Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы (6–7 лет) «Путешествие в страну Знаний». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

"коррекционно — развивающие игры и упражнения для индивидуальной работы психолога с детьми подготовительной группы" | методическая разработка (подготовительная группа) по теме: | образовательная социальная сеть

«Коррекционо-развивающие игры и упражнения для индивидуальной работы психолога с детьми подготовительной группы»

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа проводится психологом с детьми, имеющими низкий уровень готовности к школьному обучению.

Планируемые результаты: повышение уровня психологической готовности детей к школьному обучению, профилактика школьной дезадаптации ,  помощь воспитателям и родителям в подготовке детей к школьному обучению.

Место проведения занятий — кабинет психолога.

Сопутствующие мероприятия: ведение тетради с заданиями для выполнения дома, карточки с упражнениями для использования воспитателями на занятиях в группе.

На каждом индивидуальном занятии используется по одному упражнению из разных блоков.

1 блок упражнений — развитие памяти:

«Нарисуй фигуру»

Ребёнок закрывает глаза, ему дают потрогать геометрическую фигуру, затем её убирают. Ребенок по памяти должен нарисовать фигуру.

«Узнай предмет»

Цель: развитие тактильной памяти.

Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.

«Повтори цифры»

Психолог просит дошкольника повторить ря¬ды цифр в том же порядке, в каком он их будет назы¬вать, и медленно называет ряд из трех цифр, затем предлагает повторить точно так же ряды из четы¬рех, пяти, шести цифр.

«Выкладывание по памяти»

Детям показывается карточка с геометрическими фигурами, которые они потом выкладывают по памяти

«Выучи стихотворение»

Детям зачитывается короткое стихотворение или четверостишие, которое нужно выучить через как можно меньшее количество повторений.

«Запомни картинки»

Из набора 20-30 картинок выбрать 10 и предъявить ребенку для запоминания в течении 20 сек. Затем убрать, узнать-сколько картинок запомнил ребенок.

«Запомни слова»

Зачитывать ребенку по 10 простых слов для запоминания. Стремиться к полному запоминанию списка.

2 блок упражнений — развитие внимания:

«Четыре стихии»

По команде психолога ребенок выполняет определенные движениея руками.

«ЗЕМЛЯ»-опустить руки вниз

«ВОДА»- вытянуть руки вперед

«ВОЗДУХ» — поднять руки вверх

«ОГОНЬ» — вращать руками в локтевых и лучезапястных суставах.

«Корректурное задание»

Дать ребенку лист с незнакомым текстом, лучше из иностранной газеты, затем дать задание зачеркнуть или подчеркнуть или то и другое какие-то определенные буквы.

«Угадайка»

Для этого упражнения понадобиться набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше. Для этого подойдут материалы предметных «лото».

Психолог раскладывает перед ребенком 30-40 карточек.

Инструкция: «Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуй угадать, что я загадала, не более чем за 20 попыток. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»». Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему: «Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например, «это пишет?» или «это – длинное?», и т.д.

Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Можно даже сделать ему подсказку: подготовить карточку с пунктами, относительно которых имеет смысл задавать вопросы: форма («это круглое?»), цвет («это красное?»), размер («это длинное?»), вес («это легкое?»), функция («из этого едят?»), материал («это деревянное?»), детали («у этого есть ручка?»).

-«Найди слова»

Вариант 1:  На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Вариант 2:  В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прила¬гательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Пока¬зателем успешности может служить число правильно най¬денных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

 «Перепутанные линии»

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее на¬чала до конца, особенно когда она переплетается с дру¬гими линиями, способствует развитию сосредоточеннос¬ти и концентрации внимания.

 «Найди отличия»

Задания такого типа требуют умения выделять призна¬ки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обуче¬ние школьников сравнению способствует развитию навы¬ка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности.

Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающи¬еся определенным числом деталей.

«Ищи безостановочно»

В течение 10-15с увидеть вокруг себя как можно боль¬ше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу  один ребе¬нок начинает перечисление, другие его дополняют.

«Каждой руке — свое дело»

 Ребенка просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать не¬сложные примеры.

«Счет с помехой»

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно за¬писывая их на листе бумаги или доске в обратном поряд¬ке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

«Чтение с помехой»

Дети читают текст, одновременно выстукивая каран¬дашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

«Упражнение на тренировку распределения внимания»

Ребенку предлагают следующее задание – вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколь¬ко букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного за¬дания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобно¬го задания является возможность его игрового и сорев¬новательного оформления.

3 блок упражнений — развитие мышления:

«Помоги художнику»

Дидактическая задача. Учить детей создавать образы на основе схематического изображения.

Проводится индивидуально и по подгруппам.

Материал:

Большой лист бумаги, прикрепленный к доске или фланелеграфу с нарисованным на нем схематическим изображением человека.

Цветные карандаши или краски (или фломастеры).

Руководство. Педагог сообщает детям, что один художник не смог дорисовать картину до конца и попросил ребят помочь ему закончить работу. Педагог показывает детям схематическое изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе помогут художнику. Ребята будут придумывать, как эту картину можно закончить, а воспитатель нарисует все, что ребята придумают. Педагог последовательно задает детям вопросы: кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет, что несет в руках? И т.д. Дети по-разному отвечают, взрослый обсуждает с ними ответы и выбирает наиболее интересные. Самые интересные ответы воспитатель использует при дорисовке картины, постепенно превращая схему в рисунок.

Когда рисунок будет готов, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человечка. Если дети затрудняются, следует помочь им наводящими вопросами.

Игра может неоднократно повторяться на различном материале (дорисовывания схематического изображения дома, собаки, дерева и т.д.).

«Противоположности»

Ребенку нужно подобрать  к данному понятию противоположное по смыслу:

начало –

день –

замерзание –

твёрдый –

лёгкий –

жизнь –

высокий –

толстый –

красивый –

большой –

отрицательный –

уменьшить –

разделить –

прибавить –

горький –

смех –

любовь –

сильный –

молодость –

храбрый –

«Составление предложений»

Даются начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например, «Всей семьей ели пирог».

—  «Кто больше придумает»

Игроки придумывают предложения со словами, которые называет ведущий. Не повторять того, что уже сказали товарищи. Те, кто правильно придумает, получает фишку. Например, ведущий говорит: «Весеннее солнце очень греет», «От весеннего солнышка бегут ручейки», «Весеннее солнце светит ясно, нагревает землю». Затем ведущий говорит: «Весенние цветы», «Весенние птицы», «Зеленая трава». Можно придумывать про остальные времена года. Выигрывает тот, у кого будет наибольшее количество фишек.

«Последовательности»

Подберите к данным понятиям последовательные, т.е. следующие одно за другим:

январь

подросток

первый

зима

день

чердак

завтрак

первоклассник

начало

2020

  «Кто назовёт больше признаков»

Ведущий называет предмет окружающей обстановки, и игроки по очереди должны, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовёт последний признак.

        «Бывает – не бывает»

 Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Ситуации:

Кошка варит кашу.

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Человек вьет гнездо.

Собака хочет есть.

Почтальон принес письмо.

Зайчик пошел в школу.

Яблоко соленое.

Бегемот залез на дерево.

Шапочка резиновая.

Дом пошел гулять.

Туфли стеклянные.

На березе выросли шишки.

Волк бродит по лесу.

Волк сидит на дереве.

В кастрюле варится чашка.

Кошка гуляет по крыше.

Собака гуляет по крыше.

Лодка плывет по небу.

Девочка рисует домик.

Домик рисует девочку.

Ночью светит солнце.

Зимой идет снег.

Зимой гремит гром.

Рыба поет песни.

Корова жует траву.

Мальчик виляет хвостом.

Хвост бежит за собакой.

Кошка бежит за мышкой.

Петух играет на скрипке.

Ветер качает деревья.

Деревья водят хоровод.

Писатели пишут книги.

Строитель строит дом.

Шнурки идут за ботинками.

Мама готовит обед.

Птичка поет песенки.

Водитель водит троллейбус.

Вода горячая.

4 блок упражнений — развитие воображения:

«Как это можно использовать»

Психолог называет обычный предмет. Например «книга». Ребенок придумывает как можно больше способов её использования.              

«Буквы»

Психолог дает ребенку картинки с нарисованными буквами, ребекок дорисовывает каждую букву до какого-нибудь предмета.

«Волшебные кляксы»

Ребенок рассматривает кляксы и воображает, на что каждая из них похожа. Можно так же дорисовывать кляксы до разных предметов.

5 БЛОК упражнений — развитие речи:

-отработка произношения букв и слогов в различных словах.

Используются упражнения из пособия Куликовской Т.А. «Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников»

6  блок упражнений — развитие мелкой моторики рук.

Используются упражнения из пособия Савиной Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Литература:

1.        Безруких М.М. «Готов ли ребёнок к школе». М. 2001

2.        Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М. Мозаика – Синтез, 2009.

3.        Готовность ребенка к школе. Медико – психологические критерии:  Учебное пособие/ Под ред. А.В. Гордиец. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

4.        Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2009.

5.        Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод.пособие – М.:Айрис – пресс, 2007

6.        Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры. Упражнения, техники – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

7.        Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры.Упражнения. – Ростов н/Д.:Феникс, 2006.

8.        Куликовская Т.А. Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов – М.:АСТ: Астрель, 2009

9.        Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М, 1986; Детские подвижные игры народов СССР. М., 1988.

10.        Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004

11.        Широкова Г.Н. Справочник дошкольного психолога – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector