Что же такое кабинет здорового ребенка? — МегаЛекции

Медицинская документация комнаты здорового ребенка

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМНАТЫ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ. 5

1.1 Основные задачи и функции комнаты здорового ребенка. 5

1.2 Медицинская документация комнаты здорового ребенка. 8

1.3 Основное оснащение комнаты здорового ребенка. 9

1.4 Функции персонала кабинета здорового ребенка. 12

ГЛАВА 2 Организация и основные положения деятельности медицинской сестры в комнате здорового ребенка. 15

2.1 Функциональные обязанности медицинской сестры комнаты здорового ребенка 15

2.2 Основные знания, умения, навыки медицинской сестры комнаты здорового ребенка. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 29

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье и благополучие детей — главная забота семьи, государства и общества в целом, так как дети составляют единственный резерв страны, который в недалеком будущем будет определять ее благополучие, уровень экономического и духовного развития, состояние культуры и науки.

Вместе с тем, в связи с социально-экономическим кризисом последних лет усиливаются отрицательные тенденции в динамике здоровья детского населения: растет численность детей с хронической патологией и морфофункциональными отклонениями, остается высокой острая заболеваемость. Ухудшение здоровья детей обусловлено не только экономической нестабильностью, но и нарастающими масштабами загрязнения окружающей среды, широким распространением вредных социальных привычек и болезней, слабым внедрением здорового образа жизни и рядом других причин. Это отразится и на здоровье последующих поколений [7].

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что в настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Одной из важнейших современных профилактических задач является формирование здоровья подрастающего поколения через гигиеническое воспитание и обучение здоровому образу жизни.

Таким образом, формирование здоровья ребенка, грамотное воспитание детей раннего возраста во многом зависят от организации профилактической работы в детских поликлиниках и консультациях. Ведущая роль в этом направлении отводится работе кабинета здорового ребенка (далее – КЗР).

Объект исследования: кабинет здорового ребенка и организация его работы в детской поликлинике.

Предмет исследования: деятельность медицинской сестры кабинета здорового ребенка в детской поликлинике.

Цель исследования:

1. Изучение литературы по выбранной теме.

2. Ознакомиться с особенностями организации работы кабинета здорового ребенка в детской поликлинике.

3. Проанализировать особенности работы медицинской сестры кабинета здорового ребенка.

4. Овладеть необходимыми навыками в разработке методических материалов кабинета здорового ребенка и оформления основной документации КЗР.

Задачи исследования:

1. Собрать информацию по теме и изучить научную литературу.

2. Изучить деятельность медицинской сестры КЗР.

3. Изучить основные методические материалы и документацию КЗР.

4. Сформировать выводы.

Методы исследования: информационный анализ документов литературы, наблюдение.

Структура работы состоит из содержания, введения, двух глав, ф, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМНАТЫ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

Основные задачи и функции комнаты здорового ребенка

Кабинет здорового ребенка (далее — КЗР) находится в составе детской поликлиники. Основной миссией данного кабинета является профилактическая работа с абсолютно здоровыми детьми от 0 до 3-х лет, а также молодыми родителями и кормящими матерями.

Работником КЗР является медицинская сестра или же фельдшер. Назначаются они на эту должность приказом главного врача данного медицинского учреждения [9].

Руководит и контролирует работу КЗР заведующий — педиатр одного из отделений данного детского медицинского учреждения.

Основными задачами КЗР являются:

— пропаганда здорового образа жизни в семье;

— обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.);

— санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка[11].

Для выполнения выше перечисленных задач персонал КЗР:

— помогает участковым педиатрам организовывать школы для молодых родителей, будущих мам, занятия которых проводятся в КЗР;

— организовывает и проводит семинары и тренинги для молодых родителей по охране здоровья детей, разрабатывают и раздают различные методические материалы;

— рассказывают и показывают родителям, как правильно ухаживать за ребенком, как организовать режим дня ребенка, основы массажа и гимнастики, как правильно закалять ребенка, какую еду и когда давать ребенку, основные нюансы прикорма;

— обязательно контролируют наличие рахита у детей, выдают витамин Д, организовывает кварцевание детей;

— вместе с врачом проводят подготовку детей к дошкольному учреждению;

— проводят обучения медицинских участковых медсестер основам массажа и гимнастики, как правильно проводит закаливание и т.д.;

— обязательно информирует врача – педиатра и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и о нормах и правила, которые нарушают родители в процессе ухода за малышом;

— обязательно взаимодействует с санитарным домом для того, чтобы всегда быть в курсе новшеств, введённых в процесс ухода за ребенком и распространения их среди родителей и медицинского персонала;

— оформляют все необходимые стенды для просветительской работы среди родителей — таблицы, плакаты, различные пособия по уходу за ребенком;

— заполняет и контролирует всю документальную отчетность и всю документацию КЗР [3].

Функции кабинета здорового ребенка:

1. В первую очередь – это донести до молодых родителей и будущих мам основные правила по уходу за ребенком – это режим дня, правила прикорма и т.д.

2. Научить родителей основам наблюдения за малышом, рассказать об возрастных особенностях и основных отклонениях;

3. Помогать педиатрам и участковым врачам проводить занятия для молодых мам и пап в КЗР с профилактической целью;

4. Организовывать семинары для молодых родителей по вопросам гигиены и охраны здоровья детей раннего возраста, распространять методические материалы, буклеты, памятки;

5. Организация работы с родителями и малышами для их дальнейшего поступления в дошкольные учреждения различного типа;

6. Обучать медицинских сестер и врачей педиатров новинкам в уходе за детьми раннего возраста, делиться методическими материалами;

7. Ставить на учет детей, у которых были выявлены нарушения в развитии, и обязательно информировать об этом участковых врачей – педиатров;

8. Обязательное оформление документации КЗР [3].

Медицинская документация комнаты здорового ребенка

Для того, чтобы работа КЗР была эффективной, и медицинский персонал мог уделять достаточное количество времени своим пациентам все посещения КЗР планируются заранее по предварительной записи.

Итак, если в поликлинике насчитывается до 5 педиатрических участков, то в таком случае определяется один день для приемов в КЗР. Если участков насчитывается от 5 до 10, то выделяют 2 дня для приема в КЗР, если же в поликлинике насчитывается более 10 педиатрических участков, то в таком случае приемы ведутся ежедневно [10].

Направить ребенка первого года жизни в КЗР может только врач педиатр после тщательного осмотра. Медицинская сестра КЗР в свою очередь на первом приеме рассказывает и объясняет матери рекомендации врача педиатра, показывает специальные пособия и методические материалы[1].

Дети 2-х и 3-х лет посещают КЗР до профилактического приема у врача педиатра, так, как им необходимо пройти диагностики — уровня нервно — психического развития и оценки поведения в декретированные сроки.

Чаще всего дети посещают КЗР после профилактического осмотра у врача педиатра их участка, для того что бы уточнить такие данные, как режим дня, закаливание, поступление в дошкольное учреждение и т.д.

Дети 2- х и 3-хлет обязательно перед походом в КЗР должны пройти осмотр у участковой медсестры, которая заполняет в карте развития (форма 112/у) данные о поведении ребенка, а также развитие навыков (2-й год) игры и речи у детей (3-й год) [12].

В свою очередь медсестра КЗР, предварительно изучив данные в карте развития, приступает к проведению диагностики нервно-психического состояния ребенка по остальным показателям с предварительной оценкой по группам развития и назначениями на следующий возрастной период.

Результаты, которые были получены вследствие диагностики, медицинская сестра вносит в карту учета посещения КЗР (вкладыш), который должен быть вклеен в ф. 112/у. Эти данные участковый врач педиатр обязательно должен учитывать для объективной оценки состояния здоровья ребенка[3].

Медицинская документацияКЗР

1. Учетная форма N 112/уу, вкладыш — карта посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка.

2. Учетная форма N 039/уу.

3. Учетная форма N 038/у[8].

Медицинская сестра КЗР обязательно в установленные сроки проходит курсы повышения квалификации на базе опытных медицинских учреждений.

§

Основное оснащение КЗР заключается в соответствии с «Перечнем оборудования кабинета здорового ребенка» и «Перечнем игрушек, рекомендуемых для детей раннего возраста».

В КЗР в обязательном порядке должны быть оформлены следующие методические материалы по воспитанию детей раннего возраста:

1. Стол пеленальный.

2. Весы медицинские, ростомер.

3. Детский стол и стул для оформления игрового уголка.

4. Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери.

5. Кукла с набором одежды для новорожденного.

6. Стенд по режимам дня детей первых трех лет жизни.

7. Стенды «Современные принципы вскармливания здорового ребенка первого года жизни. Охрана, поддержка, поощрение грудного вскармливания», «Десять принципов ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию».

8. Стенд по массажу и гимнастике.

9. Стенд по закаливанию.

10.  Стенд «Показатели нервно-психического развития ребенка 2-3 годов жизни»[5].

В холле детской поликлиники мы обязательно должны видеть такие стенды, как «Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение», «О значении профилактических прививок», «Сроки диспансеризации детей дошкольного возраста», а также шесть стендов по вопросам правильного воспитания ребенка в соответствии с возрастом: от 1 до 3 месяцев; от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев; от 1 года до 2 лет; от 2 до 3 лет[7].

На каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно-психического развития.

Перечень игрушек, рекомендуемых для детей раннего возраста

Возраст
 
Игрушки Назначение
От 0 до 3-х мес. Яркая однодневная игрушка для подвешивания, неваляшка, погремушка. Для развития зрительного сосредоточения и для разглядывания, лежа на животе.
От 3 до 6 мес. Погремушка с кольцом,
Погремушка с ручкой
Резиновые игрушки звучащие
Неваляшка
Для развития хватательных движений
Для развития мелких мышц руки
Для создания положительного эмоционального тонуса
От 6 до 9 мес. Мячик небольшой, шары
Ведерко с игрушками
Кольцо для надевания на руку
Кастрюля с крышкой,
Кукла, мишка, петух, кошка
Для развития умения действовать с предметами
Для развития понимания речи
От 9 до 12 мес. Кукла, мишка, собака, зайка
Чашечка, кукла, кукольное одеяло, матрешка, пирамидка
Для развития мышления
Для развития сюжетной игры
От 1-го года до 2-х лет Мячи, обручи, машины, тележки
Коробка с вырезанными на крышке отверстиями в форме круга, квадрата, прямоугольника и т.д.
коробка с крышками разнообразной формы (круглая, квадратная, треугольная), пирамидка
Строительный материал
Лопатка, совочки, ведро.
 
Для развития движений
Дидактические (обучающие) игрушки, различные по форме, величине и цвету — для сенсорного развития.
 
Для развития конструктивной деятельности
От 2-х до 3-х лет Конструкторы деревянные и пластмассовые
Кукла, мишка, зайка, наборы посуды, книги, картинки, сказки, карандаши, кисточки, пластилин.
Для строительных игр
Для развития речи
Для изобразительной деятельности.

Функции персонала кабинета здорового ребенка

Кабинет здорового ребенка (далее – КЗР) организуется как структурное подразделение в организации здравоохранения, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (далее – ПМСП) детскому населению.

Штат КЗР формируется главным врачом медицинского учреждения с учетом фонда заработной платы учреждения. Основными сотрудниками все КЗР является медицинская сестра с расчетом 1 на 10 000 человек населения. Если же численность населения менее 10 000 человек, то функции персонала КЗР переносятся на сотрудников ПМСП [10].

Осуществляет руководство над персоналом КЗР заведующий одного из педиатрических отделений или же старший врач ПМСП.

Персонал КЗР получает всю необходимую информацию и методические материалы от сотрудников территориальных организаций здравоохранения и осуществляет следующие функции[6]:

1. В первую очередь – это донести до молодых родителей и будущих мам основные правила по уходу за ребенком – это режим дня, правила прикорма и т.д.

2. Научить родителей основам наблюдения за малышом, рассказать об возрастных особенностях и основных отклонениях;

3. Помогать педиатрам и участковым врачам проводить занятия для молодых мам и пап в КЗР с профилактической целью;

4. Организовывать семинары для молодых родителей по вопросам гигиены и охраны здоровья детей раннего возраста, распространять методические материалы, буклеты, памятки;

5. Организация работы с родителями и малышами для их дальнейшего поступления в дошкольные учреждения различного типа;

6. Обучать медицинских сестер и врачей педиатров новинкам в уходе за детьми раннего возраста, делиться методическими материалами;

7. Ставить на учет детей, у которых были выявлены нарушения в развитии, и обязательно информировать об этом участковых врачей – педиатров;

8. Обязательное оформление документации КЗР [5].

§

Функциональные обязанности медицинской сестры комнаты здорового ребенка

Итак, основным персоналом КЗР является медицинская сестра. Медицинская сестра назначается на данную должность и увольняется с нее главным врачом данного медицинского учреждения. В подчинении она находится у старшей медицинской сестры одного из педиатрических отделений.

Медицинская сестра КЗР обязательно имеет подготовку и опыт работы в сфере профилактики здоровья у детей раннего возраста, а также у нее есть подтверждающие эти данные документы.

Медицинская сестра КЗР осуществляет профилактическую и пропагандистскую работу по гигиеническому воспитанию с молодыми родителями, беременными женщинами [8].

Функциональные обязанности медицинской сестры КЗР:

1. Осуществляет прием детей до 1-го года не менее 5 раз в год, 2- лет – не менее 4 раз в год, 3- х лет – не менее 1 раз в полугодие, 3-6 лет – 1 раз в год;

2. В соответствии с назначением участкового врача-педиатра:

— Проведение бесед с матерью малыша о правильной организации режима дня ребенка, основных правила ухода за ребенком и т.д.

— Обучение матери основным правилам массажа для детей раннего возраста и гимнастики;

— Организация контрольных кормлений и разработка рекомендаций по дальнейшему кормлению ребенка;

— Выполнение указанных назначений врача педиатра: например, выдача витаминов и т.д.;

— Проведение диагностик детей, учитывать и выявлять особенности поведения детей 2-х, 3-х лет и при этом фиксировать отклонения, если такие есть;

— Информировать молодых родителей об особенностях и нюансах искусственного вскармливания[12];

— Профилактика возникновения вредных привычек и обучение родителей методам гигиены полости рта ребенка раннего возраста;

— Обязательная раздача молодым родителям различных методических материалов;

— Взаимодействие с медицинскими сестрами педиатрических участков – взаимообмен методическими материалами и новинками в сфере профилактики здоровья детей;

— Предоставлять помощь врачам педиатрам в организации различных занятий для молодых родителей, беременных женщин, молоды пап на базе КЗР;

— Оказывать помощь детям в подготовке к поступлению в дошкольные учреждения, в соответствии с рекомендациями участкового врача педиатра, а также других узких специалистов;

— Обязательно информировать врачей педиатров, если вдруг было выявлено какие-то отклонения в развитии у ребенка, который посетил КЗР;

— Обязательное оформление карты – вкладыша посещения КЗР;

— Оформление различных выставок возле КЗР просветительского характера по профилактике здоровья ребенка;

— Взаимодействовать с различными организациями для изучения и распространения различных материалов относительно профилактики здоровья детей раннего возраста [11].

Основные знания, умения, навыки медицинской сестры комнаты здорового ребенка

Итак, рассмотрим основные теоретические знания медицинской сестры КЗР:

— Основные особенности развития детей раннего возраста и их значения для нормальной жизнедеятельности ребенка;

— Особенности обследований ребенка на семейную патологию;

— Основные правила по режиму дня, питанию и уходу за собой для беременной женщины;

— Правила режима дня и кормления для кормящей матери;

— Знания о профилактике мастита у кормящей матери;

—  Знать физиологические особенности новорожденных детей;

— Владеть информацией о распространенных патологиях новорожденных детей, знать их признаки;

— Владеть информацией об основных психологических особенностях детей до 3- х лет;

—  Основные правила по правильной организации режима дня детей;

— Владеть информацией о вскармливании новорожденных – кормление грудью, искусственное кормление и смешанное кормление.

— Уметь организовывать питание для детей, которым больше года;

— Основные правила гигиены ребенка;

—  Разбираться в профилактике таких заболеваний, как анемия, рахит, диатез и т.д.

— Знать все о прививках детей раннего возраста, противопоказания и показания для прививок;

— Владеть первой медицинской помощью в экстренных ситуациях [4].

2. Владение техникой выполнения гигиенических, профилактических и лечебных манипуляций:

— как правильно сцеживать и массажировать грудь;

— как проводятся контрольные кормления;

— правила пеленания ребенка;

— гигиена ребенка раннего возраста;

— правила купания малыша — малыша первые 6 месяцев нужно обязательно купать каждый день, лучше всего делать это перед последним кормлением. При купании обязательно необходимо следить за температурой воды – 36-37 градусов. Температура воздуха в комнате не должна превышать 23-24 градуса. Купание младенца занимает по времени приблизительно 5 минут. Желательно больше по времени этого не делать. Малыша медленно опускают в воду, головку мама придерживает на своем локте. Заканчивать купание необходимо обливанием водой с кувшина на спинку ребеночка. Важным моментом является то, что вода должна быть 35 градусов. После купания ребеночка осторожно обтирают мягким полотенцем или же пеленочкой [2].;

— основные положения по уходу за кожей малыша;

— обработка пупочной раны – основные правила;

— контроль за температурой ребенка, обязательное заполнение бланка;

— следить за пульсом и частотой дыхания ребенка;

— уметь правильно делать клизмы и ставить газоотводные трубки;

— владеть диагностиками психологического состояния детей до трех лет, применять их на практике;

— знать все о правилах закаливания малышей;

— владеть навыками приготовления смесей, прикормов для детей ло 3-х лет[13].

§

1) Стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни.

Нужно показать наглядно кроватку и все необходимые принадлежности в игровой форме:

1. Матрац, который должен подходить кроватке по размерам

2. Пленка

3. Постельное белье по размерам кровати и матраца

4. Толстая пеленка, сложенная в много слоев, что бы подложить под голову

5. Средней величины кукла

6. Стенд – стойка, кронштейн

7. На кронштейне подвесить яркую игрушку одного цвета.

Основная информация, которая размещается на стенде:

игрушка должна быть подвешена на высоте 50-70 см, ребенку должно быть удобно ее рассматривать, а также удобно захватывать[14];

2) Должна иметься аптечка для ухода за ребенком и грудью кормящей матери:

1. Термометр медицинский

2. Термометр для измерения температуры воды

3. Термометр комнатный

4. Газоотводная трубка

5. Баллон детский (груша, размер 25 куб. см)

6. Банка для ваты

7. Банка для пипеток

8. Масло вазелиновое (или кипяченое растительное)

9. Детский крем

10. Раствор марганцевокислого калия

11. Сухая борная кислота

12. Пузырек емкостью 30-100 мл для воды

13. Соски для питья и кормления

14. Марлевые салфетки

15. Раствор борной кислоты

3) Стенд «Гигиеническая ванна» (представить в виде фотографии или рисунков)

1. Ванночка.

2. Мохнатая рукавичка.

3. Мыло детское.

 4. Подставка в ванну для купания.

5. Кувшин.

6. Термометр водяной.

Основная информация, которую отображают на стенде, заключается в следующем: малыша первые 6 месяцев нужно обязательно купать каждый день, лучше всего делать это перед последним кормлением. При купании обязательно необходимо следить за температурой воды – 36-37 градусов. Температура воздуха в комнате не должна превышать 23-24 градуса[15]. Купание младенца занимает по времени приблизительно 5 минут. Желательно больше по времени этого не делать. Малыша медленно опускают в воду, головку мама придерживает на своем локте. Заканчивать купание необходимо обливанием водой с кувшина на спинку ребеночка. Важным моментом является то, что вода должна быть 35 градусов. После купания ребеночка осторожно обтирают мягким полотенцем или же пеленочкой [2].

4) Стенд по организации питания детей 1-го года жизни

Для данного стенда используют различные наглядные пособия и материалы, можно в этих целях использовать обычный шкаф, но материалы в нем должны размещаться в строго определенном порядке:

1. Первое – это пропаганда естественного вскармливания младенца – можно разместить различные мотивирующие фотографии, плакаты, цитаты и рекомендации известных педиатров о пользе естественного вскармливания;

2. Вторая и третья полка – предоставить образцы лучших адаптированных смесей для вскармливания малышей, предоставить информацию о производителях и особенностях каждой из представленных смесей, что бы молодым родителям было легче ориентироваться на таком большом рынке смесей на сегодняшний день;

3. На четвертой полке располагают первые прикормы основных производителей, а также предоставляют всю информацию по представленным экземплярам. Также на этой полке целесообразным является разместить таблицу введения прикорма.

4. На пятой полке размещают муляжи прикормов для детей от 3-х до 6 месяцев, а также размещают схему введения прикорма после 6 месяцев.

5. На пятой полке размещают муляжи прикорма для детей от 6 месяцев и до одного года, все прикормы от 0 д 3 месяцев. Также здесь отображают приблизительную схему введения прикорма для данного возраста.

6. На шестой полке показывают муляжи прикорма от 3 до 6 месяцев, от 0 до 3 месяцев — творог, мясное пюре и т.д. Также здесь размещают схемы и таблицы прикормов детей.

7. На этой полке показываю все предметы, которые используются в процессе прикорма – это основная посуда, бутылочки, слюнявчики и т.д.

5) Стенд по питанию детей 2-3 года жизни

Данный стенд предполагает собой информирование молодых родителей об основах здорового питания, а также правилах первых прикормов. На данном стенде отображают семидневное меню кормления детей [9].

6) Стенд «Выставка одежды детей первого года жизни»

На стенде даются фотографии одежды и перечень необходимого количества предметов, обеспечивающих уход за ребенком:

1. Распашонка летняя — 5 шт.

2. Распашонка байковая — 5 шт.

3. Пеленки летние (100Х120) — 20 шт.

4. Пеленки фланелевые — 10 шт.

5. Подгузники (40 Х 40) — 20 шт.

6. Косынка — 2 шт.

7. Одеяло байковое — 1 шт.

8. Одеяло шерстяное — 1 шт.

9. Уголок (под голову) — 1 шт.

10. Пододеяльник — 2 шт.

11. Чепчик летний — 1 шт.

12. Чепчик байковый — 1 шт.

13. Кофточка байковая — 5 шт.

14. Майки — 5 шт.

15. Штаны — ползунки — 15 шт.

16. Гольфы — 5 пар

17. Клеенка подкладная — 2 шт.

18. Ботинки с каблучком и шнуровкой — 2 шт.

Стенд «Одежды ребенка второго и третьего годов жизни»

На стенде поместить четыре фотографии: ребенок в летней одежде, ребенок осенью на прогулке, ребенок осенью и зимой в помещении, ребенок на прогулке зимой[15].

Дать перечень необходимой одежды, указать количество:

1. Майка или рубашка нижняя — 4-5 шт.

2. Рубашка верхняя (платье) летняя — 4-5 шт.

3. — » — зимняя — 4-5 шт.

4. Трусы — 4-5 шт.

5. Колготки — 4-5 шт.

6. Шорты (для мальчиков) — 2-3 пары

7. Туфли на небольшом каблучке — 1-2 пары

8. Панамка — 1-2 шт.

9. Шапка вязаная — 1-2 шт.

10. Косынка ситцевая — 1 шт.

11. Кофточка шерстяная — 1 шт.

12. Рейтузы — 1-2 шт.

13. Варежки — 1-2 шт.

14. Пальто осеннее и зимнее — 1 1 шт.

15. Валенки — 1 пара

7) Игрушки для диагностики нервно — психического развития

ü От 1 месяца до 4-х

1. Яркая однотонная погремушка, хорошо звучащая, с ручкой.

2. Две погремушки на кольцах (кольцо диаметром — 10-15 см, шарики — 5-7 см).

3. Яркая игрушка типа неваляшки.

ü От 5 до 7 месяцев

1. Погремушка с длинной ручкой (длина 10-15 см).

2. Яркая устойчивая игрушка (неваляшка, кукла).

3. Игрушка резиновая или полиэтиленовая, озвученная.

4. Шар.

ü От 8 до 12 месяцев

1. Миска с 2 шарами, кастрюля с крышкой или миска с кирпичиком.

2. Кукла (маленькая и большая).

3. Мяч (большой и маленький).

4. Бидончик с крышкой.

5. Стержень с кольцами (2).

6. 2-3 кирпичика (2 х 5 х 6) и 2 кубика (5 х 5 х 5).

7. Стол с отверстиями и грибочками (3).

8. Матрешка одноместная.

9. Кукольная посуда (чашка, блюдце). Одеяло для куклы.

ü К 1 году 3 месяца

1. Машина, часы, мячик, собака.

2. Кукла, тарелка, кроватка.

3. Кубы — вкладыши (10 и 7 см).

4. Кольца на стержне (одноразмерные).

5. 2 кирпичика, 1 кубик.

ü К 1 году 6 месяцев

1.Кошка белая, кошка черная, собака белая и кукла.

2. Ложка десертная, ложка игрушечная, совок.

3. Зайчик, петушок, кукла, котенок и мешочек.

4. Шар, куб, кирпичик, призма.

5. Кукла, носовой платок, расческа.

6. 4 брусочка (для перешагивания).

ü К 1 году 9 месяцев

1. Картинки сюжетные «Мальчик поит лошадку», «Дети умываются», «Дети поливают цветы», «Дядя чинит машину».

2. Кубы — вкладыши (10, 7, 4 см).

3. Кирпичики (3).

ü К 2 годам

1. 3 пары варежек (красного, желтого, зеленого цвета).

2. Кукла — голыш (30 см длины), губка, полотенце, кубик, ванночка.

ü К 2 годам 6 месяцев

1. Цветное лото (4 фона основных цветов и карточки 4 цветов).

2. Пособия для игры в парикмахера и доктора.

3. 10-14 штук строительного материала.

ü К 3 годам

ü 1. 8 однотонно окрашенных предметов по два одинакового цвета, но разной формы.

ü 2. Кубы или другие предметы (высотой 10-15 см).

9) Стенд по закаливанию

На данном стенде стоит показать различные мотивационные фотографии по закаливанию детей. Очень важным моментом является грамотно отобразить на стенде принципы и правила закаливания грудничков. Проинформировать об основных методах закаливания. Обязательно наглядно продемонстрировать всю полезность плавания для грудничков [7].

10) Стенд по проведению массажа и гимнастики

Изобразить на стенде основные правила и принципы массажа для грудничков. Проиллюстрировать, как правильно делать массаж в домашних условиях. Также отобразить основные правила и упражнения о гимнастике.

11) Стенд по устранению вредных привычек

Данный стенд должен помочь осознать родителям то, что формируя своим детям, вредные привычки они сами же вредят здоровью своих детей. Нужно указать особенности прикусов, как их можно устранить. Обязательно иллюстрировать данный стенд различными фотографиями детей с аномалиями, которые были приобретены вследствие негативных привычек.

12) Стенд по гигиене полости рта

На данном стенде необходимо отобразить основные правила по уходу за зубами. Предоставить информацию о том, как правильно подобрать зубную щетку и пасту. Сколько раз в год ходить на осмотр к стоматологу[16].

13) Стенд по пользованию молочной соской и соской — пустышкой

На этом стенде необходимо предоставить информацию для молодых родителей о том, какие есть бутылки и соски и в каких случаях какие из них лучше применять. Не плохо бы было на стенде сразу же отобразить и ценовую политику предоставленных экземпляров.

14) Стенд по положению ребенка в постели

Этот стенд отображает, как лучше всего укладывать ребенка спать, чтобы соблюдать его нормальное физиологическое развитие. Стенд отображает фотографии с различными положениями ребенка в постели и на что влияют данные положения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно поставленным целям мы подвели следующие выводы:

Итак, Кабинет здорового ребенка находится в составе детской поликлиники. Основной миссией данного кабинета является профилактическая работа с абсолютно здоровыми детьми от 0 до 3-х лет, а также молодыми родителями и кормящими матерями.

Работником КЗР является медицинская сестра или же фельдшер. Назначаются они на эту должность приказом главного врача данного медицинского учреждения.

Руководит и контролирует работу КЗР заведующий — педиатр одного из отделений данного детского медицинского учреждения.

Для того, чтобы работа КЗР была эффективной, и медицинский персонал мог уделять достаточное количество времени своим пациентам все посещения КЗР планируются заранее по предварительной записи.

Для того, чтобы работа КЗР была эффективной, и медицинский персонал мог уделять достаточное количество времени своим пациентам все посещения КЗР планируются заранее по предварительной записи.

Итак, если в поликлинике насчитывается до 5 педиатрических участков, то в таком случае определяется один день для приемов в КЗР. Если участков насчитывается от 5 до 10, то выделяют 2 дня для приема в КЗР, если же в поликлинике насчитывается более 10 педиатрических участков, то в таком случае приемы ведутся ежедневно [10].

Направить ребенка первого года жизни в КЗР может только врач педиатр после тщательного осмотра. Медицинская сестра КЗР в свою очередь на первом приеме рассказывает и объясняет матери рекомендации врача педиатра, показывает специальные пособия и методические материалы.

Дети 2-х и 3-х лет посещают КЗР до профилактического приема у врача педиатра, так, как им необходимо пройти диагностики — уровня нервно — психического развития и оценки поведения в декретированные сроки.

Чаще всего дети посещают КЗР после профилактического осмотра у врача педиатра их участка, для того что бы уточнить такие данные, как режим дня, закаливание, поступление в дошкольное учреждение и т.д.

Также стоит отметить, что основным персоналом КЗР является медицинская сестра. Медицинская сестра назначается на данную должность и увольняется с нее главным врачом данного медицинского учреждения. В подчинении она находится у старшей медицинской сестры одного из педиатрических отделений.

Медицинская сестра КЗР обязательно имеет подготовку и опыт работы в сфере профилактики здоровья у детей раннего возраста, а также у нее есть подтверждающие эти данные документы.

Медицинская сестра КЗР осуществляет профилактическую и пропагандистскую работу по гигиеническому воспитанию с молодыми родителями, беременными женщинами.

Изучив разнообразные источники, мы вывели следующие функции кабинета здорового ребенка:

1. В первую очередь – это донести до молодых родителей и будущих мам основные правила по уходу за ребенком – это режим дня, правила прикорма и т.д.

2. Научить родителей основам наблюдения за малышом, рассказать об возрастных особенностях и основных отклонениях;

3. Помогать педиатрам и участковым врачам проводить занятия для молодых мам и пап в КЗР с профилактической целью;

4. Организовывать семинары для молодых родителей по вопросам гигиены и охраны здоровья детей раннего возраста, распространять методические материалы, буклеты, памятки;

5. Организация работы с родителями и малышами для их дальнейшего поступления в дошкольные учреждения различного типа;

6. Обучать медицинских сестер и врачей педиатров новинкам в уходе за детьми раннего возраста, делиться методическими материалами;

7. Ставить на учет детей, у которых были выявлены нарушения в развитии, и обязательно информировать об этом участковых врачей – педиатров;

8. Обязательное оформление документации КЗР.

Также хотелось бы отметить в выводах и функциональные обязанности медицинской сестры КЗР:

1.Осуществляет прием детей до 1-го года не менее 5 раз в год, 2- лет – не менее 4 раз в год, 3- х лет – не менее 1 раз в полугодие, 3-6 лет – 1 раз в год;

1. В соответствии с назначением участкового врача-педиатра:

— Проведение бесед с матерью малыша о правильной организации режима дня ребенка, основных правила ухода за ребенком и т.д.

— Обучение матери основным правилам массажа для детей раннего возраста и гимнастики;

— Организация контрольных кормлений и разработка рекомендаций по дальнейшему кормлению ребенка;

— Выполнение указанных назначений врача педиатра: например, выдача витаминов и т.д.;

— Проведение диагностик детей, учитывать и выявлять особенности поведения детей 2-х, 3-х лет и при этом фиксировать отклонения, если такие есть;

— Информировать молодых родителей об особенностях и нюансах искусственного вскармливания;

— Профилактика возникновения вредных привычек и обучение родителей методам гигиены полости рта ребенка раннего возраста;

— Обязательная раздача молодым родителям различных методических материалов;

— Взаимодействие с медицинскими сестрами педиатрических участков – взаимообмен методическими материалами и новинками в сфере профилактики здоровья детей;

— Предоставлять помощь врачам педиатрам в организации различных занятий для молодых родителей, беременных женщин, молоды пап на базе КЗР;

— Оказывать помощь детям в подготовке к поступлению в дошкольные учреждения, в соответствии с рекомендациями участкового врача педиатра, а также других узких специалистов;

— Обязательно информировать врачей педиатров, если вдруг было выявлено какие-то отклонения в развитии у ребенка, который посетил КЗР;

— Обязательное оформление карты – вкладыша посещения КЗР;

— Оформление различных выставок возле КЗР просветительского характера по профилактике здоровья ребенка;

— Взаимодействовать с различными организациями для изучения и распространения различных материалов относительно профилактики здоровья детей раннего возраста.

Проанализировав и изучив методические материалы КЗР, мы определили самые важные из них в пропагандистской и профилактической работе КЗР:

— Стенд по проведению массажа и гимнастики.

Изобразить на стенде основные правила и принципы массажа для грудничков. Проиллюстрировать, как правильно делать массаж в домашних условиях. Также отобразить основные правила и упражнения о гимнастике.

— Стенд по устранению вредных привычек

Данный стенд должен помочь осознать родителям то, что формируя своим детям, вредные привычки они сами же вредят здоровью своих детей. Нужно указать особенности прикусов, как их можно устранить. Обязательно иллюстрировать данный стенд различными фотографиями детей с аномалиями, которые были приобретены вследствие негативных привычек.

— Стенд по гигиене полости рта

На данном стенде необходимо отобразить основные правила по уходу за зубами. Предоставить информацию о том, как правильно подобрать зубную щетку и пасту. Сколько раз в год ходить на осмотр к стоматологу.

— Стенд по пользованию молочной соской и соской — пустышкой

На этом стенде необходимо предоставить информацию для молодых родителей о том, какие есть бутылки и соски и в каких случаях какие из них лучше применять. Не плохо бы было на стенде сразу же отобразить и ценовую политику предоставленных экземпляров.

— Стенд по положению ребенка в постели

Этот стенд отображает, как лучше всего укладывать ребенка спать, чтобы соблюдать его нормальное физиологическое развитие. Стенд отображает фотографии с различными положениями ребенка в постели и на что влияют данные положения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Пропедевтика детских болезней». / Под ред. А.А. Баранова. – М:. 1998. – 336 с.

2.  Блокнот участкового педиатра. Часть 1. Справочно-методическое пособие / под редакцией М.Ф. Рзянкиной и В.П. Молочного.- Хабаровск:, 2003. – 342.с.

3. Исаева Л.И.Стандарт профессиональной деятельности палатной медицинской сестры детского отделения / Л.И. Исаева. – М:, «АНМН», 1998.

4. Кривошапкина Д.М.. Дефицит кальция / витамина D у детей старшего возраста: проблема, профилактика / Д.М. Кривошапкина, М.В. Ханды, Г.А. Пальшин, Н.П. Шабалов, Ю.Л. Скородок. — Учебное пособие. Изд. ЯГУ. – Якутск:, 2006. – 60 с.

5.  Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней / А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. – М:, 1986. – 430 с.

6. Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней / А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. – «Фолиант». — М:.,2000. – 542 с.

7. Посиндромная диагностика в педиатрии: Пособие для врачей / Под редакцией А.А. Баранова. – М:, 2000. – 214 с.

8. Прокопьева С.И. Питание детей первого года жизни / С.И. Прокопьева. — Информационное письмо.- ГУ РИМЦ, Якутск:, 2005. – 20 с.

9.  Пропедевтика детских болезней // Под редакцией Н.А. Геппе, Н.С.Подчерняевой. — Учебник. — изд. «ГЭОТАР-Медиа». – М:, 2008. 462 с.

10.  Саввина Н.В. Стандарты индивидуальной оценки физического развития школьников РС(Я) / Н.В. Саввина. – Якутск:, 2001. — С. 35. Утверждено МЗ РС(Я).

11. Усов И.Н. Практические навыки педиатров / И.Н.Усов, М.В. Чичко, Я.Н. Астахова. – Высшая школа. — М:, 1990.

12.  Усов И.П. «Практические навыки педиатра» /И.П. Усов, М.В. Чичко, Я.Н., Астахова – Высшая школа. — М:, 1990.

13. Уход за больным ребенком /под ред. Юрьева В.В., Симахорского А.С./ Учебно-методическое пособие. Л:, Медицина, 1989.

14.  Ханды М.В. Питание здорового ребенка / М.В. Ханды, Н.А. Геппе, С.И. Прокопьева и др. Учебное пособие. – изд. ЯГУ. – Якутск:, 2004, 82 с.

15. Ханды М.В. Поликлиническая педиатрия. Ч.1. Медицинское обслуживание здоровх детей и детей из группы риска: учебное пособие / М.В. Ханды, Н.В. Саввина, Л.А. Степанова, С.И. Прокопьева. – Якутск: Изд. ЯГУ. 2006. – 146 с.

16.  Ханды М.В.. Ревматические болезни у детей / М.В. Ханды, А.М.Алексеева, Н.Н. Грязнухина Учебно-методическое пособие.- Издательство ЯГУ. – Якутск:, 2008.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector