Зачем нужен психолог для детей: помогает ли детский психолог?

Основные причины посещения детского психолога

В детской психологии выделяют так называемые «возрастные кризисы», когда даже «беспроблемные» дети начинают вести себя «по-другому». И эти изменения поведения сильно меняют жизнь семьи и доставляют много неудобства родителям. Поверьте, ребенку тоже сложно переживать эти периоды — его тело, мышление и взгляды на жизнь меняются, а почему и как это происходит, он понять не может!

В большинстве случаев ребенок просто перерастет кризисные моменты, и в доме восстановится мир и спокойствие. Но если есть проблемы, то кризис сделает их ярче и интенсивнее, «нежелательное» поведение может закрепиться и стать чертой характера, а испорченные отношения со взрослыми будет сложно восстановить.

Чтобы избежать таких последствий, нужен детский психолог.

Основные виды терапии при работе с детьми

Детский психолог в Москве использует различные виды психотерапии, предназначенной для детей. Наиболее распространенные из них: игровая недирективная терапия, песочная терапия, сказкотерапия, арт-терапия и детский психоанализ. Если Вас стало беспокоить самочувствие, настроение или поведение ребенка, то наверняка у Вас возникает вопрос –  как понять обращаться ли с этой проблемой к психологу, спросить совета у знакомых, попробовать справиться самому или подождать пока «с возрастом пройдет само».

Итак, когда же нужно обращаться к психологу? Для решения этого вопроса Вы можете опираться на следующие критерии.

Почему ребенку необходима помощь психолога?

Нередко в родительских кругах можно услышать мнение, что обратиться за помощью к детскому психологу означает признать ребенка ненормальным и расписаться в собственном бессилии наладить с ним отношения. Это неправда. Становясь старше и развиваясь, дети сталкиваются с определенными возрастными кризисами.

Чаще всего в числе детских проблем, связанных с возрастом, называется окончание школы, изменение гормонального баланса и тела. Немногие взрослые знают, что сознание меняется гораздо раньше – уже после рождения дитя ярко реагирует на окружающую обстановку, а после 3 лет начинает активно менять мир вокруг себя.

Аналогичные ситуации происходят примерно через каждые 5 лет. Малыш становится старше, а его отношение к окружающей действительности и сам мир вокруг меняются. Детское сознание становится иным и сталкивается с затруднениями, решить которые часто не может самостоятельно.

Занятые работой или друг другом взрослые часто не замечают, что их ребенок меняется и нередко сами провоцируют конфликт, возникающий между малышом и окружающей действительностью. В этом случае семейный и детский психолог большую часть работы будет проводить именно с родителями, чтобы помочь им правильно понять воспитательный процесс и по-новому оценить отношения в семье.

Одна из популярных проблем, встречающихся у детей , – это сильные страхи. Они могут мешать отношениям ребенка и окружающего мира. При этом взрослые могут не обращать на них внимания и считать беспочвенными. Детский психолог сможет выявить причину, вызывающую страх, и поможет разобраться с нею.

Детские невротические проявления – частая ситуация, с которой сталкиваются родители. Ребенок может грызть ногти, расчесывать кожу или вырывать волосы, испытывать частые позывы к мочеиспусканию или другие болезненные проблемы. Вместо посещения детского психолога, взрослые водят детей к врачам, которые чаще всего не находят никаких болезней.

У малышей до 10 лет невротические реакции в большинстве случаев проявляются через телесность. Аллергия, бессонница или сонливость, головные боли, простуды, неконтролируемое мочеиспускание, постоянные простуды сигнализируют о сложностях в детском внутреннем мире.

Чтобы не допускать ошибок, необходимо провести диагностику и удостовериться, что физических причин для заболевания нет. После этих действий следует обратиться за помощью к семейному и детскому психологу.

«отдавать ли на математику?»

Вот два ребенка, у которых, на взгляд их родителей, есть склонность к занятиям, скажем, математикой. Но если отдать их в спецшколу, один, возможно, справится с нагрузкой, а другой – нет.

Чтобы понять это, тоже стоит обратиться к психологу. Со мной нередко родители консультируются по таким вопросам, чаще всего, когда речь идет о переводе в другую школу.

Прежде всего важно понять, есть ли действительно у ребенка к этому склонность и интересно ли это ему самому. Если нет и это только желание родителей, то к подростковому возрасту он, скорее всего, все бросит и усилия окажутся напрасными. Правда, бывает и так, что в процессе занятий ребенок увлекается, ему становится интересно и он и дальше продолжает заниматься по собственной инициативе. Здесь тоже нужны родители для того, чтобы подбодрить, поддержать, когда ребенку трудно, когда он устал.

Ребенок может быть способным, интересоваться какой-то областью, но может просто из-за своих ограниченных физических и психологических ресурсов не осилить учебную нагрузку спецшколы, престижной спортивной секции. И родители должны это увидеть вовремя.

Почему, например, ребенок утром плохо просыпается? Потому что не выспался или потому что недостаточно отдохнул? То есть нагрузку все-таки распределяет родитель. Об этом нужно говорить с тренером, если речь идет о занятиях спортом. Если тренер жалуется на то, что ребенок вял, ничего не успевает, в отличие от других, то это сигнал к тому, чтобы разобраться – что это, временное нездоровье или действительно отсутствие ресурсов?

Этому могут мешать, в первую очередь, собственные родительские амбиции. Родителю очень хочется, чтобы его ребенок был лучшим. Причем любой ценой. В итоге оказывается, что для них здоровье ребенка, его состояние, его силы, его радость, удовлетворенность, неудовлетворенность от того, что он делает – где-то на десятом месте.

1 опыт работы или наличие супервизора

Одним из основных критериев, на которые обращают внимание при выборе любого специалиста — это опыт работы. Считается, что чем больше времени специалист «варится» в своем деле, тем более качественные услуги он оказывает. Опыт работы важен и для психолога.

Умение общаться, находить общий язык с родителями, подбирать «ключик» к ребенку действительно нарабатывается и совершенствуется с годами. Опытный специалист владеет бОльшим объемом информации. Он сталкивался, работал, достигал успеха или неуспеха с большим количеством самых разных ситуаций, поэтому с бОльшей долей вероятности разберется и с вашей ситуацией.

Не хочется обесценивать молодых специалистов. Психологи с небольшим опытом работают под методической и супервизорской поддержкой более опытных коллег. Поэтому качество услуг при грамотном, ответственном подходе у молодого специалиста будет не хуже, чем у опытного.

Психологи с небольшим опытом работают под методической и супервизорской поддержкой более опытных коллег.

У молодых специалистов есть преимущество. Многим известны старания, энтузиазм молодых специалистов, любящих свое дело. Горящий взгляд, любовь к своей профессии, своему делу, желание расти, совершенствоваться — немаловажные условия качественной работы.

2 возраст и пол специалиста

Критерий, важность которого определяется индивидуально каждым клиентом.

Какого же выбрать психолога для ребенка? Есть мнение, что многие специалисты старшего возраста лучше устанавливают контакт с родителями, а молодые идентифицируются с детьми и подростками. Однако обобщать было бы неправильно.

Часто сами клиенты наделяют психолога определенными функциями. Одним кажется, что их ребенок нуждается в более старшем и опытном специалисте, на него проще положиться саму родителю. Некоторые могут довериться молодому специалисту, а со взрослым испытывать дискомфорт.

Рекомендую прислушаться к своим чувствам: с каким специалистом вам будет комфортнее — с молодым или более старшего возраста?

Сюда же относится и половой критерий. Кому-то важно работать с мужчиной, кому-то — с женщиной. Выбор детского психолога должен зависеть от комфорта, доверия, атмосферы — вот основные критерии, которые помогают успешной работе. В психологии результат на 50% зависит от специалиста, остальные 50% — это мотивация обратившегося, его желание работать.

3 образование, методы работы, членство в ассоциациях психологов

В этом пункте рассмотрим основные требования к практикующему детскому психологу.

Первое — это высшее психологическое образование или диплом о профессиональной переподготовке.

Крайне желательно, чтобы у специалиста было дополнительное обучение в рамках определенного направления психологии. После получения диплома, специалист выбирает направление, метод, которым он будет пользоваться в своей работе. В рамках этого метода и проходит дополнительное обучение.

Хорошо, если вы заранее узнаете побольше о направлении, методе, в котором работает выбранный специалист.

Нельзя назвать какой-то метод хорошим, а какой-то плохим. Каждый имеет свои особенности, свои плюсы. Многое зависит от вашего запроса, вашего мышления, от того, что вам ближе. Какой-то метод может не сработать с вашим ребенком, но это не значит, что он плохой.

Хорошо, если специалист регулярно повышает квалификацию, посещает семинары и конференции. Это повышает профессиональный уровень специалиста, развивает его мышление, профессиональную интуицию, что очень важно при работе с психикой.

Важно, чтобы психолог принадлежал к профессиональному сообществу, ассоциации. Они являются гарантом соблюдения конфиденциальности и этики, отвечают за уровень образования специалиста.

Важно, чтобы психолог принадлежал к профессиональному сообществу, ассоциации. Они являются гарантом соблюдения конфиденциальности и этики, отвечают за уровень образования специалиста.

У психолога должен быть супервизор и опыт личной психотерапии.

На супервизиях можно попросить помощи у более опытного коллеги, часто это определенный, закрепленный специалист, обладающий соответствующей компетенцией, с которым можно обсудить сложные моменты работы. Это является профилактикой профессионального выгорания и гарантом повышения качества оказываемых услуг. Естественно, гарантируется конфиденциальность.

Личная психотерапия — немаловажное условие работы для психолога. Это то пространство, где психолог может отработать сложные моменты своей жизненной истории, проработать свои «больные места». Ведь какая будет работа, если в ответ на агрессию ребенка, психолог разозлится сам и начнет на него кричать.

Или слушая рассказ подростка про несчастную любовь, начнет плакать вместе с ним. При работе с клиентами очень легко уйти в собственные воспоминания, чувства клиента могут также оживить и вызвать собственные. Все это сводит эффективность работы к нулю.

4 личная жизнь специалиста

Некоторые считают, что если нет своих детей, то специалист не сможет понять ребенка. Но следуя той логике, можно сказать, что онколог, никогда не болевший раком, не сможет понять больного, а гинеколог-мужчина уж тем более ничего не смыслит в своем деле.

Личная жизнь и профессия — разные сферы. Обычно психологи не распространяются о своей личной жизни, поскольку отношения психолог-клиент не являются дружескими, на профессиональную сферу личная жизнь не влияет или влияет опосредованно. Если сложности в личной жизни как-то и отражаются на работе, то это вопрос к личной терапии специалиста.

В связи с открытостью личной жизни специалиста, у клиента могут возникнуть чувства, которые могут мешать работе. Например, у женщины был опыт, когда специалист не помог ей решить проблему, между ними развязался конфликт. Она знала, что у этого психолога двое детей.

Найдя нового специалиста и узнав, что у него несколько детей, эта женщина может бессознательно воспринимать нового специалиста как предыдущего, относиться к нему с недоверием, агрессией, как если бы на его месте был предыдущий. Именно эти чувства, а не наличие двух детей у специалиста, и будут мешать работе.

5 личность специалиста

Психолог работает личностью. На это и важно обращать внимание. Вызывает ли специалист доверие, желание общаться. Комфортно ли в его присутствии. Обратите внимание, как общается специалист, как он обращается к вам, к ребенку, как вы себя при этом чувствуете.

В таком случае лучше поискать другого специалиста. Начинать работу лучше с позитивных чувств, когда есть доверие к психологу. Да, в ходе работы с детским психологом могут всплыть самые разные чувства, но начинать лучше все-таки на доверии и комфорте.

Это как выбирать друга или партнера, с кем-то вам комфортно, а с кем-то не очень. Какой-то специалист подойдет вам, но не подойдет ребенку. Не отчаивайтесь, если сразу не удалось найти того, кому бы захотелось довериться, с кем бы чувствовали себя комфортно. Это не всегда бывает просто.

6 ваши чувства как родителя от общения с психологом

В этот критерий плавно перетекают все предыдущие. В основном они носят рекомендательный характер, но если вы чувствуете, что какой-то критерий для вас важен, постарайтесь его учитывать. Поскольку основное, на что рекомендовано обратить внимание — ощущение доверия и комфорта.

В принципе все критерии и требования к психологам созданы для того, чтобы обеспечить атмосферу доверия, комфорта, качества оказываемых услуг. Выбор психолога не случаен. Мы бессознательно считываем в специалисте то, что для нас важно, что создает ощущение комфорта.

Мы бессознательно считываем в специалисте то, что для нас важно, что создает ощущение комфорта.

Выбор осложняется спецификой профессии. Помимо профессиональных навыков, психолог работает своей личностью, он использует свое мышление, свое мировоззрение. Мы понимаем, что оно у всех разное. У всех разный опыт доверия. Кому-то легко рассказать все самое ценное первому встречному, а кому-то сложно довериться и близким родственникам. Второму человеку будет намного сложнее найти подходящего психолога.

Если образование, опыт, возраст, семейное положение специалиста помогают вам довериться ему и доверить ребенка, обращайте на них внимание, учитывайте при своем выборе. Еще раз напомним, что 50% успеха работы с психологом зависит от мотивации, настроя родителей, самого ребенка.

7 проблем, которые нужно решать при поддержке взрослых

– Адаптация в школьной среде. Эта проблема бывает и у малышей, и у подростков. В начальной школе ребенок не всегда может вписаться в новую школьную среду, в среду одноклассников. Ребенок не умеет общаться с другими детьми, не знает, как общаться с незнакомыми взрослыми, не понимает того, что ему говорит учитель.

Опытный учитель в этом случае постарается выйти на разговор с родителями и через родителей выстроить контакт с ребенком. А неопытный педагог будет красными чернилами писать в дневнике или в тетради, пытаясь так общаться с родителями, что вызывает только неприязнь и раздражение у обеих сторон и трудности в учебе ребенка.

– Неумение учиться и «принуждение» к учебе. У каждого ребенка свой организм и свои физические возможности. Когда ребенок приходит в школу, он должен достаточно долгое время заставлять себя сидеть на месте, слушать то, что ему говорят, запоминать, писать.

Дома он тоже делает домашнее задание, что-то читает дополнительно. Если ребенок не умеет себя «заставлять» делать все это, – это одна из причин, почему он в школе начинает вдруг хронически отставать от своих сверстников. Готовить к этому, учить этому ребенка нужно перед школой.

Другая крайность – ребенок перегружен учебой. Он еще до школы учил стихи, ходил в кружки и на секции и так далее, и так далее. На протяжении уже долгого времени он слишком много сил тратил на то, чтобы быть лучшим для своих родителей. Этими детьми в первую очередь движет желание понравиться родителям, доставить им удовольствие.

К подростковому возрасту эта мотивация ломается и обычно маленькие гении становятся троечниками, им просто все надоедает, они устают быть лучшими. Обычно такому ребенку в детстве не хватило времени на то, чтобы поиграть, подурачиться, побездельничать, и он, став подростком, наверстывает упущенное.

– Проблема реальной физической усталости. Ребенок испытывает хроническое недомогание, ему не хватает сил ни на что, ни дома, ни в школе. В таком случае необходимо обращаться к врачу. Проверить в первую очередь здоровье ребенка на предмет невыявленных хронических заболеваний.

– Невыявленные заболевания. Это может быть проблема гиперактивности или синдрома дефицита внимания у ребенка, за проявления которого его ругают, считая, что он просто из-за вредности неусидчивый, невнимательный и вообще плохо себя ведет.

У ребенка, особенно у детей со слабой нервной системой, от перенапряжения в школе могут начаться какие-то психологические реакции – нарушение сна и питания, страхи, стойкое нежелание идти в школу или ребенок начинает болеть чаще обычного. Нервная система дает сбой, и причиной могут быть школьные нагрузки и то, что родители не замечают состояние ребенка.

– Проблемы между родителями. Иногда к нам обращаются родители, жалуясь на плохое поведение или плохую успеваемость ребенка в школе, нежелание учиться, чтобы мы помогли их детям решить эту проблему. Причиной же является то, что родители – в ссоре, в затяжной конфликтной ситуации.

– В зоне риска находятся дети со слабой нервной системой, которая передается по наследству. Если родители тревожные, то и дети, соответственно, тревожные. Если родители с подвижной нервной системой, то и дети такие же – у них часто меняется настроение, они более чувствительны.

Одного ребенка подразнили, он ответил и пошел дальше или просто не придал этому значения, с него «как с гуся вода». Другой же ребенок будет переживать из-за такого к нему отношения и воспринимать случившееся как личное несчастье, как личную трагедию.

– Буллинг, всегда существовавший в школе, который может привести подростка к необдуманным поступкам, «саморазрушающему» поведению, как раз направлен на таких детей, которые не похожи на остальных, выбиваются из общего ряда. Они более чувствительные, более слабые, иногда – более яркие в своих эмоциональных проявлениях.

Такой ребенок не может за себя постоять, за него не могут или не хотят заступиться его родители, и это видно всем. Поэтому к нему больше всего и придираются, и пристают. Причем это делают не только дети, но и учителя. Если неквалифицированный учитель терпит педагогическую неудачу в классе, то, в первую очередь, он «срывается» именно на таких детях.

В каком возрасте проблемы возникают чаще всего?

  • Около 3 лет — в этот момент малыш впервые по – настоящему отделяется мамы, чувствует себя личностью и начинает пробовать, на сколько далеко он может зайти в своей самостоятельности. В это время многие дети от домашнего воспитания переходят к посещению детсада. Это тоже оказывает влияние на поведение малыша – ему нужно адаптироваться к новым условиям жизни.
    С этого момента, и ещё долгое время ребёнок будет проверять свои границы и постепенно расширять их, пока не станет полностью самостоятельной личностью. Теперь задача родителей – правильно выстраивать границы, давать малышу постепенно и безопасно отделяться, создавать надёжный тыл и поддерживать его.
  • 7-8 лет – первые школьные годы, когда резко меняется режим жизни и уровень требований к детям. Впервые появляется понятие «оценка», от младших школьников требуют выполнения обязанностей.
  • 11-15 лет – подростковый возраст, когда ребёнку хочется больше самостоятельности, ему важно чтобы отношение взрослых к нему менялось, и родители воспринимали его «на равных». В это время происходит с половое созревание и меняется гормональный фон организма;
  • 15-17 лет – начало юношеских лет, осознание себя взрослым. Часто в это время происходит отказ признавать авторитет родителей, желание делать всё «не так как сказали».

Время возникновения кризисных периодов и их интенсивность зависит от индивидуальных особенностей развития детей и семейного воспитания. Бывает, что обстановка в доме накаляется до предела – и тогда становится уже на ясно, с чего всё началось.

Если вы сомневаетесь, нужен ли ребёнку психолог…

Если такой вопрос возник, то, скорее всего, ответ – ДА. Потому что, как мы уже говорили, важная задача психолога не только решение проблем, но и развитие психологической грамотности. А это необходимо каждому ребёнку. По нашей статистике, дети, которые посещают психолога, более уверены в себе, проще адаптируются в коллективе и решают возникающие у них проблемы. Кроме того, консультация хорошего психолога всегда большая помощь и поддержка родителям в воспитании ребёнка.

В нашем центре вы можете

Кто такой детский психолог?

Детский психолог не является врачом, и не стоит его путать и с психиатром. У данного специалиста нет права ни на постановку диагнозов, ни на выдачу рецептов. Работа внутренних систем детского организма, а также внешний вид малыша – тоже не его профиль.

Главная задача детского психолога – помощь психологического характера через игровые методы. Именно в игре раскрываются подавляемые ребенком чувства и наиболее эффективны поиски решения детской проблемы.
Зачем нужен детский психолог

Непридуманные истории

Мама, мне запиши меня к психологу!Дочь, зачем?У нас ребята в детском саду ходят к психологу, там с ними играют и дают сюрпризы!Из беседы мамы и ребёнка (6 лет)

Здравствуйте, можно записать ребёнка к психологу? (клиент называет имя, к кому хочет попасть)Да, конечно. А какой вопрос вы хотите решить?Я не знаю, просто мой сын попросил назначить встречу с его психологом, сказал, что нужно обсудить важные вещи.Из беседы менеджера с постоянным клиентом центра К.О.Т.

Помогают ли психологи детям?

Если отправить ребёнка к психологу, а самому остаться в стороне – вряд ли вас порадует полученный результат. Посещение специалиста – возможность разобраться в ситуации, понять, что происходит, откуда берутся конфликты и как их решить. Причем, посещение психолога позволяет детям и их родителям восстановить атмосферу в семье, понять суть изменений, которые происходят, и адаптироваться к новой ситуации. Но это процесс совместных изменений.

Кроме возрастных кризисов есть и другие причины нарушений психологического состояния детей:

  • развод родителей, независимо от его причины и того, как он проходит;
  • уход из жизни родных или хороших знакомых;
  • отсутствие нормальных взаимоотношений среди детей в коллективе;
  • особенности характера и темперамента;
  • разногласия в поведении и приемах воспитания у родителей;
  • неправильное отношение к ребенку в семье.

Чаще всего вопрос, нужен ли детский психолог, возникает, когда возникают сложности во взаимоотношениях:

  • ребенка и родителей;
  • детей и других взрослых;
  • между детьми в семье или коллективе.

Чем занимаются школьные психологи

Для разрешения конфликтных, проблемных школьных ситуаций между детьми, между учителем и учеником, учителем и родителями нужен психолог. Школьный психолог не должен заниматься бесконечной диагностикой, которую от него требуют из года в год, он должен заниматься именно разрешением подобных проблем.

Точнее, нужен консультационный кабинет в школе, в который мог бы прийти ребенок и рассказать о своей проблеме. Если у ребенка не хватает решительности, храбрости для того, чтобы пойти к психологу, а проблема очевидна, его к нему может направить учитель или родители могут записаться с ребенком на консультацию.

Но сейчас школьных психологов, наоборот, сокращают.

Один-два психолога на целое объединение – на несколько школ, детских садов. В таких условиях специалист вообще не может консультировать, он успевает только бумажки писать.

А работать надо и с детьми, и с родителями. Хотя с потенциальными родителями надо начинать работать еще до того, как у них родились дети.

Заключение

Если родители обнаруживают, что их ребенок серьезно изменился и эти перемены не позволяют ему нормально жить, развиваться и взаимодействовать с родными и окружающим миром, необходимо вовремя принять меры и отвести его к специалисту. Предварительно стоит ознакомиться с отзывами о детском психологе и убедиться, что выбранный профессионал действительно способен помочь в решении проблемы.

Важно понимать, что семейный и детский психолог не является волшебником и не способен мгновенно разобраться в проблеме и исправить ее щелчком пальцев. Потребуется продолжительная работа со специалистом всех членов семьи. Необходимо набраться терпения и быть готовым к переменам в жизни, а также осознать ответственность за малыша и за личные решения, касающиеся благополучия семьи.

Важно! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector