Маслов, Михаил Степанович (педиатр) — Википедия

Биография

Родился в крестьянской семье Степана Устиновича Маслова и его жены Ольги Яковлевны. Начальное образование получил в двухклассной школе, где продемонстрировал на редкость высокие способности. Согласно официальной версии, после окончания школы, по рекомендации учителя М.

Маслов был принят в Нарвскую гимназию с освобождением от платы за обучение. С 6-го класса подрабатывал частными уроками. Окончил гимназию в 1904 году с золотой медалью и в том же году поступил в Императорскую Военно-медицинскую академию (ВМА).

Лишь в 2021 году со ссылкой на своего учителя академика А. Ф. Тура профессор Н. П. Шабалов уточнил, что учился в Нарвской гимназии, а затем отправился на учёбу в столицу М. С. Маслов на личные средства священника одного из православных нарвских приходов[2].

Маслов, Михаил Степанович (педиатр) — Википедия

В годы учёбы в академии, на 3-4 курсах М. Маслов впервые приобщился к исследовательской работе. На кафедре патологической анатомии по руководством профессора А. И. Моисеева он изучал этапы развития аорты и лёгочной артерии у плодов.

В 1910 г., с отличием окончив академию, Маслов получил право участия в конкурсе «для научного усовершенствования» на одной из её кафедр. Он выбрал кафедру детских болезней профессора А. Н. Шкарина[3].

После успешной защиты 4 апреля 1913 г. диссертации «О биологическом значении фосфора для растущего организма» на степень доктора медицины, М. С. Маслов был на 2 года командирован за границу. Он успел ознакомиться с работой лучших детских больниц и клиник Берлина, Мюнхена, Цюриха, Вены.

В столице Австрии особенно большое впечатление на Маслова произвела клиника К. Пирке. Там же у профессора О. Фюрта он изучал биохимию, одновременно прослушал курс лекций по рентгеновской диагностике и оториноларингологии. К сожалению, командировку пришлось прервать уже через 7 месяцев.

Город находился в глубоком тылу. Сюда в госпиталь доставлялись раненые с фронта, причём не только русские, но и пленные австрийские и немецкие солдаты и офицеры[4]. В соответствии с требованиями Гаагской конвенции 1907 года раненные военнопленные в госпитале были окружены вниманием и заботой не меньшими, чем раненные солдаты российской армии.

Помимо лечебной работы, которая в госпитале преимущественно носила хирургический характер, Маслов не прекращал научной деятельности. Он, например, исследовал реакцию белой крови при нагноениях, изучал ферментативную ценность женского молока в сопоставлении с молоком домашних животных.

Действительный член академии медицинских наук ссср м. с. маслов

Ленинград встретил Михаила Степановича развалинами домов, скудным продовольственным пайком и энтузиазмом своих жителей. Второй раз в жизни он столкнулся с послевоенной разрухой и необходимостью всё начинать почти сначала. Но как и после Гражданской войны, все понимали, что самое страшной уже позади, надо восстанавливать город и строить нормальную мирную жизнь.

От артиллерийских обстрелов сильно пострадал педиатрический институт, который тем не менее продолжал работать все 900 блокадный дней. Клиника же детских болезней ВМА на Боткинской ул. была полностью выведена из строя. Весь коллектив кафедры, прибывший из Самарканда, принялся за её скорейшее восстановление. Уже осенью 1944 г. клиника приняла первых пациентов.

В ЛПМИ М. С. Маслов вернулся к руководству кафедрой факультетской педиатрии. Многих, очень многих сотрудников и кафедры и клиники он не досчитался. Самая мирная на войне профессия оказалась и самой уязвимой. Тем не менее, клиника постепенно пополнялась новым оборудованием, приходили новые сотрудники. Процесс обучения студентов и научная работа кафедр стали входить в нормальное русло.

Именно в это время, в год победы над фашистской Германией заслуги М. С. Маслова перед советской педиатрической наукой были оценены по достоинству. В 1945 г. Михаил Степанович был избран действительным членом Академии медицинских наук СССР.

Маслов, Михаил Степанович (педиатр) — Википедия

В послевоенные годы, как и прежде, М. С. Маслов занимался усовершенствованием педагогического процесса как на кафедре детских болезней ВМА, так и в педиатрическом институте. Постоянно разрабатывались новые методические указания к занятиям со студентами.

Маслов, Михаил Степанович (педиатр) — Википедия

Избранные труды

М. С. Маслов — автор свыше 200 научных работ, из них 16 монографий, 8 учебников, несколько руководств:

  • Маслов М. С. О биологическом значении фосфора для растущего организма. Экспериментальное исследование влияния фосфора на развитие организма и на внутриклеточные ферменты : Дис. … д-ра мед.. — СПб.: тип. Штаба отд. корпуса жандармов, 1913. — 210 с. — (Сер. докторск. дисс., допущ. к защите в Имп. Воен.-мед. акад. в 1912-1913 уч. г.; №45).
  • Маслов М. С. Об изменениях дыхательных кривых под влиянием раздражения у детей с проявлениями спазмофилии и значение этих изменений для распознавания скрытой тетании : В извлеч. сообщ. в Обществе детских врачей в Петербурге 26.09.1912 г / Из Дет. клиники профессора А.Н. Шкарина в Военно-медицинской академии в Петербурге.. — СПб.: тип. «Я. Трей», 1913. — 32 с.
  • Маслов М. С. Учение о конституциях и аномалиях конституции (диатезах) в детском возрасте и их биологическом и патологическом значении : Клинич. лекции для врачей и студентов в монографич. изложении. — Л., 1924. — 164 с.
  • Абельман М. Л., Кисель А. А., Маслов М. С., Лунин Н. И., Мочан В. О. Сборник детских болезней / Под ред. М. Л. Абельмана (Ленинград), проф. А. А. Киселя (Москва), проф. М. С. Маслова и др. — Л.: О-во дет. врачей в Ленинграде, 1925. — 64 с.
  • Учение о конституциях и аномалиях конституции в детском возрасте : Клинич. лекции для врачей и студентов в монографич. изложении. — 3-е изд., доп. — Л., 1926. — 256 с.
  • Маслов М. С. Основы учения о ребенке и особенностях его заболеваний. — Л.: Практич. медицина (В. С. Эттингер), 1926-1927. — Т. 1, 2. — 220 с. || Основы учения о ребенке и особенностях его заболеваний : Рук-во для врачей и студентов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.; Л.: Гос. изд-во, 1930. — Т. 1. — 512 с. — 5000 экз.; . — Л.: Ленингр. мед. изд-во, 1932. — Т. 2. — 335 с. — 5200 экз.
  • Маслов М. С., Тур А. Ф. Расстройства питания и пищеварения у детей грудного возраста. — М.; Л.: Гос. изд-во, 1928. — 248 с. — 4000 экз.
  • Маслов М. С. Детские болезни : Краткий курс для студентов медвузов. — Л.; М.: тип. Печатный двор, 1933. — 346 с. — 7200 экз. || . — 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Биомедгиз, 1935. — 440 с. — 10 200 экз.
  • Маслов М. С. Краткий справочник по педиатрии для военного врача. — Л.: Воен.-мед. акад. РККА, 1934. — 45 с. — 500 экз.
  • Нефропатии детского возраста в свете новых исследований / Сборник научных трудов под ред. Ю. А. Менделевой, М. С. Маслова. — Л., 1935.
  • Маслов М. С. К столетию со дня рождения К.А. Раухфуса. (1835-1915).. — Л.: Б. м. : Б. и., 1936. — 65-70 с.
  • Маслов М. С. Пятидесятилетие Ленинградского общества детских врачей. Отчёт. — Л.: Биомедгиз, 1936. — 90 с.; . — Л.: Медгиз, 1960. — Ч. 2. — 203 с. — 25 000 экз.
  • Маслов М. С., Тур А. Ф., Данилевич М. Г. Руководство по педиатрии : Для студентов и врачей. — Л.: Медгиз, 1938. — 739 с. — 20 000 экз.
  • Маслов М. С. Справочник по подаче неотложной помощи и дозировке лекарств у детей. — Л.: Воен.-мед. акад. РККА, 1939. — 48 с.
  • Маслов М. С. Учебник детских болезней : Для высших мед. учеб. заведений. — 3-е изд., испр. и доп. — М.; Л.: Медгиз, 1939. — 496 с. — 30 000 экз. || Учебник детских болезней : Для лечебных фак-тов мед. ин-тов. — 6-е изд., испр. и доп. — Л.: Медгиз, 1953. — 512 с. — 100 000 экз.
  • Маслов М. С. Детские болезни : Учебник для студентов педиатр. фак-тов. — 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Медгиз, 1946. — 552 с. — 80 000 экз.
  • Маслов М. С. Диагноз и прогноз детских заболеваний (Теория и практика) : Руководство для врачей. — Л.: Медгиз, 1948. — 495 с. — 10 000 экз.
  • Маслов М. С. Болезни печени и желчных путей у детей. — Л.: Медгиз, 1951. — 164 с. — 20 000 экз.
  • Маслов М. С. Патогенез дыхательной недостаточности при пневмониях у детей и её лечение : Докл., прочитан. на пленуме Всесоюз. о-ва дет. врачей в Москве 26 ноября 1952 г.. — Л.: Медгиз, 1953. — 40 с.
  • Маслов М. С. Патогенез и лечение токсической диспепсии. — Л., 1955. — 47 с. — (Б-ка практич. врача). — 10 000 экз.
  • Маслов М. С. Диалектика в применении к педиатрии : лекция. — Л.: Военно-мед. академия им. С. М. Кирова, 1956. — 30 с.
  • Маслов М. С. Лекции по факультетской педиатрии, читанные в Ленингр. педиатрич. мед. ин-те в 1955/56 уч. году. — Л.: Медгиз, 1957. — Ч. 1. — 231 с. — 25 000 экз.; . — Л.: Медгиз, 1960. — Ч. 2. — 203 с. — 25 000 экз.. — 2-е изд. — Л.: Медгиз, 1963. — Ч. 1. — 224 с. — 40 000 экз.
  • Маслов М. С. Сепсис и септические состояния у детей (Этиология, патогенез, клиника, профилактика и лечение). — Л., 1959. — 33 с.
  • Справочник педиатра / Под ред. М. С. Маслова. — Л.: Медгиз, 1961. — 415 с. — 100 000 экз.

Ленинград — самарканд — ленинград. военные годы

Маслов, Михаил Степанович (педиатр) — Википедия

С первых дней войны сотрудники кафедры детских болезней ВМА под руководством Маслова спешно разрабатывали вопросы противовоздушной и противохимической защиты детей. На эти темы читались лекции, проводились занятия. До тех пор, пока 8 сентября 1941 г.

вокруг Ленинграда не замкнулось кольцо блокады, в городе шла массовая эвакуация промышленных предприятий. В плане эвакуации стояла и Военно-медицинская академия, однако очередь до неё дошла только к концу ноября, когда было открыто движение по ледовой «Дороге жизни» через Ладожское озеро.

Вместе с сотрудниками своей кафедры и оборудованием, уцелевшим после попадания 5 ноября в здание клиники снаряда, вынужден был отправиться в Самарканд и М. С. Маслов. Он намеревался ехать со своей женой Альмой Фёдоровной, но вначале января 1942 г. она скончалась от истощения[9].

Прибыв в Самарканд, М. С. Маслов узнал о присвоении ему 1 февраля 1943 г. воинского звания генерал-майора медицинской службы.

На новом месте, под руководством Михаила Степановича кафедра очень быстро возобновила учебный процесс со слушателями академии. Она расположилась на территории Республиканской больницы, которая была базой Самаркандского медицинского института. В связи с требованиями военного времени сроки обучения в ВМА были сокращены. В 1943 г. в течение некоторого времени слушателям вообще не преподавалась педиатрия.

Тем не менее сотрудники кафедры активно занимались лечебной и научной работой. Михаил Степанович постоянно консультировал больных, неоднократно выступал с лекциями перед врачами, занимался исследовательской работой. Всего за годы эвакуации сотрудниками кафедры было выполнено около 40 научных работ.

Сам Маслов закончил начатое ещё в мирное время исследование белкового и жирового обмена при нефритах и гепатитах. Вместе с Н. А. Шалковым он приступил к разработке методов функциональной диагностики внешнего дыхания у детей. Большое внимание вместе с сотрудниками Маслов уделил изучению туберкулезной инфекции, весьма распространенной в Узбекистане.

В конце января 1944 г. пришло известие о полном снятии блокады Ленинграда, и уже в июне Военно-медицинская академия, а вместе с нею и кафедра детских болезней во главе с Масловым стали собираться в обратный путь.

Наследие

Более, чем за 40 лет клинической, научной и педагогической деятельности М. С. Маслову удалось создать собственную педиатрическую школу единомышленников.
Важным достижений М. С. Маслова стало то, что он обосновал необходимость первичного педиатрического образования, Эта идея воплотилась в организации первого в мире специализированного педиатрического института и педиатрических факультетов при ряде медицинских институтов.

Научные интересы М. С. Маслова на первый взгляд представляются весьма разнообразными. Можно назвать длинный список направлений в педиатрии, которыми занимался М. С. Маслов и возглавляемые им коллективы и где он сказал своё слово:

Маслов, Михаил Степанович (педиатр) — Википедия
  • Вместе с сотрудниками кафедр занимался изучением этиологии, патогенеза, диагностики (в том числе функциональной) и лечения:
  1. острых и хронических расстройств питания;
  2. заболеваний желудочно-кишечного тракта в том числе расстройств пищеварения;
  3. гепатита и гепатолиенальных заболеваний;
  4. нефропатий;
  5. заболеваний органов дыхания;
  6. заболеваний сердечно-сосудистой системы, включая врожденные пороки сердца;
  7. сепсиса и септических состояний.

При более внимательном рассмотрении становится очевидным, что многообразные проблемы, которыми занимались Михаил Степанович и возглавляемые им коллективы, на самом деле всегда имели единый знаменатель, Это и определяло само понятие «школы Маслова». Объединяющей платформой стал исповедуемый М. С. Масловым диалектический метод познания в педиатрии. Он рассматривал его в трех аспектах:

  1. диалектика в физиологии;
  2. диалектика в диагностике;
  3. диалектика патологических состояний.

Так, изучая особенности детского возраста, М. С. Маслов оценивал их с точки зрения морфо-функциональной дифференцировки органов и систем растущего организма, а любые патологические состояния — с позиции их возможного отрицательного воздействия на процесс этой дифференцировки.

Изучение особенностей детского возраста неизбежно привело М. С. Маслова к проблеме конституции у детей как «свойства организма придавать болезни индивидуальный характер». М. С. Маслов тем самым искал внутреннюю связь между конституциональными признаками — «приобретенными и унаследованными» — и особенностями течения в разные периоды детства тех или иных патологических состояний (в их патофизиологическом и симптоматическом выражении). Это позволило ему отождествить (что признается не всеми) понятия аномалии конституции и диатеза. М. С. Маслов писал:

«Об аномалиях конституции мы говорим тогда, когда функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, когда организм обладает какими-то индивидуальными врожденными, унаследованными, а также и приобретенными постоянными свойствами, которые предрасполагают его к патологическим реакциям на внешние вредности, делают его в определенной степени склонным, предрасположенным к известным заболеваниям и к тяжелому течению у него болезней».

Изучая конституцию, М. С. Маслов не мог пройти мимо реактивности, поскольку «индивидуальный характер» течения заболевания, обусловленный конституцией, реализуется прежде всего через особенности реактивности. Именно с точки зрения изменённой реактивности М. С.

Принимая во внимание особенности детского возраста в своём функциональном выражении, а также конституциональные признаки и реактивность, М. С. Маслов и его единомышленники рассматривали диагностику как форму познания больного во всей совокупности проявлений его патологического процесса.

В течение нескольких десятилетий М. С. Маслов скрупулезно собирал биографические сведения о своих коллегах. Рукописный архив Михаила Степановича, хранящийся в Военно-медицинской академии, на кафедре, носящей его имя, содержит информацию о 107-ми российских и советских врачах-педиатрах, внесших существенный вклад в развитие отечественной педиатрии.

Примечания

Материалы настоящей статьи использованы при подготовке сборника «Знание пропедевтики — основа клинического мышления педиатра» / Под ред. В. В. Юрьева, В. П. Новиковой, А. С. Симаходского, 2021 г.

Семья

(приемная дочь от последнего брака)

См. также

Санкт-Петербургское отделение Союза педиатров России

Ученики и единомышленники

Маслов, Михаил Степанович (педиатр) — Википедия

Лично М. С. Маслов подготовил 10 докторов и 46 кандидатов медицинских наук.

Из числа учеников и ближайших сотрудников Михаила Степановича, 21 стали профессорами и возглавили кафедры в различных городах СССР: А. Ф. Тур (Ленинград /ЛПМИ/), В. Л. Стырикович (Кишинев), Э. И. Фридман (Ленинград /ЛПМИ/, Новосибирск), Л. А.

Юрьев (Казань, Чкалов/Оренбург/), Р. М. Муравина (Ленинград /ЛПМИ/), Г. А. Николаев (Ленинград /ГИДУВ/), М. С. Бокерия (Тбилиси), Л. Г. Лейвиков (Караганда), Н. А. Шалков (Москва, Ленинград /ГИДУВ/), В. И. Морев (Ленинград /3 ЛМИ[13]/), В. Ф.

Знаменский (Ленинград /ЛСГМИ/), Ю. А. Котиков (Ленинград /ЛПМИ/), П. И. Ильинский (Ленинград, Симферополь, Куйбышев), Е. Ю. Поюровская (Дзауджика́у(Владикавказ)), А. М. Шапиро (Станислав(Ивано-Франковск)), В. С. Вайль (Душанбе), Ш. З.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector