021 года, которые прошли через экспертизу и получили сертификат
и знак «Детские психологи рекомендуют».

Торжественное вручение премии собрало психологов, педагогов, производителей
игр и игрушек, общественных деятелей и руководителей образовательными
учреждениями и ведомствами Москвы.

Гостями конференции стали:

  • Калина
    Исаак Иосифович
    – руководитель Департамента образования города Москвы
  • Рачевский Ефим Лазаревич – директор Центра образования
    «Царицыно», член Общественной Палаты России, народный учитель России
  • Случ
    Михаил Ильич
    – директор школы  № 1060, учитель математики,
    абсолютный  победитель всероссийского конкурса «Учитель года-2021»
  • Собкин
    Владимир Самуилович
    – профессор, академик РАО директор Центра социологии
    образования РАО
  • Яковлев Александр Викторович – заместитель начальника
    Главного управления МЧС России по городу Москве, полковник
  • Нашивочников
    Виталий Викторович
    – генеральный директор Фонда профессионального
    образования и инновационной деятельности Торгово-промышленной палаты РФ
  • Адамский Александр Изотович – научный руководитель
    института проблем образовательной политики «Эврика»
  • Светлова Александрина – выпускница, а сейчас аспирант
    МГППУ, абсолютный победитель профессионального конкурса «Педагогический дебют —
    2021», обладатель Кубка мира и чемпион Европы по фехтованию на саблях, мастер
    спорта международного класса
  • Галимова Альфия Салиховна — председатель Совета
    родительской общественности образовательных учреждений города Москва

Церемонию открыл ректор Московского городского психолого-педагогического
университета Рубцов Виталий Владимирович. Он рассказал о деятельности
Центра игры и игрушки, о том, насколько важно донести до молодых специалистов
понимание значимости игрушки в жизни ребенка. Виталий Владимирович отметил, что
знак «Детские психологи рекомендуют» в последнее время стал оказывать
существенное влияние на родителей:

«Наш знак «Детские психологи рекомендуют»  стал оказывать влияние на
родителей и привлекательность игрушки стала возрастать. Мы это почувствовали по
не всегда радостным, по отношению к нам, отношением предпринимателей, которые
стали видеть, что интересы и внимание родителей начали привлекать  не те
игрушки, которые выпускают они».

Помимо этого, по словам В. В. Рубцова, предприниматели,
работающие с хорошими игрушками, стали чаще обращаться за помощью к психологам
Центра с вопросом, какие им нужны игрушки.

Вручение премии проходило по 10 номинациям:

  1. Лучшая кукла
  2. Игрушки для сюжетной игры
  3. Сотрудничество в игре
  4. Военная игрушка
  5. Самая универсальная игрушка
  6. Стратегическая игра
  7. Семейная игра
  8. Режиссерская игра
  9. Соревнование в игре
  10. Логическая игра

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУНоминантов представляли сотрудники Центра:
зрителям был показан видеоролик, в котором описывались те или иные особенности
номинируемой игрушки; акцентировалось внимание как на физических особенностях,
так и на развивающих. Вручали премию гости церемонии, каждый из которых сказал
теплые слова и пожелания производителям игрушек и высказал свою точку зрения на
значение игровой деятельности в жизни ребенка.

1. Номинация «ЛУЧШАЯ КУКЛА».

Победитель: «Пупс». Производитель: Madeleine, Германия.
Вручает награду: Смирнова Е.О., представитель компании:
Моисеева Л.А.

Смирнова Е.О. рассказала о том, как собирался каталог в течение всего
года, искались игрушки, экспертировались, отвергались и принимались. Отметила,
что сложнее всего было в этом году отыскать достойную куклу: симпатичную,
милую, обаятельную, добрую, не навязывающую агрессивности и
демонстративности.

2. Номинация «ЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА» .

Победитель: Лабиринт «Юниор». Производитель: Ravensburger, Германия.
Вручает награду: Случ М.И., представитель компании: Майорова
Е.П.

Случ М.И. отметил, что присутствие на церемонии такого количества
взрослых говорит о том, что человек всю жизнь является человеком играющим.
Данная игрушка, по его мнению, развивает такой полезный навык как креативность,
умение что-то делать и создавать то, чего раньше не было.

3. Номинация «ИГРУШКИ ДЛЯ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ»

Победитель:  «Уборка». Производитель: Plan Toys, Таиланд.
Вручает награду: Собкин В.С., представитель компании: Гальперина
М.В.

Собкин В.С. подчеркнул, что одной игровой детали недостаточно для
того чтобы, ребенок получил определенный опыт, например, в уборке, для этого
нужен целый набор, позволяющий комбинировать действия ребенка, соотносить вещи
друг с другом, что приближает их к опыту взрослого.

4. Номинация «СОРЕВНОВАНИЕ В ИГРЕ»

Победитель: «Нападай!». Производитель: Selecta, Германия.
Вручает награду: Светлова А., представитель компании: Сахненко
Л.В.

Александрина Светлова – мастер спорта по фехтованию на саблях –
отметила, что в любом виде спорта важны скорость реакции, хладнокровие, и
подобная игра для маленьких детей, занимающихся спортом, может очень хорошо
способствовать их развитию и смены деятельности в тренировках.

5. Номинация «РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА»

Победитель: «Рыцарский замок». Производитель: ELC, Англия.
Вручает награду: Рачевский Е.Л., представитель компании: Шарубина
Е.А.

Рачевский Е.Л. подчеркнул, что игра сегодня – это единственный
универсальный способ научить ребенка не бояться ошибиться и принимать решения.
Ефим Лазаревич предложил, также, провести конференцию в ближайшем будущем
«Игра, как важнейший фактор развития образования ребенка».

6. Номинация «СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИГРА»

Победитель: «Коридор для детей». Производитель: Gigamic, Франция.
Вручает награду: Нашивочников В.В., представитель компании: Пешков
А.

Нашивочников В.В., представитель торгово-промышленной палаты,
рассказал, что в своей работе предприниматели малого и среднего бизнеса
сосредотачивают свое внимание на школьниках более старшего возраста – 10-11
класс, отметив, что эта игра даже с более раннего возраста позволит им
правильно выбрать себе будущую профессию.

7. Номинация «ВОЕННАЯ ИГРУШКА»

Победитель: «Славяне (воины)». Производитель: ИП Машинец М.Ю., Россия
Вручает награду: Яковлев А.В., представитель компании: Михайлов
А.

Яковлев А.В. выразил восхищение тому факту, что вручает этот приз
российскому производителю, и тем более, в такой номинации. Он отметил
патриотическую составляющую данной игрушки и тот факт, что все представленные
номинанты прошли проверку на безопасность. Очень важно, чтобы игрушки прививали
ребенку культуру безопасности жизнедеятельности.

8. Номинация «СЕМЕЙНАЯ ИГРА»

Победитель: «Ловкие удочки». Производитель: Вальда, Россия.
Вручает награду: Галимову А.С., представитель компании: Лаганчев
В.А.

Галимова А.С. отметила, что семейная игра – это всегда
объединение в семье, веселое настроение, мир и благополучие. Родители передают
опыт своим детям посредством совместного участия в игровой деятельности.

9. Номинация «СОТРУДНИЧЕСТВО В ИГРЕ»

Победитель: «Хоп! Хоп! Хоп!». Производитель: Djeco, Франция.
Вручает награду: Адамский А.И., представитель компании: Сахненко
Л.В.

Адамский А.И. рассказал о том, что в этом году исполняется
25 лет со дня выхода в свет манифеста «Педагогики сотрудничества» в 1986 году,
в котором он принимал участие, и, по его мнению, сотрудничество – один из
ключевых моментов характеристики любой игры. Надзор психологов за игрой,
патронирование – это великое дело для психолога.

10. Номинация «САМАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИГРУШКА»

Победитель: Пирамидка «Дельфинчик». Производитель: Биланик, Россия.
Вручает награду: Калина И.И., представитель компании: Владимиров
А.Л.

По мнению Калины И.И. игрушка – это только повод и способ человеку
общаться с самим собой, с другими детьми и с взрослыми; каждого человека можно
проверить по тому, берут ли дети его в игру. Также, руководитель
Московского Департамента образования предложил запустить конкурс среди учащихся
школ и колледжей «Придумай новую игрушку», целью которой стало бы увеличение
количества национальных игрушек в стране.

После вручения премии перед собравшейся аудиторией появился мальчик Амир.
«Представитель детской общественности» поздравил с праздником производителей
игрушек и психологов, а также передал психологам видеописьмо от всех детей –
фильм «Психологи, привет!».

По завершению мероприятия специалистам Центра были вручены цветы, а Елена
Олеговна Смирнова выступила с финальной речью.


Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУПрочитать отчет о
церемонии вручения первой премии в 2009 году вы можете
здесь.

В 2008 году вышел спецномер научного журнала
«Психологическая наука и
образование»
(№3, 2008), посвященный психолого-педагогическим
проблемам игры и игрушки. Статьи выпуска можно почитать в открытом доступе
здесь.

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУ

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек — общая информация

Цели нашей работы – утверждение ценности игры для детского развития, совершенствование ее качества, изучение различных видов игр, игрушек, игровых материалов и пространств, исследование условий и средств развития ребенка, подготовка квалифицированных специалистов в практике детской игры, повышение качества игровой продукции и игровой среды для детей, повышение компетентности родителей и специалистов в области игры и детского развития.

Направления работы отдела

  1. Научно-исследовательское. В Центре ведутся научные разработки и исследования, связанные с различными аспектами современного детства, детской игры, игрушек и игровой среды. Специалисты выступают с докладами на различных конференциях и семинарах. Издан ряд научных и популярных статей и книг, тематика которых расширяется и углубляется.
  2. Педагогическое. Сотрудниками Центра разработана и ведется уникальная магистерская программа «Игра и детство», в которой студенты осваивают как теоретические аспекты развития ребенка и различных видов детской игры, так и практику сопровождения игры, подбора игровых материалов и организации игровой среды в разных возрастах. Под руководством специалистов центра ведутся диссертационные исследования по теме игры и игровой среды.
  3. Экспертное. Специалисты являются квалифицированными экспертами в области игровой среды, игр и игрушек. В Центре разработана научно-обоснованная концепция и методика психолого-педагогической экспертизы разных видов игрушек и игровых материалов, концепция и методика экспертизы игровой среды. По запросам производителей и детских дошкольных учреждений осуществляется психолого-педагогическая экспертиза игровых материалов и предметно-пространственной среды в группах и на игровых участках ДОУ. На основе экспертизы могут выполняться заказы как по оценке, так и по разработке игровых пространств для дошкольных и школьных образовательных учреждений.
  4. Просветительское. Сотрудниками Центра ведется разнообразная просветительская работа, направленная на утверждение права детей на игру, продвижение ее ценности в сознании родителей и специалистов, содействие распространению качественных игровых материалов. Проводятся городские фестивали и Дни игры, мастер-классы для волонтеров и студентов, организуются игровые площадки для детей и родителей. Специалисты сотрудничают с центрами поддержки игровых практик, проводят консультации по вопросам поддержки и развития игры среди родителей, специалистов и разработчиков новых игр. Регулярно публикуются статьи и книги для родителей, видео лекции и семинары, выступления в СМИ.
  5. Международное сотрудничество. Специалисты Центра с 2021 года являются членами ассоциации исследователей детских игрушек (ITRA), с 2021 года ‒ крупнейшей международной ассоциации игры International Play Association (IPA), с 2021 года являются основателями российского отделения IPA. С 2021 года принимают участие в международной инициативе «Child friendly city» – «Город, дружественный к детям», регулярно участвуют в конференциях «Child in the city» – «Ребенок в городе».

Уникальная коллекция игрушек

В Центре собрана не имеющая аналогов коллекция современных игрушек, где представлен весь спектр современной игровой продукции российских и зарубежных производителей, а также игрушки прошлых лет и игрушки из разных стран мира как культурно-специфические образцы. В коллекцию входят экспонаты, имеющие знак качества с точки зрения детской игры и развития, а также широко представленные на рынке, но, по разным причинам не подходящие для детской игры игрушки. Собрание постоянно пополняется новинками. Игрушки структурированы в соответствии с различными видами детской деятельности и возрастными этапами развития ребенка от рождения до младшего подросткового возраста.

Экспонаты богатой и разнообразной коллекции игрушек постоянно используются для проведения исследований, в консультациях родителей и производителей, а также в обучающих целях для студентов различных учебных программ.

В Центре игры и игрушки регулярно проходят экскурсии для гостей университета – профессоров, руководителей ВУЗов, исследователей, студентов из России и из разных стран мира, а также ознакомительные экскурсии для школьников – учащихся психологических классов.

В целях повышения психологической компетентности специалистов разного профиля и родителей действуют сайты:

Сайтwww.noalkogolizm.ru — представлены все направления работы отдела, в частности

  • магистерская программа,
  • проекты,
  • информация о специализированных конференциях и семинарах,
  • научные и популярные статьи и книги сотрудников,
  • критерии экспертизы игровой продукции,
  • условия присвоения Знака качества «Детские психологи рекомендуют»,
  • разнообразные практические материалы для родителей, специалистов и производителей.

Виртуальный каталогbest.noalkogolizm.ru

Интерактивный справочник «Детская»detskaya.noalkogolizm.ru

Премия «игрушка года – детские психологи рекомендуют»

Состоялась III ежегодная церемония вручения премии «Игрушка года – Детские психологи рекомендуют». На церемонии назвали лучшие игрушки и игры, которые были отобраны по результатам психолого-педагогической экспертизы в 2021-2021 годах. Организаторы церемонии — департамент образования города Москвы и Московский городской Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ. Премию «Игрушка года – Детские психологи рекомендуют» получили следующие производители: 

Победитель в номинации «Игра в сказку»: композиция «Рыцарь на коне, дракон, принцесса». Производитель: «Сказки дерева», Россия.

Победитель в номинации «Универсальная игрушка»: «Ретрогонщики». Производитель: «ELC», Англия.

Победитель в номинации «Погремушка»: Погремушка месяц, Черепашка Соня, Петушок Золотой гребешок, Мишаня. Производитель: «Царицынская игрушка», Россия.

Победитель в номинации «Конструктор»: конструктор деревянный «Bamboo blocks». Производитель: «Imaginarium», Испания.

Победитель в номинации «Режиссерская игра»: «Моя маленькая песочница. Большая стройка». Производитель: «Be good company», США.

Победитель в номинации «Кукла»:  кукла «Надия». Производитель: «Playmates toys ink», США.

Победитель в номинации «Литературный персонаж»: «Финдус». Производитель: «Мир детства», Россия

Победитель в номинации «Соревнование в игре»: «Барабашка». Производитель: «Zoch zune spielen», Германия.

Победитель в номинации «Головоломка»: «Грузовички 3». Производитель: «Bondibon», Бельгия.

Победитель в номинации «Семейная игра»: «Шеф повар Реми». Производитель: «Звезда», Россия.

В рамках мероприятия был представлен новый каталог «Лучшие игры и игрушки» с экспертными заключениями специалистов Центра, а также презентация уникальной выставки-ретроспективы «Кукла прошлого и настоящего».

Процедура психолого-педагогической экспертизы

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУСколько времени занимает психолого-педагогическая экспертиза?

Длительность экспертизы составляет 2 – 3 месяца, но может меняться в зависимости от загруженности специалистов Центра и сложности работы.

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУКто проводит экспертизу?

Экспертизу проводят сотрудники Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ – практикующие психологи и педагоги, доктора и кандидаты наук. При необходимости Центр привлекает других специалистов соответствующей квалификации.

В экспертизе принимают участие не менее 3 экспертов, оценивающих игрушку независимо друг от друга. В тестировании игр и игрушек по необходимости принимают участие дети разных возрастов.

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУНа каких основаниях базируется психолого-педагогическая экспертиза?


Экспертиза проводится в соответствии с методикой, разработанной в Центре. Методика основывается на работах отечественных и зарубежных ученых и практиков в области детского развития.

Наблюдения за игрой детей и мнения экспертов фиксируются в протоколах. Результаты наблюдения за детской игрой, обсуждение протоколов и мнений экспертов являются основанием для составления итогового заключения, которое содержит:

Психология детских игрушек

Детская игра – предельно важное занятие. В игре ребенок постигает мир человеческих отношений и вообще устройства мира. Человек, лишенный игры в детстве, неизбежно психически неполноценен

Очень часто можно услышать: «Мой ребенок не играет. Игрушки не интересны ему. Он гораздо охотнее возится рядом со мной на кухне, а самые разные игрушки в детской лежат без дела!» Нормальна ли такая ситуация и в чем ее причина? Нужно ли что-то делать, или малыш перерастет и начнет играть больше и лучше?

В наше время ситуация с детской игрой и игрушками совсем не такая простая и беспроблемная, какой кажется на первый взгляд.

Какие бывают игрушки

Игрушки бывают развивающие и сюжетные, пластмассовые и деревянные, для мальчиков и для девочек, китайские и не китайские. Выбирая игрушку маленькому ребенку, во-первых, надо помнить о том, что материал, из которого она произведена, должен быть максимально экологичным. Кроме того, игрушка должна быть сделана из ударопрочных, нетоксичных стойкоокрашенных материалов – в расчете на то, что маленький ребенок будет ее и грызть, и кусать, и ронять, и разными способами использовать не по назначению. Многие китайские игрушки просто не предназначены для активного использования их ребенком. Они только имеют вид игрушки, но ломаются в течение первой недели. Ребенок не успевает ни наиграться игрушкой, не привязаться к ней.

Итак, игрушка должна быть качественной и крепкой.

Игрушки, как книжные иллюстрации, и обстановка в детской, во многом формируют эстетический мир и вкусы ребенка. Выбирайте игрушки того эстетического направения, которое вам, родителям, ближе всего. Выбирайте игрушки, которые вам кажутся красивыми.

Начнем с количества

Как правило, у любого современного ребенка, почти независимо от уровня доходов семьи, игрушек много больше, чем ему нужно и полезно иметь. У такого «затоваривания» есть несколько причин.

Заветные желания папы и мамы

Во-первых, и это относится в основном к первенцам, при появлении малыша в семье оба родителя, и особенно родитель, пол которого совпадает с полом родившегося ребенка, начинают покупать те игрушки, которые не могли себе купить, когда были маленькими детьми и очень эти игрушки хотели. Пик подобного рода покупок как раз и приходится на период от года до трех.

И это родительское желание никак нельзя осудить, его можно только осознавать и пытаться контролировать. Мамы с упоением покупают кукольные сервизики и кроватки, коляски, а также самих кукол в товарном количестве. Папы покупают железные дороги впечатляющих размеров, разного рода машинки, автозаправки и даже, к ужасу мам, оружие.

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУ

Подарки

Все вместе – а также гости, бабушки и дедушки – приносят мягкие игрушки. Просто считается дурным тоном – прийти в дом, где есть ребенок, и не принести ему в подарок игрушку, как правило, мягкую.

Бывает так, что на рубеже второго года жизни игрушечное имущество ребенка за считанные недели увеличивается во много раз. А он не играет.

Родители иногда даже сердятся: «У него есть такие игрушки, от каждой из которых, имей я ее в детстве, просто визжал бы от счастья, а у него никаких эмоций». К сожалению, это как раз тот случай, когда количество игрушек и качество игры – вещи обратно пропорциональные.

То есть чем больше игрушек, тем хуже игра.

Вспомните известный эпизод из «Цветика-семицветика». Девочка Женя говорит: «Хочу, чтобы все игрушки мира были мои». И дальше сама не знает, что с ними делать, потому что играть с таким немыслимым количеством всего и в голову не приходит. К сожалению, многие современные дети оказываются в очень похожем положении.

Погоня за «ранним развитием»

Значительную часть игрушечного имущества современного ребенка составляют развивающие и обучающие игрушки. Их сейчас очень много, и родители могут скупать буквально все подряд, не очень присматриваясь к возрастным ограничениям на коробке с игрой или игрушкой. Обучающие и развивающие игрушки, конечно же, должны у ребенка быть. Весь вопрос в количестве, качестве и способе применения.

Развивающие игрушки ребенок может адекватно использовать только тогда, когда рядом есть заинтересованный взрослый, который доброжелательно покажет малышу, что именно можно делать с этой игрушкой. Если же развивающие игры и игрушки лежат «в навале» в ящиках с другими игрушками, россыпью и вперемешку, то толку от такой развивающей игрушки почти никакого. И вряд ли ваш ребенок станет использовать ее по назначению.

Немыслимое разнообразие

Нашему, постсоветскому, человеку все еще трудно привыкнуть к огромному предложению фактически по любой товарной позиции. И, не умея выбрать, покупаем все подряд. Нам часто кажется, что чем больше, тем лучше. На самом же деле в вопросах воспитания часто оказывается все иначе. И один из главных вопросов – чувство меры.

Как правило, дети, «задаренные» игрушками, мало в них играют. Количество игрушек пропорционально качеству игры. Скорее уж обратно пропорционально. Часто бывает так, что, чем больше игрушек, тем хуже ребенок играет, тем больше он их разбрасывает. Так что большое количество игрушек хорошо только в том случае, если игровое пространство правильно организовано.

Итак, искусство выбора игрушек. Начнем все-таки с количества. Тут все просто: игрушек должно быть столько в свободном доступе, сколько ребенок, при организующей помощи взрослого, может относительно легко убрать.

Напомню еще раз про особенности развития внимания маленького ребенка: к концу первого года жизни ребенок находится на «полевой стадии» развития внимания. Это означает, что если малыш начал играть с одной игрушкой и при этом на глаза ему попалась другая, то он с большей вероятностью оставит первую, отвлечется и станет заниматься со второй игрушкой, и так далее, пока не переберет все игрушки.

Если ваш малыш чем-то заигрался, ни в коем случае не надо стараться подсовывать ему новые предметы, с тем чтобы разнообразить игру. В этом ворасте мы очень ценим концентрацию внимания. Заигравшегося ребенка надо оставить в покое и тихо радоваться, что его способности к целенаправленному действию развиваются.

Если же ребенок сидит в куче игрушек, то самое вероятное, что он их станет просто раскидывать.

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУ

«Печать общения» на игрушке

Есть такой классический эксперимент в психологии развития: маму просят из всех имеющихся игрушек выбрать ту, в которую ее ребенок любит играть меньше всего, и в течении двух недель ежедневно по несколько минут играть с ребенком именно в эту игрушку. Результаты такого поведения превосходят все ожидания — игрушка становится из самой нелюбимой наиболее предпочитаемой.

Ребенок и потом еще долгое время выбирает эту игрушку даже при самостоятельной игре. Дело в том, что для ребенка эта, именно эта игрушка, стала насыщенна присутствием мамы. Беря ее в руки, он вспоминает все предыдущие дни совместной игры, вспоминает что и как мама с этой игрушкой делала.

На этой игрушке, как говорят психологи, теперь лежит «печать общения».

Так вот, если вы хотите, чтобы ваш ребенок играл со своими игрушками, вы должны вместе с ним проиграть в них много часов, «оживить» их своим присутствием. Говорят, что «наигранную» и «ненаигранную» игрушку легко можно отличить. Чтобы ребенок играл, необходимо, чтобы мама играла вместе с ним. А иначе и ребенок будет играть только в мамины любимые игрушки – кастрюльки и мобильные телефоны. Дети чаще используют те предметы, которыми пользуется мама.

Итак, современные дети не играют оттого, что игрушек у них слишком много, а, следовательно, они не являются ценностью. Дети не играют оттого, что отсутствует передача игровой культуры между поколениями — так как дети в городах сейчас редко общаются между собой свободно и не учатся друг у друга играм. Это отсутствующее звено в передаче игровой культуры нужно заполнить собой взрослым, а взрослые тоже не играют с детьми. Кроме того, масса из предлагаемых игрушек – «неправильные».

Поговорим о «правильных» и «неправильных» игрушках

«Неправильная» игрушка изготовлена из неправильного (неестественного) материала, окрашена в неестественные, отсутствующие в природе цвета. «Неправильная» игрушка слишком похожа на настоящий предмет (например, маленький игрушечный утюг совсем как утюг большой). Эта чрезмерная похожесть не оставляет места для развития фантазии ребенка: игрушка итак слишком похожа на образец, ничего домысливать не надо.

В «неправильных» игрушках часто используется принцип кнопки. Малыш нажимает кнопку, и от этого одного простого движения загораются лампочки, начинают крутиться колесики, все приходит в движение. То есть затраченное усилие абсолютно не соответствует полученному результату. И не позволяет образовать причинно-следственные связи, а значит, интеллект развивается совсем не так, как при игре с простой игрушкой. Там где «толкнул — покатилось» или «ударил — отлетело».

Тяга к ранним легким впечатлениям, к тому, что почти все вокруг является развлечением, откладывается очень глубоко. Понятно, что мы живем в цивилизации кнопки — но чем больше ребенок в дошкольном детстве увидит вещей, принцип работы которых ему более очевиден и доступен, тем лучше у него будет развито логическое мышление.

У детей есть огромный интерес к ручному труду — и мужскому и женскому. Они очень внимательно смотрят на то, что делается руками. И если папа прибивает гвоздь или сверлит стену — то это для малыша просто праздник познания взрослой жизни. Но к сожалению, если образцы женского ручного труда можно увидеть ( например, на кухне), то во многих семьях весь мужской ручной труд сводится к работе на клавиатуре компьютера. И это закономерно — такова стадия развития цивилизации. И тем не менее, папам маленьких мальчиков я бы очень рекомендовала хотя бы изредка заниматься с ними тем, что веками составляло мужскую часть работы по дому. Это будет для них гораздо более развивающим занятием, чем многие развивающие игры.

Правильная игрушка многофункциональна. То есть, ее можно использовать многими различными способами в самых разных играх.

Классический пример многофункциональной игрушки — мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком. Чем меньше ребенок, тем больше среди его игрушек должно быть многофункциональных.

Правильная игрушка сделана из экологичного материала (ткань, дерево, металл, кожа). Конечно, совсем без пластмассовых игрушек обойтись вряд ли получится, но можно стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже.

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУ

Создание игрового пространства и его организация

Принцип мелкой фасовки

Один из простых и доступных способов сделать игрушку новой или почти новой для ребенка – убрать ее подальше. Если вы разделите все игрушечное имущество ребенка на 3 или 4 примерно равноценные части, ¾ уберете и будете менять игрушечную «экспозицию» раз в неделю – ребенок собственные игрушки будет воспринимать почти как новые.

Для ребенка хорошо, если маленькие звери лежат отдельно, машинки отдельно, а конструкторы не перемешаны между собой. Так малышу проще научиться играть, создавать вокруг себя хаос.

Где живут игрушки

Дети очень любят, чтобы игрушки были разложены в разнообразные ящики, красивые коробочки и корзиночки. Так малышам проще понять, что у каждой игрушки свой домик. Идеально, если в детской комнате присутствует игровая зона и все игрушки живут именно там.

Для детей постарше главным, организующим пространство игровой зоны, предметом может быть игрушечный дом.

Если ваш малыш уже начал ползать или ходить, игрушки, просто сваленные в ящик или корзину, не подойдут. Психологи и педагоги считают, что оптимальное расположение игрушек – на уровне глаз ребенка на неглубоких открытых полочках. То есть лучше всего подойдет для игрушек стеллаж, крепко привинченный к стене. На надо путать такой стеллаж с системой хранения игрушек, которая обязательно должна быть расположена в недоступном для детей месте. Хорошо, если игрушки в системе хранения распределены по видам и лажет в закрытых непрозрачных коробках.

Помните, что примерно до трех лет ребенок гораздо лучше играет, если порядок на игровых полочках поддерживают мама и папа. Дело в том, что дети в этом возрасте не способны создавать то, что специалисты называют «хорошей структурой» для игрушек. Проще говоря, малыш увлеченно играет, пока может разрушать порядок и разламывать конструкции, созданные родителями. И как только все разрушено – интерес к игрушкам и игре, как правило, пропадает.

Первые игрушки для сюжетной игры

Хорошие игрушки для годовалого, двухлетнего, трехлетнего ребенка должны «подсказывать» малышу сюжет игры, наталкивать на правильные способы обращения с собой. Около полутора лет у малыша возникает способность в игре изображать действия, похожие на те, что он видит изо дня в день. Например, как кормят, укладывают спасть, танцуют. Так появляется первая режиссерская игра. Возникновение такой игры – важная веха в психическом развитии ребенка. Психологи ориентируются на возникновение этой игры как на показатель общего благополучия развития ребенка. И очень важно, чтобы взрослые понимали ценность этого вида игры.

Ведь играя с игрушками и строя первые сюжеты, малыш усваивает опыт взрослых. Именно играя ребенок учится лучше понимать то, что происходит вокруг и делает действия взрослых своими. Поэтому родителям стоит садиться на ковер в детской и показывать малышу, как собачка делает «топ-топ» и «ам-ам», понимая при этом, что на что так не развивает ребенка, как совместная игра с мамой или папой. Кроме того, игра – это золотой фонд вашего общения с малышом.

Перечислим первые игрушки для сюжетной игры:

— кукла-младенец (нужна и для девочек, и для мальчиков; именно при игре с куклой ребенок осваивает человеческие эмоции);

— кукольное хозяйство, т.е. посудка, бутылочки и сосочки, одежда и одеяльца;

— большие машины и маленькие машинки;

— железная дорога;

— игровой дом;

— куски ткани для того, чтобы наряжаться, драпироваться, превращаться и разные другие предметы для ряжения;

— неструктурированный игровой материал (камешки, каштаны, шишки или пластиковые мячики), т.е. предметы, которые можно пересыпать и присваивать им любое игровое значение. Каштаны могут быть и кукольной картошкой, и денежками, и бомбами. Тут есть большой простор для развития воображения вашего малыша;

— сюжетные игровые наборы с животными и человечками.

Первые развивающие игрушки

Развивающие игрушки тоже должны быть в детской, но место и роль у них совершенно особые. Так, эти игрушки ни в коем случае не должны находиться внизу, в «навале». У них должно быть место на высоких полочках, но такое, чтобы малыш мог их видеть и показывать пальчиком или называть, если ему захотелось в это поиграть.

Развивающие игрушки хороши как приложение ко взрослому, который готов в них играть. Именно при игре с развивающими игрушками создается «зона ближайшего развития», т.е. те действия, которые малышу под силу вместе с мамой, но один он с ними справиться пока не может.

Если говорить о пропорциональном соотношении разных видов игр, то для ребенка, которому от года до четырех, сюжетных игр должно быть не меньше, чем развивающих.

Какие же развивающие игрушки должны быть у ребенка?

— крупная мозаика диаметром 20 мм.;

— коробка форм;

— рамки и вкладыши Монтессори;

— пазлы, состоящие из 2, 4, 8 деталей;

— крупные кубики пластассовые;

— конструктор типа «Дупло», желательно с сюжетными дополнениями;

— детские музыкальные инструменты;

— доски развития

Надо показывать адекватные способы общения, проговаривать за ребенка его чувства.

Знакомство с окружающим миром. Игрушки для самых маленьких

Главные детские игры до трех лет происходят без использования игрушек.

Игры с количеством. Вода и песок

Игра с песком и водой дает ребенку столько радости, столько взрослому купание в теплом море. Поэтому постарайтесь хотя бы в теплое время года дать малышу вдоволь наиграться с ними. А ведь во многих странах лолток-песочница для помещений – непременный атрибут и детских садов и детских комнат.

Назову игрушки, которые наверняка понравятся вашему ребенку:

— разного размера и цвета стаканчики для переливания;

— формочки с различного рода отверстиями;

— лейка;

— пластиковая бутылка среднего размера;

— водяная мельница для ванной;

— игра «рыбалка»: крупные рыбки и удочка;

— кораблики и рыбки простые и заводные.

Игры на пересыпание

Городским детям хронически не хватает сенсорных впечатлений, особенно ощущений, связанных с осязанием. Особенно остро этот вопрос стоит в осеннее-зимний период, когда в песок играть невозможно, а снег часто такой, что в него не поиграешь. Да снег и не подходит для игр на развитие осязания – он холодный, а редко кто из малышей любит. Поэтому родителям стоит приложить усилия к тому, чтобы из средств, которые всегда под рукой, сотворить развивающую среду для игр с количеством и тренировки осязания.

Игры на пересыпание увлекательны и очень нравятся детям. Такие игры способны даже самого резвого непоседу на время оторвать от привычных шалостей. Самое простое, что можно делать дома, – это пересыпать нечищенные грецкие орехи, каштаны или арахис. Для этого потребуется одна большая емкость (приблизительно 1–2 л.) и две поменьше (250-500 мл.). Нужно показать малышу, как брать орехи по одному и раскладывать их по стаканчикам, а после показать ему, как можно пересыпать их горстями. Но интереснее всего пересыпать крупу.

Пересыпать можно:

— пуговицы, бусины;

— монетки;

— крупную крупу (фасоль, горох, бобы);

— овощи (предварительно хорошо помытые);

— небольшие игрушки или детали мелкого конструктора.

Развитие осязания

Отличная возможность для развития осязания у малыша игра «Волшебный мешочек». Принцип игры прост: в мешочек из ткани нужно положить 3-4 не слишком больших предмета, которые хорошо знакомы ребенку.

Очень важно, начиная с 10-11 месяцев, стараться разнообразить словарь ребенка, добавляя в него слова, связанные с осязанием («мягкое – нельзя мять»). Чтобы различать эти понятия, надо поиграть с малышом с предметами, сделанными из разных по осязательным качествам материалов. К примеру, камешек и кусочек поролоновой губки. Губка легко сожмется в ладошке, а твердость камушка даст противоположные ощущения. Также надо учить малыша по-разному дотрагиваться до людей, животных, предметов. Например, надо учить «ласково трогать», «трогать одним пальчиком», «гладить», а также хлопать ладошкой, сильно стучать, сильно нажимать. Эти упражнения помогут ребенку научиться контролировать силу своих ручек при контакте с кем- или чем-либо.

Очень много для развития осязания дают занятия с пластилином или соленым тестом, глиной. В осенне-зимнее время ребенку полезно, чтобы такие занятия, продолжительностью по 7-10 минут, были у него каждый день.

Набор-минимум для развития осязания:

— пластилин разной мягкости (пластилин в ведрах, пластилин в брусочках);

— игрушки, сделанные из разных материалов, тканей разных типов;

— игрушки с различными наполнителями (например, крупой, шариками);

— НЕ стоит мешать малышу знакомиться на ощупь со всем, что потенциально не опасно, прежде всего с едой.

Создание нормальной игровой среды: лучшие игрушки для детей от одного года до двух лет

Тут уместно, на мой взгляд, привести список лучших игрушек с краткими объяснениями по поводу каждой. Ведь нередко бывает так, что при огромном разнообразии игрушек у ребенка каких-то, весьма важных для развития недостает.

Перечислим их:

— мячи разных размеров и разного наполнения;

— четырехколесный самокат или машина, на которой можно сидеть;

— наборы мелких сюжетных игрушек; звучащие игрушки.

Создание «да-обстановки» и неигровые предметы в качестве игрушек

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо и свободно играл, вам как можно реже следует произносить в детской слово «нет». Это со всем не означает, что ограничения ребенку не нужны, просто время игры – далеко не лучшее время для введения ограничений.

Игра – пространство свободного творчества ребенка, и резкое мамино или папино «нет» может это игровое пространство разорвать, тонкая ткань игры прервется, и ребенок не сможет продолжать играть дальше также вдохновенно. Ограничения, существующие в детской и по поводу игрушек должны быть просты, понятны, постоянны и минимальны. Заранее решите, чио именно нельзя делать ребенку с игрушками. И лучше всего уберите подальше предметы, вызывающие поток запретов или большую тревогу у взрослых. Если запрет повторяется часто, ребенок или научается игнорировать его, или вырабатывает излишнее упрямство через каждодневное сопротивление.

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУ

Об уборке игрушек. Навыки самостоятельности

Есть замечательная пословица: «Любишь кататься – люби и саночки возить». Говорит она, как вы понимаете, о том, что нужно отвечать за последствия своих действий. Для ребенка, которому скоро должно исполниться два года, подобные вещи начинают быть доступными, если родители считают нужным и правильным тратить время и силы на совместную уборку игрушек или участие ребенка в уборке со стола.

По мнению большинства психологов, для развития ребенка полезно, чтобы у него присутствовали минимальные домашние обязанности. Именно при каждодневном выполнении дел по дому у ребенка формируется способность отвечать за себя, концентрировать внимание, пробовать, доводить начатое дело до конца.

Избавив ребенка от «неприятности» сбора игрушек, вы ему не поможете, а некоторым образом помешаете осознавать мир и себя в этом мире. Естественно, большинству взрослых гораздо проще и спокойнее убрать игрушки самим. Но если привычка участвовать в уборке детской возникнет рано, до трех лет, то после сформировать ее будет гораздо труднее, так как ребенок станет активнее сопротивляться. Старайтесь находить время, силы и фантазию, чтобы привлекать ребенка к ежевечерней уборке игрушек.

Сюжеты могут быть разные, но стержень один: обязательное участие мамы и ее умение творчески организовать процесс. Устраивая детскую, помните, что ребенка вещи, которые его окружают, – это целый мир. И вы вовсе не полочки развешиваете и шкафчики расставляете – вы создаете вселенную, в которой будет расти и учиться всему ваш малыш.

Автор: Екатерина Бурмистрова, психолог

Условия и этапы взаимодействия

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУСколько стоит психолого-педагогическая экспертиза игрушек?

Стоимость экспертизы, проводимой Центром,  можно уточнить по телефону: 8 (495) 6253752. 

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУКто может стать заказчиком экспертизы?


Заказчиком психолого-педагогической экспертизы, может выступать производитель игровой продукции, ее поставщик или продавец, а также автор идеи (оставить Заявку).

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУКак осуществляется процесс взаимодействия между Центром и заказчиком экспертизы?

Взаимодействие с заказчиком осуществляется в несколько этапов:

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУПервый этап. Передача продукции в Центр и заключение Договора на проведение психолого-педагогической экспертизы игровой продукции для детей между Заказчиком и Московским городским психолого-педагогическим университетом. Продукция предоставляется вместе с упаковкой, описанием, инструкцией, методическими материалами и т.п., т.е. в том виде, в котором она продается.

Прием продукции фиксируется в Акте передачи, который подписывается обеими сторонами.На экспертизу принимаются:

— Игрушки и игровые материалы.


Обязательным условием является предоставление Сертификата соответствия.

— Образцы игровой продукции в процессе разработки.

После подготовки образца к продаже, он должен пройти экспертизу повторно с предоставлением Сертификата соответствия.


Длительность проведения психолого-педагогической экспертизы составляет 2 – 3 месяца с даты подписания Договора, но может меняться в зависимости от загруженности специалистов Центра и сложности работы.

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУВторой этап.Встреча экспертов с заказчиком, на которой выдается и комментируется экспертное заключение.

В случае высокой экспертной оценки Заказчику вручается Сертификат качества «Детские психологи рекомендуют», выполненный на специальном бланке с индивидуальным номером. Каждое наименование продукции получает персональный Сертификат.

Сертификат имеет отношение только к той продукции, на которую он выдан.


Сертификат не дает права использовать Знак  в каком бы то ни было виде.

Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Общая информация | МГППУТретий этап.В случае высокой экспертной оценки Заказчик может заключить с МГППУ лицензионный договор на право размещения знака «Детские психологи рекомендуют» в каталоге, медиа-ресурсах, на упаковке игровой продукции или иным разрешенным образом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector