Где получить помощь женщинам и детям, столкнувшимся с домашним насилием / Новости города / Сайт Москвы

Где получить помощь женщинам и детям, столкнувшимся с домашним насилием

Женщинам, которые оказались в опасности в родном доме, важно знать, что они не одни, что помощь — рядом. В столице в круглосуточном режиме действует экстренная психологическая помощь — профессиональные психологи Московской службы психологической помощи населению готовы в любое время выслушать, ответить на волнующие вопросы и поддержать по телефону 051 (с городского), 8 495 051 (с мобильного), а также продолжает работать анонимный психологический чат на сайте службы msph.ru.

Кроме того, работает Кризисный центр помощи женщинам и детям с двумя филиалами, где москвички и их дети, столкнувшиеся с насилием в семье, могут получить кров, защиту, медицинскую помощь, юридическую и психологическую помощь. В центре работает телефонная горячая линия — 8 (499) 977 1705.

Психологи и медиаторы семейных центров помогут разрешить семейные конфликты, в том числе с детьми. Контакты ближайшего семейного центра вашего района можно узнать на портале мойсемейныйцентр.москва.

Помогают бороться с домашним насилием также столичные НКО: например, центр «Насилию.нет». Психологическую помощь семьям с детьми оказывают специалисты фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Контакты горячих линий можно найти на лендинге на портале «Я дома».

Также в мае этого года на портале «Я дома» прошел прямой эфир с директором Кризисного центра помощи женщин и детей Натальей Завьяловой, на котором эксперт подробно рассказала о том, какие фазы бывают о психологического и физического насилия, на какие тревожные признаки стоит обратить внимание. Запись эфира можно посмотреть по ссылке.

Девять признаков, что ваш партнер — потенциальный агрессор:

  • стремится изолировать вас от встреч с близкими родственниками, друзьями;
  • патологически ревнив, пытается вас контролировать;
  • принуждает к действиям, которые вы не одобряете;
  • не умеет нести ответственность за свои действия, перекладывает вину на других;
  • резко и часто меняет настроение;
  • унижает или насмехается над вами в присутствии посторонних;
  • жесток по отношению к детям, животным;
  • агрессивен, груб, применяет физическую силу;
  • угрожает, манипулирует, шантажирует вас.

Важно понимать, что от домашнего насилия страдают все члены семьи. Дети получают психологические травмы, становясь свидетелями таких сцен.

Где получить помощь женщинам и детям, столкнувшимся с домашним насилием / Новости города / Сайт Москвы

Горячие линии

Несмотря на то, что подростки в целом реже взрослых пользуются «телефонами доверия», выбор горячих линий достаточно большой: они работают круглосуточно, бесплатны и анонимны. В России существует единый телефон доверия для детей, подростков и их родителей.

Инфраструктура медико-психологической помощи

Подразделения, оказывающие экстренную и кризисную медико-психологическую помощь несовершеннолетним и их семьям в Москве:

Куда идти за помощью

На самом деле в Москве не так много мест, куда подросток может обратиться за психологической помощью. Сделать это самостоятельно можно с 15 лет, а до этого требуется сопровождение кого-либо из родителей. В отличие от помощи онлайн, очные встречи полезны для решения вопросов, которые требуют более детальной и длительной проработки.

Например, в Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков имени Сухаревой есть кабинет кризисной помощи: там принимают психолог и психиатр — они работают в команде. Кабинет работает без предварительной записи. Консультации доступны также семьям, которые пережили суицидальную попытку, насилие или горе. Поэтому если проблема касается целой семьи, можно прийти на прием вместе.

Кроме Центра Сухаревой очные консультации возможны в Московской службе психологической помощи населению. У службы есть много филиалов, которые разбросаны по всему городу, поэтому всегда можно найти место ближе к дому. Если у подростка уже есть паспорт, то он может записаться на прием самостоятельно.

Кроме консультаций доступны два бесплатных сеанса психологической диагностики, три тренинговые программы, две консультации психотерапевта, восемь сеансов психологической реабилитации — запись на это возможна по назначению психолога Центра. Для получения здесь помощи необходимо предоставить свои паспортные данные и заполнить анкету. Иногда из-за загруженности специалистов между приемами может пройти много времени.

В Московской службе психологической помощи населению есть возможность получить аудио-видео консультацию. Это работает не очень оперативно: сначала нужно оставить заявку, дождаться звонка консультанта, а потом назначить подходящее время. Для вопросов, которые нужно обсудить немедленно, такой вариант вряд ли подходит.

Оказание родителями психологической поддержки детям | образовательная социальная сеть

Оказание родителями

психологической поддержки детям

Психологическая поддержка способна улучшить взаимоотношения    детей и взрослых. При недостатке, отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным аффективным поступкам.

Психологическая поддержка — это процесс:

Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо.

Необходимо, чтобы взрослый обращал внимание на позитивные поступки ребенка и поощрял их.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1)    опираться на его сильные стороны;

2)    избегать подчеркивания промахов;

3)    показать, что вы довольны поведением ребенка;

4)    уметь проявлять любовь и уважение к ребенку;

5)    уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие, с которыми ему легче будет справиться;

6)    проводить больше времени с ребенком;

7)    внести юмор в отношения с ребенком;

8)    знать обо всех начинаниях ребенка;

9)    уметь взаимодействовать с ребенком;

10) позволить ребенку самому решать свои детские проблемы;

11)   избегать  телесных наказаний;

12)   принимать индивидуальность ребенка;

13)   проявлять веру в ребенка;

14)   демонстрировать оптимизм.

Слова поддержки:

1.   Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

2.   Ты делаешь это очень хорошо.

3. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

4. Это сложный вопрос, но я уверен, что ты готов к нему.

Средства поддержки:

•       Слова: красиво; аккуратно; прекрасно; здорово; замечательно; вперед; продолжай.

•       Высказывания: я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; я рад твоей помощи; спасибо; все идет прекрасно; я рад, что ты в этом участвуешь; я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал, и т.н.

•       Прикосновения: похлопать по плечу; дотронуться до руки; мягко приподнять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его и т.д.

•       Совместные действия: сидеть, стоять рядом; вести его; играть с ним; слушать его; принимать вместе пищу и т.д.

•       Выражение лица: улыбка, подмигивание, кивок, смех и т.д.

Подготовила педагог-психолог: Белова Е.Г.

Организация психологической помощи детям дошкольного возраста. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру

Елена Новгородская
Организация психологической помощи детям дошкольного возраста

Л. С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие закономерности развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности указывают на общее направление развития, существуя как наиболее характерные общие особенности возраста.

Тот или иной возраст сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а также и к определенному типу воздействий. Сложность психологического возраста заключается в том, что он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых определяется потребностями дня завтрашнего.

Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольное детство — период творчества, ребенок творчески осваивает речь, у него появляется воображение, своя особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Психолого-педагогическое сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Особенности психологической помощи детям и младшим подросткам на стадиях переживания шока и острого горя после воздействия чрезвычайной ситуации техногенного и социального характера | детский телефон доверия

В работе практического психолога, оказывающего экстренную психологическую помощь, особенно важно наиболее узко определить тот возрастной контингент и характер воздействия чрезвычайной ситуации для наиболее эффективной работы применительно к этим показателям. Знание закономерностей развития психики, ее возрастных особенностей и ее потенциала – основание для начала работы по оказанию психологической помощи.

Психологическая травма может изменить представления ребенка о мире и о себе. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности мира. Реакция детей на травматическое событие зависит от тяжести ситуации, возраста детей, их психологических особенностей, навыков совладания с кризисными ситуациями. Эффективное поведение в ситуации кризиса уменьшает его негативное влияние на обучение и психическое здоровье, а также позволяет быстрее вернуться к нормальному существованию и предотвратить появление психосоциальных проблем.

В данной работе будут рассмотрены следующие аспекты:

1. Типы травмы у детей;

2. Цели психологической помощи после воздействия ЧС;

3. Возрастные особенности реакции на травму (с 7 до 13 лет);

4. Особенности работы психолога на стадии переживания шока и на стадии острого горя.

5. Стимульный материал для эффективной работы психолога.

У детей можно выделить два типа травмы:

1. Травма, характерная для данной народности, — это травма социального уровня, носящая статичный характер, которая специфическим образом преломляется в подрастающем поколении. Этот тип травмы характерен для пролонгированных военных конфликтов, где дети были участниками не только военных действий, но и относительно мирного времени, периода восстановления и локального возникновения новых очагов конфликта.

2. Травма, полученная на основе непосредственного, личного опыта во время бомбежек, плена, потери близкого человека и т.д., — это травма детей – очевидцев травмирующего события. Этот тип травмы характерен для актуальных событий недавнего времени – военного конфликта Грузии и Южной Осетии. Именно реакцию на этот тип мы подробнее рассматриваем в данной работе.

Целями психологической помощи после воздействия чрезвычайной ситуации являются:

1.​ повышение эффективности действий ребенка во время и после травмы;

2.​ уменьшение неприятных и болезненных проявлений, вызванных травмирующим событием;

3.​ профилактика развития нежелательных последствий травмирующего события.

При составлении программы для работы с детьми после переживания любой чрезвычайной ситуации необходимо учитывать возраст переживающих травму людей, так как дети разных возрастов переживают травму по-разному, а также — вызвана ли травма кратковременным событием, длительным пребыванием в травмирующей ситуации или смертью близкого человека.

В данной работе более подробно будут описаны возрастные категории, находящиеся в пределе 7-13 лет, затрагивающие младший школьный, и младший подростковый возрасты. Так как в дошкольном возрасте травмирующим для ребенка уже может быть все, что разрушает привычный мир и для возвращения к нормальной жизни важно восстановление деятельности игровой, и, следовательно, психологическая работа будет направлена, в основном, именно на это. А в старшем подростковом возрасте характерны все те же нарушения, что и для взрослых, только, пожалуй, в большей мере.

При рассмотрении возрастных особенностей протекания процесса переживания травмы следует обратиться к возрастной периодизации детского развития. Для рассмотрения этого вопроса наиболее эффективным будет обратиться к периодизации Выготского – Эльконина, с точки зрения рассмотрения социальной ситуации развития ребенка, его ведущего типа деятельности, и психических новообразований данного возраста.

Для детей дошкольного младшего школьного возраста ведущей деятельностью становится деятельность учебная. И не случайно, что после перенесенной травмы часто в первую очередь заметны нарушения именно учебы. Память и восприятие ребенка постепенно становятся все более опосредованными мыслительной деятельностью. Поэтому здесь приобретает интерпретация тех или иных событий уже ребенком. Но, как и у старших подростков, для них характерно «магическое» мышление, как форма психологической защиты. И это может привести после травмирующего события к самым неожиданным для взрослых причинам страхов, чувству вины, появлению ритуалов и т.д.

У детей младшего школьного возраста на наличие проблем после перенесенной травмы указывают следующие признаки: ребенок постоянно плачет, дрожит и выглядит испуганным; погружен в самостимуляцию (постоянно раскачивается взад-вперед или качает головой). У него наблюдаются расстройства сна: кошмарные сновидения, бессонница или чрезмерная сонливость; энурез; отмечаются нарушения аппетита; могут наблюдаться различные расстройства самочувствия без видимых причин (головная боль, головокружении, боль в позвоночнике, расстройства пищеварения). Ребенок проявляет агрессивность или ведет себя очень шумно и грубо во время игры; очень замкнут; слишком спокоен и послушен, ничем не проявляет свои чувства и желания или же подавлен и безразличен; возвращается в определенных чертах поведения к более раннему возрасту; не может концентрировать внимание или запомнить усвоенное в школе; проявляет суетливость, раздражителен по отношению к окружающим, боится и недоверяет им; не может заниматься вместе с другими; все время думает о плохих вещах, которые, он уверен, случаться с ним в будущем.

Младший подростковый возраст. Огромную роль в расширяющемся мире подростков начинают играть сверстники. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение, специфика которого в том, что оно осуществляется в группе. Подросток осваивает отношения взрослого мира, и некоторые экстремальные ситуации заставляют его это делать. Поэтому все нарушения, которые встречаются у взрослых, встречаются и у подростков.

У младших подростков можно отметить следующие реакции на травму: самоизоляция от окружающих; неспособность вступать во взаимоотношения; чрезмерное подражание окружающим; зависимость от чужого мнения; агрессивное поведение, отношения и поступки; возбужденность, суетливость или невозможность сосредоточиться на чем-либо одном; крайняя степень подавленности; отсутствие реакции на окружающее, доходящее до степени неподвижности. А так же функциональные расстройства самочувствия, вызванные стрессом; расстройства сна; галлюцинации; ложные зрительные и слуховые образы; идеи угрозы со стороны окружающих; попытки самоубийства. В этом возрасте психические и психосоматические расстройства могут носить устойчивый характер. Отмечаются различные соматические жалобы, которые не подтверждаются результатами медицинских осмотров. [Тарабарина, 2001]

В данной работе мы рассмотрим шаги психолога, который оказывает помощь сразу после возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера или уже в безопасном месте, но так же сразу после создания ситуации безопасности при чрезвычайной ситуации социального характера.

Во время травмирующего события и при оказании психологической помощи, первой реакцией у ребенка является шок. У детей он обычно выражается молчаливым уходом или взрывом слез. Очень маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дискомфорта, но не шок. Они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме. Развлечение (взять на руки, купить игрушку или сладость, включить телевизор) оказывается не самой лучшей политикой в такой ситуации. Оно действует временно и не помогает справиться с горем, а лишь на время отвлекает внимание. Обнимите ребенка, дайте ему расслабиться, поплакать, посидеть или полежать. Ему нужно время, чтобы погоревать, поговорить о матери, отце, брате или сестре. В зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребенка, стадия шока может продолжаться от нескольких часов после травмирующего события до 2-3 дней.

Целью психологической помощи во время травмирующего события – облегчение переживаний этой ситуации и профилактика негативных последствий развития психологической травмы.

По возможности надо помочь ребенку в экстремальной ситуации интерпретировать ее не как травмирующую, ужасную, унизительную, когда человек беспомощен, как ситуацию, например, интересную, увлекательную, волнующую, сложную, с которой он, однако в состоянии справится. То есть способствовать такому субъективному восприятию ситуации, которое снизит ее травматичность. Возможно, это редко применимо со взрослыми, однако вполне реально во многих случаях работы с детьми.

В острый период после воздействия ЧС основными средствами для работы с ребенком должен служить разработанный психологом стимульный материал из его практики. Особое место среди стимульного материала занимает игрушка как одно из эффективных средств психологической помощи. В данном случае игрушка выступает:

— средством, способствующим установлению позитивных отношений и общению;

— средством диагностики физических, психических и личностных особенностей, средством установления особенности регрессии;

— средством психологического сопровождения и коррекции.

При подборе соответствующего ситуации стимульного материала должен учитываться контекст самой трагедии. При ЧС техногенного характера актуально использовать различные кубики, конструкторы, а так же материалы для продуктивной деятельности. Это пластилин, глина, краски, губки, фломастеры, цветные мелки, конструкции из бумаги, цветные карандаши, и специальные доски для изображения всего того, что эмоционально значимо в данный момент. Рисование и лепка – это значимая для детей деятельность, в которой условными обозначениями или достаточно узнаваемыми иконическими образами дети способны отреагировать свои переживания, связанными с ЧС, так же продукт этой деятельности способен быть отчуждаемым самим исполнителем от мотива и процесса его создания. Созданный продукт начинает осознаваться как самостоятельное авторское творение, с которым ребенок может идентифицировать себя.

При ЧС социального характера специфика материалов меняется на те, которые актуально использовать в ролевых и ситуационных играх для изображения людей и значимых для детей животных и предметов из прежней счастливой и обыденной жизни.

Следующей стадией переживания последствий чрезвычайной ситуации является стадия острого горя. Период острого переживания горя у ребенка обычно короче, чем у взрослого (слезы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными ситуациями его горе вновь оживает. Эта стадия может длиться от нескольких дне, но чаще в течении первых 7-10 дней после воздействия чрезвычайной ситуации.

Здесь актуальны уже различные игровые и другие эффективные методы работы. Но при реализации данных методов следует:

1. Наблюдать за изменениями поведения ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно наблюдается тенденция к уходу, агрессивность, гневливость, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления. Не действуйте вопреки ребенку.

2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время. В разговоре слушайте не только ушами, но и глазами и сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.

3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся собрать лучших друзей ребенка, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.

4. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка.

5. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого («Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла»). В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй.

6. Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не правда ли?». Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти отца, он действительно так думает. Дети честны, они говорят то, о чем думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо говорить. Очень важно признать право ребенка на переживание.

7. Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ним изменения в поведении ребенка, в его привычках.

На этой стадии актуально использование детских и взрослых книг релаксирующего содержания. Это прежде всего сказки для детей и эскаполитература для младших подростков [Мухина, 2004], использование которых возможно только если ребенок готов погрузиться в ее сюжеты и ускользнуть на время от тяжелой и непереносимой реальности. При ЧС социального характера этот метод возможен на любой ситуации травмы.

Среди стимульных материалов, обеспечивающих индивидуальную работу с ребенком, следует использовать материалы и для совместной работы. Помимо уже перечисленных материалов, сюда следует включить настольные игры, мозаику, конструкторы и другое.

Для снятия агрессивного поведения, особенно актуального при переживании травмы маленькими детьми, им можно дать различные коробки, ящики, баллоны, бумагу, которые разрешается мять, ломать и крушить. Детям постарше — поручить физическую работу, требующую значительных усилий, или длительную прогулку пешком или на велосипеде. Для работы со страхами используются устрашающие маски мифологической нечисти и маски агрессивных животных. В тоже время необходима работа с эмпатийными масками и игрушками. Популярностью у детей пользуются эмпатийные мягкие игрушки с твердыми наполнителями в виде шариков в ручках и попке у игрушки. Дети при беседе в ситуации волнения, стеснения, любят теребить их и перебирать эти шарики в руках.

На любой стадии начало работы с ребенком всегда заключается в знакомстве, в установлении контакта, необходимого для продуктивного сотрудничества с целью диагностического обследования и психического восстановления. В момент знакомства и предложения психологической помощи следует всячески подтверждать чувство личности у ребенка. Даже у самых маленьких следует спрашивать согласия работать с ними: «Привет, я психолог из Москвы, меня зовут… А как тебя зовут? Я могу тебе помочь, если ты этого захочешь, если ты готов со мной общаться». Следует отметить, что ребенок активнее идет на контакт, когда располагает информацией о вас, поэтому сначала ответьте на вопрос, а потом задайте его ему, например: «Мне 25 лет, а тебе сколько лет? Я люблю кататься на санках и есть мороженое. А как ты проводишь свое время?» и т.д.

Особое значение приобретает имя. С помощью частого употребления имени в положительных контекстах общения личность жертвы начинает собираться из расколотого, разорванного состояния. Налаживанию взаимодействия содействует и приведены выше стимульный материал. Для маленьких детей, например, при замкнутости или острого шока можно начинать знакомиться не от себя, а от известного положительного персонажа-игрушки, знакомясь от его лица.

Для коррекции личностной идентичности используются маски различных эмоциональных состояний, а так же маски отчуждения визуального образа лица человека.

Для релаксации используются игрушки для любования и созерцания, а так же модификации популярных традиционных тренингов и упражнений по релаксации.

Для эффективного процесса переживания травмы на этом этапе для ребенка важнее всего восстановление рутинной жизни, чтобы дети могли проходить нормальные этапы своего развития. Повседневная рутина разрушает хаос и придает миру стабильность. Важно дать детям возможность вернуться к той деятельности, которая в этом возрасте является ведущей.

Каждая новая чрезвычайная ситуация имеет свои особенности и, следовательно, требует их учета. При подборе методов работы и стимульного материала должен учитываться контекст самой трагедии, что позволяет наиболее эффективно выстроить работу психолога при оказании помощи после воздействии чрезвычайных ситуаций.

Необходимые материалы для работы психолога с детьми и младшими подростками на стадиях шока и переживания острого горя:

1.​ тематические куклы (бибабо, пальчиковые куклы, марионетки, мягкие эмпатийные игрушки, кукольный театр, игрушки-люди, игрушки-животные, кукольная семья);

2.​ пластилин или другие материалы для лепки;

3.​ краски (акварель, гуашь), кисточки, бумага (белая, цветная), картон, цветные мелки, карандаши, фломастеры;

4.​ нитки, шерстяные нитки, веревки, шнурки;

5.​ дополнительные материалы (клей (ПВА, карандаш), ножницы (обычные и тупые), ластик, точилка);

6.​ книжки со сказками, мягкие книжки;

7.​ шнуровки;

8.​ конструктор;

9.​ коврики, пледы;

10.​ другие игрушки (игрушечное ружье, кукольная мебель, резиновый нож, пластиковая бутылочка с соской, машинки, мячи (надувной, резиновый, мягкий из ткани), пластмассовый самолет, ложки, чашки и тарелки (по две), солдатики игрушечные, медицинский чемоданчик, маска).

Использованная литература.

1.​ Мухина В.С. Психологическая помощь пострадавшим от землетрясения в Армянской ССР // Психологический журнал. Том 10. 1989 с. 44-54.

2.​ Психология экстремальных ситуаций / Под ред . В.В. Рубцова, С.Б. Малых. – М: Психологический ин-т РАО, 2007.

3.​ Тарабарина Н.В. Психологические последствия террористических актов // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М.: Экономика, 2004.

Ермолаева Анна Валериевна

Руководитель сектора дистанционного консультирования

«Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ,

Москва, Россия

Ermolaevaav@mgppu.ru

Початиться с психологом

Необязательно лично встречаться с психологом или даже говорить с ним по телефону: есть проекты, где со специалистом можно общаться через чат. Многим действительно проще написать, чем позвонить, особенно когда это касается каких-то важных проблем и переживаний.

Кроме того, далеко не у всех есть возможность обратиться за очной помощью к психологу — где-то такой службы может вообще не существовать. И тогда единственная возможность получить консультацию психолога — общаться на расстоянии. Такая помощь доступна человеку в любой точке России, где есть интернет.

Психологическая помощь онлайн удобна еще и тем, что подросток может воспользоваться ей самостоятельно. Кроме того, это анонимно, так что даже сам психолог не знает, с кем разговаривает. Такой вид консультаций полезен в кризисных ситуациях, когда нужно срочно обсудить проблему или психологическое состояние со специалистом.

«Для каждого человека определение кризисной ситуации будет отличаться, однако в целом кризис — это когда не хватает собственных ресурсов для разрешения ситуации, — объясняет психолог Анастасия Ильина. — Когда кажется, что «выхода нет», что «никто не понимает», «ничего не получится», и при этом человек чувствует себя плохо внутри. Особенно если это внутреннее состояние влияет на качество жизни сейчас».

Она приводит пример: люди жалуются друг другу на плохое настроение, например, осенью, когда холодно и нападает хандра. Одно дело, если это длится в течение пары дней и нужно просто выговориться, сделать что-то приятное для себя. «И совсем другой расклад, если сниженное настроение длится больше пары недель так, что работать и делать ничего не хочется, нарушаются сон и аппетит, хобби не приносят удовольствия. Тогда точно важно обратиться к специалисту», — добавляет Ильина.

Один из проектов, оказывающих кризисную помощь онлайн, — сайт «Помощь рядом», где есть онлайн-консультации для подростков. По правилам сайта в категорию подростков входят люди с 12 до 18 лет включительно. Когда нет возможности или желания общаться в онлайн-чате, можно написать психологу письмо.

У проекта есть определенные правила: общение анонимно и для обращающегося, и для психолога. «Помощь рядом» собирает только статистическую информацию о собеседниках: пол, возраст, регион, тема беседы (например, семья, друзья, школа).

Психолого-педагогическая помощь — городской психолого-педагогический центр

Психологическое консультирование

  • выявление причин возникновения психологических проблем, их разрешение и восстановление эмоционального равновесия;
  • эмоциональная поддержка клиента и повышение его психологической компетентности;
  • помощь в решении личностных проблем, изменение отношения человека к проблеме, социальному окружению и самому себе.

Психологическая коррекция

  • комплекс мероприятий, направленных на преодоление или снижение выраженности отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении личности.

Психологическая реабилитация

  • это система психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование способов овладения знаниями, умениями и навыками, оказания психологической помощи относительно формирования самоутверждения и надлежащей самооценки человеком своих возможностей, усвоение правил общественного поведения и безопасного образа жизни.

Логопедическая диагностика и консультирование

  • выявление нарушений устной и письменной речи ребенка;
  • определение методов и способов их коррекции.

Психолого — педагогическая профилактика

  • своевременное предупреждение возможных нарушений в развитии личности ребенка, межличностных отношений в семье и с социальным окружением.

Психолого — педагогическое просвещение

  • распространение психолого-педагогических знаний;
  • повышение уровня их психолого-педагогической культуры учащихся, их родителей и педагогов.

Составной частью любого вида психолого-педагогической помощи может являться психолого-педагогическая диагностика, выражающаяся в оценке индивидуально-психологических свойств личности и направленная на выявление проблем в развитии, обучении, поведении, уточнение их особенностей, причин возникновения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector