Алгоритм проведения самоанализа
- Указываем возраст детей и их количество на занятии.
- Обозначаем тему, цели и задачи.
- Описываем структуру занятия.
- Детально рассматриваем использованные приёмы (с указанием материалов и оборудования для каждого).
- Даём оценку уровня организации и эффективности выбранного содержания и формы (логичность, темп занятия, темп речи педагога, эмоциональность, уровень самостоятельности и активности детей).
- Перечисляем недостатки, указываем пути их разрешения.
Анализ занятия в детском саду | методическая разработка (подготовительная группа) по теме: | образовательная социальная сеть
Обеспечение мотивации, принятие цели детьми,
— Актуализация субъектного опыта детей (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, целостных отношений),
— что дети знают, зачем это нужно ребенку
2 этап —
Сообщение темы занятия;
Показ социальной и практической значимости изучаемого;
Постановка перед детьми проблемы;
Актуализация субъектного опыта детей.
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ
Готовность детей к активной учебно-познавательной деятельности;
Формулировка целей вместе с детьми;
Вариативность приемов сообщения цели;
Понимание детьми социальной и практической значимости изучаемого материала;
Сообщение цели, форм организации деятельности.
К РАБОТЕ НА
Предварительное обдумывание воспитателем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости изучаемого для детей;
Умение формулировать цели в действиях детей;
Владение воспитателем многообразием приемов актуализации личностного смысла детей, их социально-личностного отношения к объектам окружающей действительности;
Использование воспитателем многообразия приемов актуализации знаний и способов действий;
Отражение в целях занятия не только знаний и умений, которые должны усвоить дети, но и развитие личностно-смысловой сферы, интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры и культуры умственного труда.
ОСНОВНОМ ЭТАПЕ
- сообщение цели с одновременным сообщением темы занятия;
- сообщение цели в виде проблемного задания;
- сообщение цели в виде эвристического вопроса;
- постановка цели через показ конечных результатов;
- постановка привлекательной цели;
- в начале занятия дается загадка, отгадка которой будет открыта при работе над новым материалом;
- дополнение реальной ситуации фантастикой;
- постановка целей с опорой на последовательность изучения материала.
1. Обеспечение восприятия и первичного запоминания детьми изучаемого материала:
— существенных признаков, понятий, и т.д.
— правил и построенных на их основе алгоритмов.
2. Содействие усвоению детьми способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению).
3. Создание содержательных и организационных условий усвоения детьми методики воспроизведения изучаемого материала.
3 этап —
Организация внимания детей;
Сообщение основной идеи изучаемого (принципы, правила и др.)
Обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;
Дать знания, которые приводят к определенным выводам (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить, как аргументировать выводы).
ЭТАП УСВОЕНИЯ
Максимальное использование самостоятельности детей в добывании знаний и способов действий;
Если воспитатель использовал метод рассказа, объяснения, то показателем выполнения задачи может служить качество (правильность, осознанность) ответов детей на последующих этапах;
При использовании эврических методов показателем эффективности усвоения детьми знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы или выполнения задания.
НОВЫХ ЗАНИЙ И
Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;
Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта детей;
Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового;
Осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ребенок является субъектом деятельности;
Создание условий для освоения детьми знаний преимущественно в форме деятельности.
СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
- Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической формах,
- Работа с определением вводимых понятий (родовое слово видовые признаки)
- использование обыденных аналогий как способа включения в содержания субъектного опыта детей
- Рассказ (объяснение) воспитателя
- Развивающее обучение
- использование проблемных ситуаций
Анализ присутствующими
Для оценки практической пользы проведённого показательного занятия, методической подкованности педагога используется план, который структурно напоминает самоанализ.
Анализ современного занятия в доу по фгос | материал на тему: | образовательная социальная сеть
Анализ современного занятия в ДОУ ПО ФГОС
1. Общие сведения
1. Тема занятия: «Моё Отечество — Россия».
2. 19.03.2021г, МКДОУ ХМР «Детский сад «Светлячок» д.Шапша». Ващенко Юлия Алексеевна.
3. Подготовительная группа.
4. Цель занятия:
Задачи:
- Формирование представлений о Родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа. Развитие воображения, памяти, речи. Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, уважение к культурам других народов.
- конкретность и реалистичность цели реализуется: через СаНпиН, который определяет время, отведённое на данное занятие; подготовленность детей к решению цели была определена на предварительной работе, на предыдущих занятиях. Также цель определена по способностям и индивидуальным возможностям детей);
- интеграция образовательных областей реализуется в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии. Данное занятие интегрировало с Речевым, Социально-коммуникативным развитием. А также на проведённом мной занятии прослеживалась связь с познавательным развитием, а именно с Формированием Элементарных Математических Представлений. Которое является темой моего самообразования. В ходе занятия дети пересчитывали сколько символов России они назвали, сколько национальностей они знают.
5. Занятие соответствует воспитательным и развивающим целям, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям. В ходе занятия реализуется совместная деятельность воспитателя и детей.
2. Наблюдение за ходом занятия
Цели и задачи занятия перед воспитанниками были раскрыты достаточно убедительно, четко и эмоционально. Работа во время занятия была содержательной, интересной и организованной. Дети были активны, разговорчивы, самостоятельны, проявляли большой интерес.
Какие знания приобрели воспитанники в ходе занятия: представление о социокультурных ценностях нашего народа, уважение к национальности и культурам других народов. Сформировались представления о Родине и Отечестве.
Контролируемость занятия:
- как реализуется возможность оценить промежуточные и конечные результаты: Оценка прогнозируемых конечных результатов, проводимая на стадии его реализации, дает возможность определить, насколько правильно реализуется занятие в целом. Анализ фактических конечных результатов занятия позволяет сделать соответствующие выводы на будущее и принять меры по усовершенствованию подходов к управлению занятиями. Промежуточные результаты, как правило, связаны с выполнением комплексов (пакетов) работ и завершением определенных частей занятия. Конечный результат связан с окончательной реализацией всего занятия. (От планирования, предварительной работы до индивидуальной работы после занятия).
- какие выводы сделали воспитанники по ходу и по окончанию работы: Дети и воспитатель провели анализ занятия и сделали определённые выводы. Воспитатель оценила участие детей в занятии, сообщила о том, чем будут заниматься в следующий раз.
- Дети сформировали элементарные представления о планете Земля, как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Сформировали представления о Родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа. Развивали воображение, память, речь. Воспитывали чувство принадлежности к определённой культуре, уважение к культурам других народов.
Как сказалось проведенное занятие на формирование общественного мнения группы и отдельных воспитанников на их взаимоотношениях:
Каково его воздействие на отдельных воспитанников:
3. Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития взаимоотношений в коллективе группы. Планирование, разработка, участие в них детей, индивидуальная работа.
4. Общая оценка воспитательного мероприятия
- Цели и задачи занятия выполнены с присутствующими детьми на 100%.
- Причиной успешного проведения занятия, я считаю, была заинтересованность детей, дети были увлечены играми, беседами и т.д. Дети были очень активны, на протяжении всего занятия, они были очень позитивно настроены, с радостью выполняли все задания, отвечали на вопросы воспитателя полными предложениями. Могли высказывать свои мнения. Неудач и ошибок в данном занятии, я считаю не было. По рекомендации заведующей, на закрепление данного материала я запланировала и провела игру «Народы России», целью которой было закрепление знаний о народах России.
- Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы: Высшая оценка. Данное мероприятие имеет большой вес и значимость для воспитанников.
- Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и воспитанников:
5. Анализ деятельности воспитателя
Какие черты характера воспитателя способствовали проведению эффективной работы с воспитанниками, какие, наоборот, мешали:
Какие педагогические способности проявлялись при проведении эффективной работы с воспитанниками?
Выполнила:
Виды анализа с разных точек зрения: самоанализ и анализ коллег
Каждое занятие в детском саду, согласно указаниям Федерального государственного образовательного стандарта, подвергается самоанализу. Однако если обычно такой разбор проводится педагогом в свободной форме и сводит все анализируемые позиции к оценке «получилось — не получилось», то открытое занятие рассматривается детально.
Кроме того, открытое занятие подразумевает присутствие гостей: методистов детского сада, коллег, представителей городского и/или регионального методического объединения работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), а также родителей. В связи с этим анализ показательного урока проводится присутствующими на нём педагогами:
- коллегами — для обмена опытом;
- учителями курирующих школ — для оценки готовности детей к школе;
- начальством — для оценки качества работы воспитателя.
Групповой анализ
Суть этого разбора заключается в том, что гости, присутствующие на занятии, по очереди высказывают своё мнение относительно увиденного и услышанного, не придерживаясь чёткого плана. Такой способ анализа является субъективным, но полезным с позиции обмена опытом и мнениями. Иными словами, эта беседа — своеобразный мини-педсовет.
Как проводится самоанализ
Безусловно, алгоритм двух видов разбора будет немного отличаться. Если говорить в целом, то самоанализ будет более субъективным, ведь не зря же бытует мнение, что хороший урок для педагога — это родной ребёнок, которого и ругать-то жалко.
Разбор занятия автором призван:
Образец анализа занятия по фгос до средняя группа | методическая разработка (средняя группа) по теме: | образовательная социальная сеть
Анализ организованной образовательной деятельности в форме игровой деятельности детей
ФИО педагога: Петрова Е.Н., воспитатель
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие (рисование)
Тема: «Подружка — черепашка»
Цель: Создание социальной ситуации развития для проявления активной творческой деятельности
Возрастная группа: средняя Количество детей: 14
Дата: 09.04.2021г.
Цель посещения: фронтальный контроль
Кто посещал: старший воспитатель Ефремова И.Н.
Программное содержание соответствует уровню возрастного развития детей и содержит различные виды детской деятельности (игровая, творческая, коммуникативная).
Во время образовательной деятельности дети чувствовали себя свободно, проявляли фантазию и креативный подход при изображении черепахи. Воспитанники выполняли подгрупповые работы: изображали 2 черепахи, используя различные материалы по своему выбору, тем самым педагог создавал условия для принятия детьми решений и реализации своих замыслов. Внутри групп педагог координировал деятельность детей, обучая их договариваться между собой, соблюдать очередность и проявлять уважительное отношение к партнерам по совместной деятельности, создавая условия для доброжелательных отношений между детьми.
Используя дидактическую игру «Расскажи о своей любимой игрушке» педагог создавал условия для развития речи и воображения воспитанников. Дети с удовольствием описывали свою любимую игрушку и как можно с ней играть.
Для сохранения здоровья воспитанников Галина Александровна применяла смену динамических поз, физминутку «Веселые черепашки».
Данное занятие проходит в рамках реализации краткосрочного проекта «Наши маленькие друзья».
Использование образовательных технологий, методов, приемов. Наглядность. ТСО.
Педагогом активно использовалась ИКТ-технология при постановке проблемы (использование мультимедийной презентации), проведении физминутки. Применение проблемной технологии способствовало формированию познавательной самостоятельности и развитию творческих способностей у воспитанников.
Активная колонка помогла создать приятную, теплую, эмоциональную атмосферу на занятии.
Используя необходимые наглядные средства (картинный материал, игрушка Черепаха) которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления у детей.
Использование игрового приема и единого сюжета занятия помогло связать все его этапы и решить воспитательные задачи, а именно развитие эмпатии и желания помогать окружающим. Были соблюдены все санитарно-гигиенические требования, длительность занятия соответствовала возрасту детей.
Старший воспитатель: ________Ефремова И.Н. Ознакомлена: ______Петрова Е.Н.
Определяем цели анализа
Открытое занятие в детском саду проводится с целью продемонстрировать педагогическое мастерство воспитателя в работе с детьми. В частности, показать разнообразные приёмы, используемые для реализации поставленных образовательных задач. С другой стороны, показательные уроки позволяют увидеть прогресс в развитии, обучении и воспитании малышей.
- Оценить уровень подготовки урока. Как театр начинается с вешалки, так и подготовка показательного занятия начинается с выбора подходящего оборудования и материалов. Важно понимать, что если на уроке предполагается раскрашивание шаблона и одному-двум малышам этих картинок не хватит, всё впечатление от занятия, насколько бы методически разнообразным оно ни было, будет потеряно.
- Провести мониторинг готовности детей к школе. Это, конечно, не открытое тестирование, а по большей части наблюдение за тем, насколько хорошо малыши ориентируются в материале, воспринимают организованную структуру занятия и следуют ей. Причём такого рода оценка проводится не только с детьми подготовительной к школе группе, но и с другими дошколятами, ведь нацеливание на дальнейшее обучение в школе в разных видах происходит уже в первой младшей группе (например, задавать вопросы по очереди, следовать расписанию образовательного процесса и т.д.).
- Проанализировать структуру занятия. То есть логичность всех этапов: вводного, основного и заключительного, а также переходы одного в другой. Если в вводной части педагог не оговорил тему и не представил героя, который будет её «проводником» для малышей, то начинать основной этап с задания из уст этого персонажа будет неуместно — дети попросту не поймут, что от них требуется, а главное, почему это нужно сделать (самый важный и актуальный вопрос для дошколят).
- Рассмотреть приёмы, использованные на занятии. При этом оценить, насколько каждый из них работает на реализацию поставленных целей и задач. Так, например, дидактическая игра «Четвёртый лишний» позволяет не только выяснить, насколько хорошо дети научились классифицировать предметы или явления по тем или иным признакам, но и понять, хорошо ли у них развито образное, логическое мышление, воспитали ли в них уважение и терпение к сверстникам, допускающим ошибки и пр.
- Оценить уровень организации взаимодействия воспитателя с детьми. То есть хорошо ли воспитатель чувствует время занятия (укладывается ли в отведённые для каждого вида работы минуты), соответствует ли темп и тембр его речи нужному эмоциональному фону, насколько самостоятельны и активны ребята.
- Выделить недостатки, если они есть, и указать пути их ликвидации.
Примеры самоанализа открытых занятий
Даже при наличии алгоритма анализа на практике некоторые разборы более эмоциональны, субъективны, что зачастую выражается в отсутствии недостатков.
Таблица: пример анализа занятия по развитию речи в подготовительной группе «пересказ рассказа е. чарушина «лисята»
Автор — Орлова Е.Е., старший воспитатель МБОУ «Вещевская ООШ», пос. Вещево, Ленинградская область.
Этап занятия: мотивационно-ориентировочный
Цель работы детей на занятии:
Что явилось основой для формулировки цели (проблемная ситуация; учебная задача; практическое (творческое) задание или др.).
Формулировка цели детьми (четкость формулировки; степень осознания и принятия детьми поставленной цели; степень участия детей в рассмотрении проблемы (учебной задачи), формулировке цели предстоящей работы).
Объективность предлагаемой педагогом целевой установки (соответствие цели возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития).
Мотивационные основы деятельности детей на занятии:
Ориентированность педагога на создание мотивационной основы (добивается понимания и принятия детьми целей и задач занятия, формулирует критерии достижения целей, умеет вызвать интерес к различным видам деятельности, к передаваемой информации).
Опора на личностные мотивы (стремление к общению, самореализации, самоутверждению, получению удовлетворения), познавательный интерес, эмоциональную сферу детей (стремление проявить участие в судьбе персонажа, помочь товарищам, порадовать своей работой близких и др.). Умение строить задания так, чтобы дети почувствовали свой успех.
Формирование основ мотивации учения (демонстрация и организация практического применения ЗУН, компетенций; показ роли учения в жизни человека; знакомство с примерами учения в жизни значимых для ребенка людей; демонстрация достижений ребенка в учении, творческой и практической деятельности и др.).
Этап занятия: оргмомент
Приемы организации работы детей на занятии:
Суть используемых приемов (какие приемы использовались: «включение» долговременных учебных мотивов; пробуждение интереса детей; привлечение внимания за счет использования сюрпризных моментов; использование «дисциплинарных» методов).
Оценка выбранных педагогом приемов (соответствие возрасту детей; эффективность; соответствие сюжету занятия, цели работы детей на занятии, программным задачам).
Этап занятия: поисковый
Организация педагогом совместной деятельности по выявлению путей достижения цели работы детей на занятии:
Формы и методы организации совместной деятельности (беседа, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; приемы активизации мышления; соотношение монологических и диалогических форм общения).
Степень участия детей в составлении плана работы, самостоятельность в выборе форм работы, материалов.
Этап занятия: рефлексивно-оценочный
Содержание оценочной деятельности (педагог предлагает детям назвать результаты деятельности и способы их достижения; соотносит оценку итогов с выделенными в ходе мотивационно-ориентировочного этапа целями и планом работы на занятии; аргументирует оценки, показывает детям их достижения и недоработки).
Качество организации оценочной деятельности (педагог знакомит детей с наиболее наглядными параметрами и критериями оценки различных видов деятельности, форм работы; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей при оценивании; применяет различные методы оценивания; умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки детей, способствует формированию у детей навыков самооценки различных видов деятельности)
Литература
Тимофеева, Л.Л. Аттестация педагогов системы дошкольного образования: первая и высшая квалификационные категории: Методические рекомендации / Авторы-составители Л.Л. Тимофеева, О.В. Бережнова, Т.М. Капунова и др. – М.: Педагогическое общество России, 2021.
Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М., 1998.