Подтексты и смыслы в сказке «Теремок» — Мультфильмы которые учат! — православная социальная сеть «Елицы»

Что это значит

Сказка «Теремок» — одна из первых, с которыми мы знакомимся в детстве. С одной стороны она достаточно короткая и простая, понятная даже малышу. С другой стороны её воспитательное послание достаточно многогранно. Оно и о дружелюбии  и сочувствии – живущие в теремке звери приглашают «бездомных» зверей жить к себе.

И о том, что прежде чем дружить, нужно познакомиться. И о том, что у каждого свои особенности, но все могут сосуществовать под одной крышей. И даже заяц уживается в этой сказке с лисой и волком в одном доме, несмотря на то, что в природе заяц для них скорее добыча, чем сосед. Немножко о зависти – всем хочется в теремок. Но самое важное послание сказки – о чувстве меры.

Мы можем посмотреть на стоящий на полянке теремок как на символ человеческого тела, еще не одухотворенный, не заселенный жизнью. Животные же традиционно символизируют инстинкты, чувства и аффекты. И первым его находит маленькая мышка, коротая символизирует искру жизни.

Во многих других русских народных сказках («Курочка ряба», «Репка») мышка также предстает мельчайшим, но самым критичным элементом сказочного действа. Без мышки ничего не получится, она — та, кем всё начинается или заканчивается. Второй появляется лягушка.

Среди всех жителей теремка, она единственная – живет в воде, символизирующей чувства, эмоции. К тому же в русском фольклоре лягушка – заколдованная волшебная невеста, как мы помним из сказки «Царевна-лягушка», душа. Следом приходит зайчик-побегайчик – тот, кто робок, но бдителен и всегда быстро бегает.

Можно рассматривать в этом контексте зайца как чувство самосохранения. Кроме того, заяц в славянском фольклоре – символ плодородия и мужской силы. И вот уже в теремке собралась вполне веселая и приличная компания. Казалось бы такого состава достаточно для того, чтобы безбедно жить.

Но нет, животные приглашают в дом сначала лисичку-сестричку – главную плутовку и обманщицу русских сказок, а затем волка, всегда ассоциировавшегося с агрессией. Как будто в этот момент заканчивается этап невинности, у нас в теремке появляются не-такие-уж-хорошие персонажи, теремок, образно говоря, взрослеет.

С другой стороны, появляется чувство, что теремок уже перенаселён, уже в нем жильцов больше чем надо. Как же они там все внутри поместятся и не съедят друг друга? Нарастает внутренний конфликт. Так и в реальной жизни мы, сталкиваясь с жизненными кризисами, пытаемся их разрешить набирая всё новые инструменты, ищем, чего бы добавить в нашу жизнь, чтобы разбавить то, что в ней уже есть и подчас теряем чувство меры и не можем остановиться.

Нам нужны ещё наряды, ещё деньги, ещё моднее гаджеты, ещё один курс обучения, ещё один час в интернете, ещё один проект на работе, ещё одна порция торта, ещё одна рюмка водки, ещё! Трудности в семье? — мы заводим отношения на стороне, надеясь найти там отдушину, но вместо этого лишь усложняем себе жизнь.

Мы стараемся запихнуть в сутки так много, как будто от количества запланированных дел они растянутся и станут длиннее, в тело пихаем лишнюю еду, в голову – лишнюю информацию.  Но насыщения не наступает, чувство меры утрачивается, а внутренний конфликт всё нарастает.

И в этот момент на сцене сказки появляется медведь. Он огромный, но он тоже хочет жить в теремке. И звери его зовут, чувство реальности и меры отказало им окончательно. Или это желание разрешить внутренний конфликт через разрушение? Как часто у нас возникает желание бросить или разрушить всё, когда мы не можем разрешить терзающий нас конфликт, когда наше ещё-ещё загнало нас в угол и мы не видим другого выхода.

И тогда мы бросаем работу и уезжаем на Гоа навсегда, хлопаем дверью и уходим из семьи, пытаемся как-то навредить себе. Медведь может прийти к нам в виде инфаркта или инсульта, лопнувшей аневризмы, оторвавшегося тромба, в виде внезапного краха, автомобильной аварии.

В наиболее распространенном детском варианте сказки животные выстраивают себе новый теремок, в котором уже размещаются все. И действительно, кризис и последовавшие за ним разрушения могут заставить нас пересмотреть и перестроить свою жизнь, научиться взаимодействовать со своим гневом и агрессией.

Это прекрасный выход. Но далеко не всегда всё заканчивается так хорошо. В большинстве неадаптированных вариантов всё заканчивается на крахе теремка, и такой вариант развития событий стоит держать во внимании,  когда в нас начинает петь наше «ещё-ещё»!

Анализ сказки «теремок»

В связи 
с приведенным материалом нельзя
не упомянуть позицию В.Я. Проппа
по отношению к кумулятивным сказкам 
и, в частности, к сказке «Теремок»:
«В этом повторении и состоит 
основная прелесть этих сказок. Весь смысл
их — в красочном, художественном исполнении.
Так, в данном случае каждый зверь характеризуется
каким-нибудь метким словом или несколькими
словами, обычно в рифму… Исполнение их
требует величайшего мастерства. По исполнению
они иногда приближаются к скороговоркам,
иногда поются. Весь интерес их — это интерес
к колоритному слову как таковому. Нагромождение
слов интересно только тогда, когда и слова
сами по себе интересны. Поэтому такие
сказки тяготеют к рифме, стихам, консонансам
и ассонансам, и в этом стремлении исполнители
не останавливаются перед смелыми новообразованиями»
. Эти выводы были получены в результате
сравнения разных (всех известных исследователю
типов) кумулятивных сказок, которое естественно
высветило яркую особенность сказки «Теремок»
— словотворчество и словесную игру. Но
если присмотреться к разным вариантам
одной единственной сказки «Теремок»
в их отношении к инварианту, то становится
ясным. что игре словом здесь отведено
четкое место — прозвища персонажей; это
одно из немногих мест в сказке, жестко
не заданных инвариантом (пожалуй, определенная
свобода допускается еще в замысле композиции
и в выборе «словесного наряда» для
оформления однотипных эпизодов, однако
здесь свобода дается лишь единожды, т.к.
«словесный наряд» этот сразу же становится
формулой). Прозвища животных — при абсолютной
идентичности предписанных им ролей —
оказываются единственным средством индивидуализации
персонажей. Сюжет и композиция обезличивают,
уравнивают их, прозвища — выделяют, индивидуализируют,
не позволяя до конца превратить персонажей
в скучные «фишки».

Но любопытно,
что последняя такая «фишка»
— медведь — ставится не так,
как все остальные. Она оказывается 
не внутри, а снаружи: «Сел на кувшин
и всех раздавил» (3); «Сел на
голову и раздавил всех» (4); «Не успел
медведь сесть на крышу, как раздавил домок.
Успели из него выбежать только лиса и
заяц» (8); «…на решето сел да всех
и задавил» (11); «Сел на лошадиную голову
и растиснул. Все разбежались» (18).

Здесь
и сцепляются центральные для этой
сказки оппозиции внешний/внутренний
и большой/маленький: самый большой персонаж
не допускается внутрь (хотя персонажи
никак не выражают запрета войти в терем),
воздействует на теремок снаружи и ломает
его. Да и само прозвище медведя («гнетыш»,
«лесной гнет», «нагнет», «пригнетыш»,
«давиш» и др.) подчеркивает разрушительное
воздействие, идущее извне, а реплика медведя,
в которой появляется это прозвище («А
я вас всех давиш» (4); «Я тяпыш-ляпыш,
всем подгнетыш!» (2); «А я всем вам
гнетыш» (7) и др.), не только звучит угрожающе,
предупреждая о близком конце сказочной
гиперболы, но и противопоставляет большого
медведя маленьким (в логике этой сказки)
всем другим персонажам.

Сказочная
гипербола (позволяющая увеличиваться 
внутреннему пространству теремка)
относит всех персонажей до медведя к
категории «маленький» — все они
попадают внутрь. Медведь, противопоставленный
в этой сказке всем остальным персонажам
как большой — маленьким (с точки зрения
правил инварианта, допускающего «разрастание»
внутреннего пространства теремка) остается
вне, снаружи.

Большой
медведь оказывается внешним 
по отношению к «маленьким» персонажам,
внешнее пространство оказывается 
одновременно неограниченным, бесконечным,
большим, контрастируя с внутренним
(ограниченным, маленьким) пространством
теремка.

Так сказка
связывает члены двух оппозиций:
маленький оказывается внутри, большой 
— снаружи.

Соединение 
это сопровождается появлением некоторых 
— пусть не слишком ярких — 
эмоционально-ценностных полюсов: маленький внутренний
связываются с позитивом, большой внешний
— с негативом (все персонажи стремятся
внутрь, в маленький «домок», «корчажку»,
рукавицу; всем по-сказочному маленьким
персонажам удается попасть внутрь без
ущерба для теремка; большой персонаж
не допускается внутрь и оказывается агрессором,
разрушителем «внутренности»).

Такое
соединение членов двух пар бинарных
оппозиций неоднократно отмечалось
исследователями архаичных обществ
; установление подобных корреляций в 
фольклорном инварианте, несомненно,
приоткрывает ускользающие при восприятии
единичного варианта смыслы, обнаруживает
предельно обобщенное высказывание сказки
о переживании человеком окружающей его
природы и законов бытия, объясняя тем
самым многовековую притягательность
этой «детской» (?) сказки.

* * *

Таким
образом, инвариант этой русской сказки
складывается из следующих основных характеристик:

1) Метонимическое 
объединение пространства теремка 
и его обитателей, наделение внутреннего 
пространства теремка некоторой 
активностью (гостеприимство, уступчивость).

2) Равнодушие
к особенностям теремка: его форме, предыстории
и т.д.; сосредоточенность на наличии внутреннего
ограниченного по объему пространства.

3) Текстуально 
немотивированная притягательность 
внутреннего пространства теремка 
для всех персонажей сказки; противопоставленность
внутреннего — заполняемого по ходу сказки
— пространства теремка внешнему.

4) Ограниченность 
сюжета сказки моментами появления 
и разрушения теремка (сказочное 
действие располагается между 
этими точками); безразличие к 
судьбе персонажей до и после этих границ.

5) Сосредоточенность 
сказочного действия на границе 
внешнего и внутреннего пространств, 
у входа в теремок; безразличие 
к происходящему внутри и снаружи.

6) Сюжетная 
и композиционная монотонность 
сказки; обязательное присутствие 
прозвищ персонажей.

7) Выстраивание 
персонажей по росту, от самого 
маленького — к самому большому;
участие в «игре в теремок» 
контрастных по размеру персонажей:
от блохи до медведя; «фишечность»
персонажей.

8) Гиперболизация 
вместимости внутреннего пространства
теремка, текстуальная неотмеченность
границ реальной вместимости и начала
сказочной гиперболы; неожиданная «остановка»
нарастающей гиперболы.

9) Медведь 
в роли разрушителя; внешняя 
позиция медведя по отношению 
к теремку.

10) Корреляция 
оппозиций большой/маленький и внешний/внутренний,
их эмоционально-ценностная поляризация.

Обработки
сказки для детей, выполненные К.
Ушинским, А. Толстым, О. Капицей и 
А. Нечаевым, точно сохраняют инвариантную
основу. В обработке М. Булатова нарушается
запрет «заглядывать» внутрь теремка
(«вот они все в тереме живут, песни поют»),
что служит мотивировкой для прихода медведя
(«Увидел медведь теремок, услыхал песни,
остановился и заревел во всю мочь…»).
Более того, по версии этой обработки медведь
пытается влезть внутрь теремка, но не
может, и поэтому говорит: «Я лучше у
вас на крыше буду жить». Здесь явно
не выдержана инвариантная основа, предписывающая
медведю немотивированную агрессивность
(и прозвище-то у медведя тут «ласковое»
— «косолапый»!) и немотивированную
внерасположенность по отношению к теремку.
Кроме того, эта версия сообщает о том,
что звери стали строить новый теремок
и построили лучше прежнего. Ясно, что
такой финал — чистый призвол автора обработки,
не имеющий никакого отношения к инварианту
сказки.

В двух словах

Мышка находит на полянке теремок и поселяется в нем. Потом она встречает лягушку и приглашает её жить вместе. Вдвоем они зовут зайчика. Потом к ним присоединяется лисичка и волк. Наконец появляется медведь и разрушает теремок.

Научно-исследовательская работа «теремок» | образовательная социальная сеть

Министерство образования и науки Республики Бурятия Джидинский район

МБОУ «Дырестуйская СОШ»

Школьная научно – практическая конференция

«Через тернии к звёздам»

                                  Секция: Литературное  сочинение

Тема: Сравнение разных вариантов народной сказки «Теремок».

Выполнила: ученик 2 класса

Протасов Иван

Руководитель: учитель начальных классов

Гармаева Т.Ч.

с. Дырестуй

2021г

                               Оглавление.

1. Введение.

2. Основная часть  

   Сравнение народных сказок.

        а) название сказки

        б) герои (количество, имена, речь, поступки)

  в) сюжет.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

5. Приложение.

        Введение

       Нет таких людей, которые бы не любили сказки, потому что сказкой можно вылечить, успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, «измерить» самочувствие. Сказка нужна всем — и большим, и маленьким.

      Во втором классе на уроках литературного чтения я узнала, что сказки возникли очень давно, когда люди и писать еще не умели. Сначала сказка создавалась каким-нибудь певцом или рассказчиком, имя которого никто не запомнил. Если это произведение неизвестного автора было удачным, оно запоминалось и передавалось из уст в уста. Так сказка стала произведением устного народного творчества. Каждый сказитель вносил в сказку что-то свое, так появились народные сказки.

    Сказок на свете очень много. Но среди них есть и самые дорогие, самые любимые, самые первые. С детства всем хорошо известна русская народная сказка «Теремок».

    Я предполагаю, что если сказка «Теремок» относится к произведениям устного народного творчества, то существуют другие варианты этой сказки.

Цель моего исследования: проверить утверждение, что у народных сказок есть разные варианты.

Чтобы достигнуть этой цели мне нужно решить следующие задачи:

    1) узнать, сколько вариантов народной сказки «Теремок» дошло до наших времен (для этого найти и прочитать варианты народной сказки, похожие на «Теремок»);

    2) определить, что изменяли в сказке разные сказители. Для решения этой задачи необходимо: а) сравнить название сказок;

                       б) выяснить, чем похожи и чем различаются сюжеты сказок;

                       в) сравнить героев сказок.

Объект исследования: русские народные сказки

Предмет исследования: варианты народной сказки «Теремок»

Методы исследования: методы поиска, сравнения, анализа, наблюдения, метод сбора данных.

                        Сравнение народных сказок

Для решения поставленных задач я пересмотрела книги дома, сходила в библиотеку и нашла народные сказки-близнецы. Для удобства сравнения составила таблицу.

 Народные сказки

  а) Название сказок

    Мне удалось найти 5 вариантов народных сказок о теремке. Из них 4 –русские народные, а 1- украинская.

    Название сказок изменяется. Это зависит от того, где происходит действие. Теремок – домик, лошадиная голова, решето, рукавичка.

   б) Герои

    Действующие лица сказки – дикие животные.

    Количество героев в сказках тоже разное, от 6 до 8. Во всех сказках герои приходят к домику «по росту».

    Во всех сказках есть мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. А комар, муха, кабан встречаются не всегда.

    Имена у героев двойные. К названию животного авторы добавляют слово-прозвище часто в рифму (мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка).

 Прозвища метко характеризуют повадки героев, их внешний вид.

    Прозвища героев

     Я заметила, что только в украинской народной сказке автор героев называет ласково, выражая свое отношение к ним: зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведюшка-батюшка.

    Как ведут себя жители теремка?  В разных сказках неодинаково. По этому признаку я разделила героев на 3 группы.

    В сказке «Лошадиная голова» они гостеприимные. Приходящих зверей приглашают войти в теремок. «Пришла лягушка-квакушка: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка; а ты кто?» — «А я лягушка-квакушка». — «Ступай ко мне жить».

    Или в сказке «Звери в решете»: «Бежит мышь и говорит: «Хорош терем, пригож терем, кто тут живет?» – «Муха-полетуха, комар-пищеляга, а ты кто?» – «Я мышь-торочайка».– «Так полезай сюда».

    В сказке «Теремок» герои уступчивые. Приходящие просятся внутрь, и их охотно пускают

   «— Терем-терем-теремок, кто в тереме живет?

     — Я, муха-горюха.

     — А я комар-пискун, пусти меня жить.

    — Ну, приходи.

Ну, ладно, стали двое жить».

 Или в сказке «Рукавичка»:

«Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?

— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!

— Иди».

    А вот в сказке «Теремок-мышки» герои нейтральные. Они не проявляют ни уступчивости, ни гостеприимства. В сказке только сообщается о приходе нового персонажа в терем. «Пришел заяц-на-горе-увёртыш : “Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?” — “Я, мышка-норушка, я лягушка-квакушка». Пришла лисичка-сестричка, везде поскокиш».

   В русских народных сказках «Теремок», «Теремок мышки», «Лошадиная голова»,  «Звери в решете»  героев можно разделить на положительных и отрицательных. Прозвища медведя — всем пригнетыш, всех вас давиш, нагнет — указывают, что он разрушитель,  а реплика медведя подтверждает его прозвище и противопоставляет его другим героям.

 Вот приходит к ним медведь: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-ква-купша, на горе увертыш, везде поскокиш, из-за кустов хватыш».—«А я всех вас давишь!» — сел на голову и раздавил всех.

    В сказках «Рукавичка» герои гостеприимные и дружелюбные. Они не против того, чтобы и медведь жил с ними.

«А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!

— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

— Да как-нибудь!

— Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется».

В этой сказке разделить героев на группы нельзя, потому что непонятно медведь специально  или по глупости вынуждает героев разбегаться.

           в) Сюжет

    Откуда появился теремок?

   Ответ на этот вопрос не нашла  в сказках

 «Лошадиная голова» — «Лежит в поле голова. …»

и  «Теремок» — «Cтоит в поле теремок.»

  В других сказках есть ответ:1. «Построила муха теремок …», 

2. «Ехал мужик с решетом и уронил его, а решето покатилось и вверх донышком поворотилось…»,  

3. «Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку.….»

   Во всех сказках говорится, в каком порядке попадают в домик лесные обитатели.

А что стало с теремком в конце сказки? По этому признаку я разделила сказки на три группы.

    Конец сказки

Заключение

        В результате исследовательской работы я нашла подтверждение тому, что у народной сказки несколько вариантов народной сказки «Теремок» есть несколько вариантов. Это ещё раз доказывает, что эта сказка возникла очень давно и её пересказывали многие сказители.

Сравнив эти сказки, установила, что сюжет сказок одинаковый. Начинается повествование с появления теремка, затем приходят животные по росту, есть одинаковый повтор — вопрос: «Чей домок-теремок?» и перечисление обитателей. Заканчивается тем, что герои погибают или разбегаются.

Каждый автор пересказывал её по-своему и изменял:

1) название сказки и вид теремка: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок, рукавичка;

2) количество героев;

3)  прозвища у героев;

          4) поступки героев (гостеприимство, уступчивость).

5) концовку сказки.

Я теперь знаю, что это русская народная сказка возникла она давно, автор не известен. Много лет она передавалась из уст в уста и поэтому относится к устному народному творчеству. Каждый автор по-своему пересказывал её. Так получилось несколько вариантов одной сказки.

В результате для себя сделала следующий вывод:

самая простая сказка – «Теремок мышки»;

самая грустная — «Лошадиная голова», «Звери в решете», «Теремок мышки»;

самая добрая – «Рукавичка».

 Список использованной литературы

1. Афанасьева А.Н.  Русские народные сказки. Москва. Просвещение. 1997.

2. Ведерникова Н.М.  Русские народные сказки. Москва. Издательство «Наука». 1975.

3. Маршак С.Я.  Сказки, песни, загадки, стихотворения.

    В начале жизни. Москва. «Детская литература». 1998.

 4.  Сборник «Колобок».   Москва. «Детская литература». 1989.

5. «Сказки народов СССР» в 2-х т. Т.1. Москва. Издательство  «Правда».1986.  

Приложение.

                                             ТЕРЕМОК

(русская народная сказка)

Стоял в поле теремок. Прилетела муха и стучится:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Влетела муха-горюха и стала в нем жить.  

Прилетел комар:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, а ты кто?

— А я комар-пискун.

Стали они жить вдвоем.

Прибежала мышка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха да комар-пискун, а ты кто?

— А я мышка-погрызуха.

— Ступай к нам жить.

Стали они жить втроем.

Прискакала лягушка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, комар-пискун да мышка-погрызуха, а ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Ступай к нам жить.

Стали жить четверо.

Прискакал заюнок:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, а ты кто?

— А я заюнок-кривоног.

— Ступай к нам жить.

Стало их пятеро.

Прибежала лиса:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка да заюнок-кривоног, а ты кто?

— А я лиса-при беседе краса.

— Ступай к нам жить.

Стало их шестеро жить.

Пришел к терему  волк-волчище:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, заюнок-кривоног да лиса-при беседе краса, а ты кто?

— А я волк-волчище — из-за куста хватыш.

— Ступай к нам жить.

Стали жить-поживать.

Пришел к терему медведь, стучится:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, заюнок-кривоног, лиса-при беседе краса, волк-волчище — из-за куста хватыш, а ты кто?  

— А я медведь, всем пригнетыш. Сяду на теремок — всех раздавлю! Испугались они, да все из терема прочь!

А медведь ударил лапой по терему и разбил его.

ТЕРЕМОК МЫШКИ

(русская народная сказка)

Лежит на поле лошадиный остов. Прибежала мышка-норушка и спрашивает:

— Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Вот она и вошла и стала жить в лошадином остове. Прискакала лягушка-квакушка:

— Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка, а ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка, и стали вдвоем жить. Прибежал заяц:

— Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка, а я лягушка-квакушка, а ты кто?

— А я на горе увертыш.

— Ступай к нам жить.

Стали они втроем жить. Прибежала лисица:

— Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, а ты кто?

— А я везде поскокиш.

— Иди к нам.

Стали четверо жить. Пришел волк:

— Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш, а ты кто?

— А я из-за кустов хватыш.

— Иди к нам.

Стали пятеро жить. Вот пришел медведь:

— Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш, из-за кустов хватыш.

— А я вас давиш!

Сел на лошадиный остов и всех раздавил.

Из сборника А.Н. Афанасьева «Русские детские сказки».

ЛОШАДИНАЯ ГОЛОВА

(русская народная сказка)

  Лежит в поле лошадиная голова. Прибежала мышка-норышка и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» Никто не отзывается. Вот она вошла и стала жить в лошадиной голове. Пришла лягушка-квакушка: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка; а ты кто?» — «А я лягушка-квакушка».— «Ступай ко мне жить». Вошла лягушка, и стали себе вдвоем жить. Прибежал заяц: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка, да лягушка-квакушка; а ты кто?» — «А я на горе увертыш».— «Ступай к нам». Стали они втроем жить.
Прибежала лисица: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш; а ты кто?» — «А я везде поскокиш».— «Иди . к нам». Стали четверо жить. Пришел волк: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш; а ты кто?»— «А я из-за кустов хватыш».— «Иди к нам». Стали пятеро жить. Вот приходит к ним медведь: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш, из-за кустов хватыш».—«А я всех вас давишь!» — сел на голову и раздавил всех.

ЗВЕРИ В РЕШЕТЕ

(русская народная сказка)

      Ехал мужик с решетом и уронил его, а решето покатилось и вверх донышком поворотилось. Летит муха и говорит: «Хорош терем, пригож терем». И села в него. Летит комар и говорит: «Хорош терем, пригож терем, кто в этом терему живет?» – «Муха-полетуха, а ты кто?» – «Я комар-пищеляга». – «Так полезай сюда». Бежит мышь и говорит: «Хорош терем, пригож терем, кто тут живет?» – «Муха-полетуха, комар-пищеляга, а ты кто?» – «Я мышь-торочайка».– «Так полезай сюда». Идет заяц и говорит: «Хорош терем, пригож терем, кто тут живет?» – «Муха-полетуха, комар-пищеляга и мышь-торочайка, а ты кто?»–-«Я заяц-полевая прикраса». – «Так полезай сюда». Бежит волк и говорит: «Хорош терем, пригож терем, кто в нем живет?» – «Муха-полетуха, комар-пищеляга, мышь-торочайка » заяц-полевая прикраса, а ты кто?» – «А я из-за куста хам» – «Так полезай сюда». Валит медведь и рычит: «Хорош терем, пригож терем, кто в этом терему живет?»–«Муха-полетуха, комар-пищеляга, мышь-торочайка, заяц-полевая прикраса и из-за куста хам, а ты кто?» – «Я нагнет», взял всех и раздавил в решете.

РУКАВИЧКА

украинская сказка

Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

— Тут я буду жить.

А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка. А ты кто?

— А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня!

— Иди.

Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?

— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!

— Иди.

Вот их уже трое. Бежит лисичка:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка да зайчик — побегайчик. А ты кто?

-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!

— Ну иди!

Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:

— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто?

— А я кабан — клыкан. Пустите и меня!

Вот беда, всем в рукавичку охота.

— Тебе и не влезть!

— Как-нибудь влезу, пустите!

— Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!

Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан — клыкан. А ты кто?

— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!

— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

— Да как-нибудь!

— Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

— Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

Отчет о драматизации сказки «теремок» | материал: | образовательная социальная сеть

Сказка – это произведение устного народного творчества, в котором в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных, придуманных событиях. Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке открывается мир человеческих чувств и взаимоотношений, сказка утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Основная задача развития речи детей – овладение нормами и правилами родного для них языка. Сказки таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей, для развития речевых навыков.

30 марта 2020 года дети средней группы «Улыбка» представили драматизацию сказки «Теремок» для ребят ясельной группы «Стрекозки». С помощью масок и костюмов ребята превратились в настоящих актёров. Они смогли для зрителей продемонстрировать не только знание сказки, но и связанную речь, свои артистические способности, они играли, танцевали вместе с малышами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector