Мультановский М.П. История медицины — Мультановский М. П. «История медицины»

«мультановский м п история медицины» на интернет-аукционе мешок

Все разделы    Авиация    Авто, Мото, Запчасти    Антиквариат и Искусство    Бытовая техника    Видео, Фильмы    Винтаж    Детское    Для бизнеса    Домашний очаг, Сад, Дача    Драгоценности и украшения    К Новому году    Книги, журналы, газеты    Коллекционное    Компьютерная техника    Красота и здоровье    Музыка    Недвижимость    Одежда, Обувь и Аксессуары    Плавсредства    Сделано своими руками    Спорт-снаряжение    Строительство и Ремонт    Телефоны    Удалены    Услуги    Флора и Фауна    Часы    Электроника и Оптика    Разное

 —  руб.

Доставка

Взаимоотношение медицины и зачатков религии

Врачевание у первобытного человека возникло значительно ранее появления у него зачатков религиозных верований и в течение длительного времени не было связано с религиозными культами. Жизнь заставила человека думать о необходимости помогать заболевшему. Утверждения некоторых историков медицины о том, что врачебное

, ненаучно.

Внесение элементов демонологических воззрений в представления о болезни и в практику лечебной деятельности произошло на более поздних стадиях существования родового строя. Но и в период формирования религиозных воззрений в медицине первобытного общества сохранились элементы эмпирического опыта народа.

В период разложения первобытно-общинного строя с развитием демонологических представлений о болезни медицинская деятельность вошла в сферу деятельности нарождавшихся представителей религиозных культов, жрецов, сблизилась с культовыми религиозными установлениями.

Двойственный характер врачевания в древности оставил в нескольких языках отражение в названии врачебной профессии. Так, термин «лекарь» (в древней Руси «лечец») отражает реалистическую струю народного опыта в отношении лечения (лекарство) и по своему филологическому происхождению аналогичен перешедшим из латинского языка «медик», «медикамент», «медицина» (от medicare — лечить).

Термин же «врач» (и производные от того же корня «врачевать», «врачебное дело», старые «врачьба, врачество» и т. п.) произошел от древнеславяпского корня «вър», что означало «шептать, заговаривать, нашептывать» и отражало магические действия и заговоры, к которым прибегали врачи прошлого.

Особенно резко это отразилось в болгарском и сербском языках, где до настоящего времени совершенно различны по значению слова «лекар» (и производные «лекарка», «лекарство», «лекарница» и т. п.), означающее— медик, лекарь, врач, доктор, и слово «врач» (и многочисленные производные от того же корня  «врачара»,  «врачка»,  врачувание, и т. п.), что означает—чародей, колдун, предсказатель, знахарь, ворожей.

Значение народной медицины. Много лечебных приемов и средств, возникших в первобытно-общинном строе, сохранилось в народной медицине, которой и до настоящего времени пользуется значительное число людей. На протяжении многих веков переходили из поколения в поколение древние лечебные средства и приемы.

Первобытная медицина не могла сохраниться в неизменном виде; в процессе последующего длительного развития она обогащалась новыми данными.

Врачу совершенно необходимо быть знакомым с народной медициной, знать воззрения народа на тот или иной вопрос медицины, знать народные обычаи, традиции, а также вредные предрассудки, для того чтобы бороться с ними в своей повседневной работе. В народной медицине содержится немало нерациональных и даже вредных приемов и средств, отражающих невежество и предрассудки, в частности связанные с религиозными культами и обрядами.

Однако неправильно представлять народную медицину как соединение одних суеверий и вредных обычаев. Ценность народной медицины заключается в накоплении эмпирических наблюдений, могущих служить материалом  для науки.

Задача научной медицины — выделить из медицины народной здоровое и рациональное ядро и, тщательно изучив эмпирические народные средства, использовать их в виде научно проверенных средств и приемов лечения.

Люди  новокаменного века

С развитием орудий производства возникло разделение труда. Его простейшей формой было естественное разделение труда в зависимости от пола и возраста: между мужчинами и женщинами, между взрослыми, детьми и стариками. По мере развития производительных сил естественное разделение труда упрочивалось и закреплялось. Специализация мужчин в охоте, женщин —в собирании растительной пищи и домохозяйстве приводила к некоторому повышению производительности труда.

В связи с возникновением первобытного хозяйства и ростом населения складывалась родовая организация общества. Объединялись для совместного труда только люди, находившиеся  в родственных отношениях.

П

При матриархате первобытно-общинный строй достиг своего расцвета. Женщина-родоначальница являлась хранительницей домашнего очага. Труд женщин проявлялся преимущественно в области, связанной с жилищем, приготовлением пищи, одежды. В обязанность женщин и нолиосткон съедобных лишайников и пр.

Женщины узнавали съедобные и несъедобные коренья и травы, подмечали их ядовитые, рвотные или слабительные свойства. Женщины раньше всего могли выучиться применять их практически и приготовлять лечебные снадобья и противоядия. С древнейших времен женщины оказывали помощь при родах, накапливали сведения о пуповине, последе и т. п. Женщина была хранительницей целебных средств, инициатором применения огня, горячей воды, потения при заболеваниях.

Эпос разных народов говорит о женщине-родоначальнице, хранительнице домашнего очага, хозяйке и покровительнице окружающей природы. В период матриархата женщина была центральной фигурой в хозяйственной общине, пользовалась большим почетом. Свидетельством высокого положения женщины в первобытном обществе, за 25—30 тысяч лет до нашей эры, являются открытые археологами в различных странах от Пиренеев до Байкала многочисленные женские статуэтки.

Такие изображения найдены в Прибайкалье (Мальта), Костенках (под Воронежем,), в Гагарине (верховья Дона), Авдееве (под Курском), во Франции, Бельгии, Италии, Германии, Нижней Австрии и т. д. Изображение женщины было главным сюжетом в раннюю эпоху палеолитического искусства.

В ходе дальнейшего развития производительных сил решающую роль в жизни первобытной общины стали играть пастушество и земледелие, являющиеся делом мужчин. Матриархальный род сменился отцовским, или патриархальным (патриархат). Главенствующее положение перешло к мужчине, который стал во главе родовой общины.

Родство стало считаться по отцовской линии. Рамки общины заметно расширились по сравнению с материнским родом. Патриархальный род уже таил в себе зачатки разложения первобытно-общинного строя и существовал в последний его период. С переходом к скотоводству и земледелию возникло общественное разделение труда, при котором сначала различные общины, а затем и отдельные члены общин стали заниматься различными видами производственной деятельности. Выделение пастушеских племен было первым крупным общественным’ разделением труда.

Дальнейшее совершенствование орудий производства и способов добывания средств к жизни, развитие скотоводства и земледелия привели к появлению общественного разделения труда и обмена, частной собственности и имущественного неравенства, разделению общества на классы и эксплуатации человека человеком.

С общественным разделением труда и с развитием обмена неразрывно связано возникновение частной собственности. Вначале главным предметом обмена был скот. Частной собственностью раньше всего также стал скот, затем постепенно все орудия производства. Появление частной собственности вело к разложению рода. Место родовой общины стала занимать сельская община.

Возникновение частной собственности и обмена явилось началом глубокого переворота во всех слоях первобытного общества. Выросшие производительные силы вступили в противоречие с производственными отношениями, в результате чего первобытно-общинный строй уступил место другому типу производственных отношений — рабовладельческому строю.

Возникновение зачатков врачевания при первобытно-общинном строе. Медицинская деятельность возникла на самых ранних стадиях существования человека. Врачевание и медицинский опыт появились из потребностей первобытного человека на ранних ступенях первобытного общества и изменялись с развитием человека.

«В лаборатории врача — все большое первого человека, потому что было бы несправедливо считать историю медицины с письменного периода» (И. П. Павлов). «Гигиена как искусство охранять частную и общественную жизнь родилась далеко раньше научной гигиены» (Г.  В. Хлопин).

Сведения о медицине первобытно-общинного строя получены из различных источников. К числу последних относятся памятники материальной культуры, результаты раскопок поселений первобытного человека и его захоронений, а также сравнительное языкознание, поскольку элементы медицинской деятельности и медицинские представления нашли отражение в языке, народный эпос, сказания, пословицы и поговорки, произведения древнего искусства, посвященные изображению болезненных состояний и медицинской помощи при них, и данные этнографии и антропологии в отношении народов, ныне находящихся на уровне культуры, недалеком от уровня первобытного человека.

Медицина первобытного человека не была однородной на протяжении длительного периода первобытно-общинного строя. Процесс развития производительных сил, усложнение хозяйства первобытного человека, появление новых орудий, их усовершенствование, постепенное овладение силами природы привели к усовершенствованию медицинских приемов, навыков и сведений и способствовали развитию медицинской деятельности.

В трактовке вопроса о возникновении медицины накопилось много неверных, идеалистических воззрений. Одной из таких ошибок является широко распространенное в народном эпосе и поддерживаемое многими религиозными учениями представление о том, что первобытный человек на ранних этапах своего существования все ему необходимое легко получал от природы и отличался идеальным здоровьем.

Согласно некоторым древним мифам, человек некогда жил в золотом веке. Такой же характер носят и религиозные сказания о том, что первые люди жили в раю. Изучение истории показало глубокую ошибочность подобных представлений о безболезненном существовании древних людей.

«Что первобытный человек получал необходимое, как свободный подарок природы, — это глупая побасенка… Никакого золотого века позади нас не было и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой» . Эпос о полубогах, героях, богатырях скорее выражал стремление человечества к овладению силами природы.

Палеолитическая стоянка костенки близ воронежа

Первобытные люди испытывали вредное влияние материальных сил природы: низкой и высокой температур, последствий голода и плохого питания, результатов борьбы с дикими животными, укусов ядовитых змей и насекомых, травм тканей незащищенного тела (занозы, царапины и т. Д.), последствий стихийных бедствий (удары молнии, горные обвалы, наводнения  и  пр.).

Первобытный человек страдал от недостатка одежды, плохого жилища, нападения диких зверей, стихийных бедствий, эпидемий. Женщины, кроме того, страдали, от инфекции при родах

Представление о совершенном здоровье первобытных людей опровергается и многочисленными данными археологических раскопок. На скелетах доисторических людей с древнейших периодов существования человека обнаруживаются болезненные изменения костей: сросшиеся переломы, анкилозы, остеомиелит, некроз, кариес зубов, рахит, заболевания челюстей, периоститы, экзостозы.

Чаще всего на костях видны следы внешнего воздействия — в результате несчастного случая или борьбы с дикими зверями или людьми. Поражение суставов позвоночника было частым заболеванием у людей каменного века. Неизбежность многочисленных болезней была связана с условиями жизни первобытных людей: пребывание в сырых пещерах вызывало заболевания суставов и костей (деформирующий артрит историки назвали «подагрой пещерных людей»).

Одним из древнейших видов медицинской деятельности надо признать помощь при родах и уход за детьми, особенно новорожденными, лечение детских болезней и их предупреждение. Зачатки акушерства и педиатрии раннего возраста возникли исторически вместе в тесной неразрывной связи.

У всех народов медицинская помощь матери и ребенку находилась в руках женщин, которые сумели накопить немалые для того времени знания и передавали их из поколения в поколение. У некоторых историков медицины мы встречаем неправильное отношение к этому народному опыту в области ухода за детьми.

Они утверждают, что будто бы у первобытных народов, а также в древние исторические периоды отношение к детской жизни и к детскому здоровью было, как правило, всегда пренебрежительным. В этом отношении были правильны высказывания М. В. Ломоносова, который призывал учитывать многовековый опыг народа в оказании помощи при родах.

Наибольшее внимание к жизни и здоровью детей уделяли оседлые народы, жившие в плодородных местностях и занимавшиеся земледелием. Обычай умерщвления детей встречался преимущественно у кочевников: скотоводов, охбтников. У восточных славян, рано перешедших к оседлому образу жизни, отмечались заботливое отношение к детям и многодетность.

Из болезненных состояний люди рано узнали расстройства, связанные с питанием. В тибетской медицине говорится, что «рот является воротами всех болезней», «первой болезнью была болезнь желудка».

Тысячелетний опыт многих поколений научил человека распознавать природные лечебные средства. Разыскивая растительную пишу, человек узнавал питательные, лечебные, а иногда и вредные свойства отдельных растений. Уже на ранней стадии медицины накапливались знания о лечебных средствах: слабительных, рвотных, противоядиях, органах животных для внутреннего и наружного употребления.

Ранее всего медицинский опыт стал применяться человеком при родах, при отравлениях и поносах и при травмах. Потребность в хирургической помощи, связанной с травмами, также возникла на ранних ступенях развития человечества. Вместе с охотой развивалась элементарная хирургия — лечение ран, переломов, вывихов.

Столкновения между родами и племенами, вооруженные конфликты в первобытном обществе еще более увеличили потребность в хирургической помощи. В непосредственной связи с условиями жизни складывались навыки защиты от неблагоприятных внешних условий и зачатки примитивной народной гигиены. В процессе домашней производственной работы создавались основы гигиены   пищи и жилища.

Медицина — явление человеческого общества. Зарождение медицины относится к тому моменту, когда заложенные в человеке природой инстинкты к самосохранению и облегчению страданий вошли в коллективное сознание людей и привели к воздействию воли человека на окружающую природу.

С самого начала медицина возникла как продукт определенной социальной среды и, передаваясь затем от поколения к поколению, вошла неотъемлемой составной частью в состав общечеловеческой культуры. Общественное производство способствовало созданию медицины человеческого общества.

Практические приемы оказания помощи больному человеку, практические сведения о действии растений предшествовали знанию и пониманию причин болезней. Медицина первобытного человека имела дело только с отдельными симптомами, не знала общей картины болезней.

Однако уже на ранних ступенях развития медицины человек пытался дать ответ на вопрос о сущности полезли.

Развитие медицинской теории,возникновение и чередование воззрении человека на болезнь, ее причины, ее сущность отражают те условия материальной жизни и производства, в которых жил первобытный человек.

Представления первобытного человека о причинах и сущности болезней возникли и развивались одновременно и в тесной связи с общим его мировоззрением. В соответствии с этим и лечебные приемы в медицине первобытно-общинного строя испытывали влияние мировоззрения первобытного человека.

Некоторые историки медицины считают, что медицина человека развилась из инстинкта животных, что первоначальные медицинские приемы и сведения первобытный человек почерпнул у животных, которым от рождения свойственны инстинкты самосохранения и которые инстинктивно выбирают нужные средства для облегчения страданий.

Эти историки утверждают, что медицина человека только количественно отличается от инстинкта животного. В подобных глубоко ошибочных представлениях получили отчетливое отражение неумение буржуазных социологов понять качественное отличие человека от животных.

Инстинкты являются по существу биологически оправданными приспособлениями к условиям существования. Не исключается, что в отдельных случаях наблюдавшиеся человеком биологически оправданные действия животных могли обогатить опыт человека и быть использованы им.

Но этот путь в формировании и обогащении медицинских знаний мог играть только эпизодическую, подсобную роль. Основную же роль играло накопление и осмысление опыта самого человека в процессе его труда. Человек прежде всего использовал свой собственный опыт и опыт предшествовавших поколений, переданный ему. Этот опыт учил древнего человека, что ему выгодно, что невыгодно, что полезно, что вредно, что целебно, что смертельно.

Мировоззрение первобытного человека на самых ранних стадиях было стихийно-материалистическим, реальным. Уже в эпоху первобытно-общинного строя зарождались и складывались наивно-реалистические взгляды на мир. Искусство человека древнего каменного века также имело реалистический характер.

Древние рисунки человека отражали наблюдения над жизнью природы, накопленные знания о жизни растений и повадках зверей, творческую фантазию человека. В сказках, легендах и мифах воспевается борьба человека с природой. В общественной технике, в изготовлении орудий труда, в самом процессе труда человека, живущего в условиях первобытно-общинного строя, проявлялся человеческий гений, тонкая наблюдательность, умственные силы.

Повседневный житейский опыт, практическая трудовая, производственная деятельность и успехи познания при’ водили людей к вполне естественному представлению об объективном существовании мира, к выводу о том, что вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела.

Первобытно-общинный строй

Первобытные люди на начальных этапах своего существования жили небольшими группами, не превышавшими ‘нескольких десятков человек: большее количество не могло бы прокормиться вместе. Когда группы встречались, между ними иногда происходили столкновения.

Пища первобытного человека долгое время оставалась преимущественно растительной. Люди питались плодами и кореньями. Это подтверждают археологические находки. Черепа древних людей (неандертальцев) отличаются особенностями: у них массивные зубы и стертые коронки.

Массивность зубов антропологи объясняют длительным, на протяжении многих поколений, употреблением растительной пищи, а стертость коронок — примесью к нище земли и золы. Следующая ступень существования человека началась с употребления в пищу рыб, раков, ракушек и других водяных животных.

Огромным завоеванием первобытного человека в борьбе с природой было открытие огня. Сначала люди научились пользоваться огнем, возникавшим стихийно, от молнии. Такой случайно добытый огонь тщательно поддерживался и хранился. Лишь спустя много тысячелетий люди заметили, что огонь можно получать от трения, и научились ‘искусственно его добывать.

Женщины и дети в древнем каменном веке собирают дикие плоды, грибы и корни.Готовить пищу на кострах, выпекая в золе крахмалистые корни, клубни, мясо животных, рыбу и т. п. Огонь стал играть важную роль и при изготовлении орудий производства.

По мере дальнейшего развития человек оказался в состоянии создавать более совершенные орудия, которые сделали возможным и охоту на крупных животных. Охота в свою очередь стала доставлять еще больше необходимых средств к жизни. В течение длительного периода охота была важнейшим источником средств существования первобытного человека; в результате охоты у людей появились шкуры для одежды, кости для изготовления орудий.

В связи с развитием охоты первобытный человек перешел к употреблению мясной пищи. Главное значение мясной пищи Энгельс видит в том, что благодаря ей мозг получил в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение

На протяжении долгого времени, в течение сотен тысячелетий, у первобытного человека главным материалом для выделки орудий оставался камень (каменный век). Позднее люди научились делать орудия из металла сначала самородного, в первую очередь из меди, затем из бронзы (сплава меди и олова) и затем из железа.

Дальнейшим крупным шагом в развитии производительных сил первобытного общества явилось возникновение земледелия.

Пещерное жилище раннего палеолита

При первобытно-общинном строе основой производственных отношений была общинная собственность на средства производства, соответствовавшая характеру производительных сил того периода. Орудия труда в первобытном обществе были настолько примитивны, что они исключали возможность борьбы первобытных людей в одиночку с силами природы и хищными животными.

Сила первобытных людей, их преимущества перед самыми сильными и опасными хищными животными заключались в том, что люди побеждали не в одиночку, а коллективом, скрепленным трудовой деятельностью, совместной борьбой с природой. Сознание первобытного человека развивалось в повседневной трудовой практике, являющейся единственным источником познания и критерием достоверности представлений об окружающем мире.

Из этой необходимости коллективного труда вытекала необходимость общей собственности на землю и другие средства производства, как и на продукты труда. Первобытные люди не имели понятия о частной собственности на средства производства. Основным экономическим законом первобытно-общинного строя было обеспечение крайне скудных условии существования людей при помощи примитивных орудий производства путем совместного труда в рамках одной общины и уравнительного распределения продуктов.

Происхождение человека

Человечество возникло в начале четвертичного периода в истории Земли за несколько сотен тысяч лет до нашего фемени. В разных областях Европы, Азии и Африки с теплым и влажным климатом обитала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. В результате очень длительного развития, через ряд переходных ступеней,  этих отдаленных предков произошел человек.

Появление человека было одним из величайших скачков в развитии фироды. Это совершилось тогда, когда предки человека стали выделывать каменные орудия. Только с изготовления орудий труда начинается коренное отличие человека от животного. Благодаря труду постепенно средние конечности человекообразной обезьяны превратились в руки человека.

П

Труд—первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Благодаря труду возникло и стало развиваться человеческое общество.

В каменном веке были заложены основы дальнейшего развития материальной и духовной культуры человечества.

Состояние перехода от животного к человеку длилось чрезвычайно долго. Это был огромный исторический шаг. «Какими люди первоначально выделились из животного (в более узком смысле слова) царства, такими они и вступили в историю: еще как полуживотные, еще дикие, беспомощные перед силами природы, не осознавшие еще своих собственных сил; поэтому они были бедны, как животные, и не намного выше их по своей производительности» .

Первобытный человек находился в сильной зависимости от окружающей природы, был совершенно подавлен трудностью существования и борьбы с природой. Процесс овладения стихийными силами природы протекал крайне медленно, так как орудия труда — грубо обтесанный камень и палка — были самые примитивные.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector