Индивидуальные коррекционные программы | Материал на тему: | Образовательная социальная сеть

Индивидуальные коррекционные программы | материал на тему: | образовательная социальная сеть

                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                            приказом заведующий АУ ДОУ

                                                                         № 16 «Снежинка»

                                                                                     «31» октября  2020 № 195/1

ПРОГРАММА

индивидуальных  коррекционно-развивающих занятий

/принята на заседании ПМПк от 30 октября 2020 протокол № 2/

Ф.И ребенка, возраст, группа № 8.  ********    **** ******* 26.05.2007 года рождения.

Название программы Развитие познавательной деятельности.

Программа составлена на основе проведенной первичной диагностики ребенка, наблюдений, бесед с родителями, педагогами и специалистами:

  1. Запас знаний об окружающем мире крайне беден: не знает, в какой детский сад ходит, где работает мама, где живёт, сколько ног у собаки и курицы и т.п.
  2. Снижен уровень восприятия: не ориентируется в понятиях времени и пространства, не знает названия дней недели, месяцев, времён года, путается в определении данных понятий.  
  3. Мыслительные процессы и операции не сформированы, ограничены непосредственным опытом. Не улавливает смысла сюжетных картинок, не умеет выделять главное, находить отличительные признаки предметов. Группирование осуществляет на основе второстепенных признаков.  Нет обобщения.
  4. Внимание слабо концентрировано, неустойчиво: не может найти отличия при сравнении картинок.
  5. Речь ниже нормы. Словарный запас в пределах обихода. Не может сформулировать ответ, составить рассказ по сюжетным картинкам.
  6. Наблюдается медлительность.  Отсутствует контроль своих действий. Быстрая истощаемость.
  7. Память развита слабо. Плохо запоминает предложенный материал. Воспроизводит после многократного повторения с большими неточностями. Забывает заученный материал быстро. Объем запоминания материала мал.  Доминирует зрительная.
  8.  Личностные качества развиты в пределах нормы, в социальных отношениях, личностный статус — «принятый». Средний уровень тревожности.
  9. Мелкая моторика развита слабо.
  10. По результатам скрининга попал в «Группу риска».

Цель программы Коррекция познавательных процессов — развитие всех психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления). Подготовка к школьному обучению. 

Срок реализации программы 5 месяцев (ноябрь-март 2020)

Предполагаемый результат: В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитие всех психических процессов

  Ребенок   должен научиться:

Содержание программы

Наименование проводимой работы

 Месяц

Отметка

о проведении

1

Развитие зрительно-моторной координации пространственных представлений:

— Совместная конструктивная деятельность

-Ориентировка на листе бумаги

— Ориентировка в кабинете.

—  Графический диктант.

«Волшебные квадратики» (развитие пространственных представлений, закрепление знания цвета)

— «Найди предмет по заданным признакам»

«Части тела»

ноябрь

2

 Пальчиковая гимнастика:

«Капустка», «Замок», «Кулак, ладонь, ребро».

 На каждом занятии

3

Школа внимания:
«Найди отличия», «Составь мозаику», «Что изменилось», «Чего не хватает», «Сколько предметов изображено на картинке», «Двуножки», «Ловим комаров», «Колпак мой треугольный», «Слушай хлопки», «Лабиринты», «Найди дорожку»,  «Графический диктант», «Волшебный карандаш», «Найди недостающий предмет»

— Корректурная проба

— Игра «Бывает — не бывает»

 Выкладывание по образцу из бумаги

Игра «Съедобное  — несъедобное»

Игра «Летает – не летает»

декабрь

4

Коррекция восприятия:
«Волшебный мешочек», «Угадай предмет», «Кто я?», «Покажи нос», «Назови предмет»

— Зашумленные игрушки

 «Найди такую же картинку» 

январь

5

Коррекция памяти:

Игра «Запомни и повтори», «Чего не стало», «Слушай и повтори», «Назови слова, которые запомнил», «Классификация», «Сделай так же».

разминка «Цветы»

— «Сколько и каких предметов нарисовано»

— «Вычеркни те предметы, которые ты запомнил»

— «Что изменилось»

-«10 слов»

«10 картинок»

— «Запомни точно»

февраль

6

Коррекция мыслительных операций:

Последовательность событий: «Время суток: утро, день, вечер, ночь»

Причинно-следственные отношения. «Времена года»: Осень «Наступила осень. Листопад». Зима «Пришла зима. Снежные забавы», «Весна. Капель. Грачи прилетели» «Лето. Поспела земляника» /Презентации/.

— «Продолжи ряд»

— «Назови одним словом, и что лишнее»

 Отгадай предмет по описанию

«Найди лишнее»

— Игра «Для чего это нужно?»

март

7

Развитие мелкой моторики:

-Выложи по образцу

— Графические ряды

— Вырежи и наклей рисунок

— Продолжи заборчик  

 На каждом занятии

8

Игра на снятие эмоционального напряжения:

-«Кричалки – шепталки — молчалки»;

— «Пол-нос-потолок»;

-«Четыре стихии»;

— «Загадки – шутки».

На каждом занятии 

Постоянно использовать в работе

Общее количество часов индивидуальной коррекционно-развивающей  работы с ребенком  — 18 часов.

 Список литературы

  1. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокорреционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) [Текст] / И.В. Ганичева.  – М.: Книголюб, 2004.-144с.
  2. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. —  М.: 2004.
  3. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст]: Программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова. — М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с.
  4. Останкова, Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе [Текст] / Ю.В. Останкова. – М.: Издательство «Учитель», 2006.
  5. Светлова, Е.И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / Е.И. Светлова. – М.: Эксмо, 2007. — 72с.
  6. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет [Текст] / Ю.А. Соколова. – М.: Эксмо, 2007. — 64с.
  7. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, 2000.-256с.

Дата составления: «17» октября 2020

Педагог-психолог:                                                                        Музыка О.И.  

                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                             приказом заведующий АУ ДОУ

                                                                         № 16 «Снежинка»

                                                                                     «31» октября  2020 № 195/1

ПРОГРАММА

индивидуальных  коррекционно-развивающих занятий

/принята на заседании ПМПк от 30 октября 2020 протокол № 2/

Ф.И ребенка, возраст, группа № 9  *********   ******   ******27.04.2007 года рождения

Название программы Развитие познавательной деятельности, речи и эмоционально-волевой сферы.

Программа составлена на основе проведенной первичной диагностики ребенка, наблюдений, бесед с родителями, педагогами и родителями:

  1. Внимание снижено, низкий уровень концентрации, медленная переключаемость.
  2. Развитие речи на низком уровне, словарный запас очень мал. Звукопроизношение нечеткое. Знания об окружающем мире крайне бедны из-за двуязычия.
  3. Эмоционально-волевая сфера не устойчивая, ниже нормы, фон настроения положительный.
  4. Нарушена координация движений, незначительный тремор.
  5. Восприятие сильно нарушено: не ориентируется в понятиях времени и пространства, не знает названия дней недели, месяцев, времён года, не может выразить словами. Путается в определении левой и правой стороны.
  6. Мыслительные процессы и операции не сформированы, ограничены непосредственным опытом.  Мышление конкретно-предметное.
  7. Речь простая с ошибками из-за двуязычия.
  8. Наблюдается медлительность.  Отсутствует контроль своих действий.
  9. Память развита слабо, кратковременная, объем сильно снижен.
  10. Быстрая утомляемость. В познавательной  деятельности заинтересованность проявляет крайне редко.
  11. Произвольная регуляция психических процессов и функций снижена, удержание инструкции на низком уровне, иногда не понимание.
  12. Необходима связь с семьёй по вопросам обучения и воспитания.

Цель программы: Развитие необходимых познавательных процессов, а также личностных и мотивационно-потребностных черт, определяющих психологическую готовность к школе.

Срок реализации программы 5 месяцев (ноябрь — март 2020)

Предполагаемый результат: В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитие  познавательных процессов и подготовке к школе

  Ребенок   должен научиться:

Содержание программы

Наименование проводимой работы

 Месяц

Отметка о проведении

1

Цель:

  1. Игра с мячом «Давай познакомимся» с целью снижения тревожности, беспокойства, страхов.
  2. Развивать предметно-игровые действия, умение участвовать в совместной  деятельности со взрослым
  3. Корректировать и развивать умение общаться в различных формах и ситуациях.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Подвижная танцевальная игра «Делай, как я» на развитие коммуникативных навыков, общей моторики.

6. «Вырази свои чувства» в движении, в рисунке, словами.

ноябрь  

2

Пальчиковая игротерапия:
«ЦАП!», «В лес по грибы», «Этот пальчик маленький», «Нарисуй», «Кулачки»
.   «Слушай звуки», «Угадай, что изменилось»,  «Довольный — сердитый».

 На каждом занятии

3

 Коррекция памяти, внимания:

«Собери бусы»

Цели: учить  собирать бусы по речевому образцу; закреплять умение собирать бусы с опорой на зрительную память; продолжать развивать пространственное восприятие ребенка; формировать зрительное внимание в целенаправленной деятельности с образцом.
Материал: образцы разнообразных бус, план-схема; цветные колпачки и шнурки.
Краткое описание занятия
Ребенок рассматривает план-схему и собирает по ней бусы:
1-й вариант: 5 разных цветов, повторяющихся поочередно.
2-й вариант: 6 цветов (четыре — разных, два одинаковых).
3-й вариант: 7 цветов (четыре — разных; три — повтор).

Дидактическая игра «Повтори фразы», «Цифровые ряды».

Школа внимания:
«Найди отличия», «Составь мозаику», «Что изменилось», «Чего не хватает», «Сколько предметов изображено на картинке», «Ловим комаров», «Колпак мой треугольный», «Слушай хлопки»,  «Найди дорожку»,  «Графический диктант», «Волшебный карандаш».    

   декабрь

4

Коррекция восприятия:
«Волшебный мешочек», «Угадай предмет»,  «Рисуем свое настроение», «Сложи из частей», «Какие предметы изображены», «Сосчитай сколько игрушек ты видишь», «Зашумленные предметы»

  январь

5

Развитие мышления:  «Время суток: утро, день, вечер, ночь»

Игра «Что изменилось?»

Цели: продолжать формировать пространственное мышление; развивать пространственное восприятие; тренировать зрительную память.
Материал: карточка с 9 квадратами и комплект из 9 разноцветных крышек
Краткое описание занятия
Крышки раскладываются по всем квадратам. Ребенок запоминает расположение крышек на карточке. Затем закрывает глаза, и 2, 3, 4 крышки меняются местами. Затем находит изменения.  

Игра «Нарисуй такой же коврик» — внимание, память

Игра «Чудесный мешочек», игра «Дорисуй»

Упражнение «Пластилиновая живопись». 

«Что лишнее», «Подбери по смыслу»

— Корректурная проба

— Последовательность событий

— Времена года

_ обобщение

 февраль

6

Развитие речи

«Чудесный мешочек»

«Опиши предмет»

«Продолжи предложение»

«Последовательные картинки»

«Составь рассказ по картинке»

март

7

Развитие мелкой моторики:

— Работа в тетради: повтори узор, продолжи, графические ряды, продолжи заборчик.

— лепка

-аппликация

На каждом занятии

Постоянно

Общее количество часов индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком  — 18 часов

Список литературы:

1. Агранович З. Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. – Санкт-Петербург, 2003.
2. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. – М., 2001.
3. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 2001.
5. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.
6. Тихомирова Л. Ф. Развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль, 2002.
7. Тихомирова Л. Ф. Логика. Дети 5-7 лет. – Ярославль, 2001.
8. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль, 2006.
9. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. – М.. 2001.
10. Юрова Е. В. Коррекция письменной речи. – М., 1998.

11. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С. В.,  Развиваем руки – чтоб учиться,  и писать и красиво рисовать. – Ярославль 2005

Дата составления: «22» октября 2020

Педагог-психолог:                                                    Музыка О.И.

                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                 приказом заведующий АУ ДОУ

                                                                         № 16 «Снежинка»

                                                                                     «31» октября  2020 № 195/1

ПРОГРАММА

индивидуальных  коррекционно-развивающих занятий

/принята на заседании ПМПк от 30 октября 2020 протокол № 2/

Ф.И ребенка, возраст, группа № 7 ******   *****  *** 02.09.2006  г.р.  

Название программы:   Развитие навыков общения и познавательных способностей.

Программа составлена на основе проведенной первичной диагностики ребенка, наблюдений, бесед с педагогами, специалистами, родителями.

1. Эмоционально-волевая сфера.

На контакт со взрослыми идет с трудом, чисто формально,  в совместную деятельность со взрослыми не вступает. Взаимоотношения со сверстниками нарушены, в  группе  агрессивен по отношению к другим детям. Может ударить любым предметом, который находится у него в руках.  Неадекватно себя ведет при возникновении трудностей, не принимает поставленную задачу, начинает нервничать,  капризничать,  возможны истерики, крики.  В социальных отношениях имеет статус «изолированный».

2. Развитие познавательной сферы (чувственное познание).

Обучаемость:

Ни к каким видам деятельности не проявляет интереса, помощь взрослого не принимает. На занятиях не работает и мешает другим детям.  Перенос показанного действия на аналогичные задания не осуществляет.  Переход от более простого способа выполнения задания к более сложному не осуществляет. При выполнении задания (собирание пазлов) действует силой,  иногда присутствует  перебор вариантов. Нет усидчивости, работоспособность низкая. Отсутствует мотивация к деятельности. Обучаемость снижена. При неудаче начинает капризничать, возможны истерики.

Восприятие (перцептивные действия).

Темп восприятия низкий. Работать по образцу не умеет. Цвет, форму величину называет, если присутствует наглядность, показывает квадрат, треугольник, круг, овал, многоугольник, трапеция.  При обследовании ведет себя  неадекватно, на просьбы реагирует частично или не реагирует вообще.  Обследование проводилось в течение 2-3 минут из-за поведенческих реакций ребенка.

Внимание:

Внимание неустойчивое,  слабая концентрация, на задании сосредоточится не может, частая отвлекаемость.

Отказ практически от всех видов деятельности. 

Память:

Объем памяти проверить не удается из-за поведенческих реакций ребенка. Однако механическая память хорошая.

Мышление:

Наглядно-действенное. Отказ от видов деятельности.

Развитие деятельности:

Игровой деятельности как таковой нет, не умеет играть в коллективе, агрессивен по отношению к детям.

Сам играет с игрушками, но игры однообразные, манипуляции, чаще просто держит их в руках.

Продуктивная деятельность:

Рисование – изображение предметов примитивное. В лепке, конструировании, аппликации уровень умений невозможно выявить, ребенок отказывается от выполнения.

4. Развитие моторики.

Ведущая рука – правая, зрительно — двигательная координация нарушена, развитие мелкой моторики на низком уровне.

5. Развитие речи.

Состояние речи выявить не удалось, т.к. при обследовании ребенок на вопросы либо не отвечал, либо отвечал одним словом, либо повторяет конец фразы.

6. Новообразования.

Нет.  Ребенок агрессивен по отношению к другим детям, сочувствия ни к кому не проявляет.

Цель программы:  Научить ребенка взаимодействовать с детьми и взрослыми. Развивать познавательные способности. 

Задачи программы:

Срок реализации программы 5 месяцев (ноябрь -март 2020)

Предполагаемый результат: В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию всех психических  процессов и навыков конструктивного общения у ребенка должно появиться:

  1. Доброжелательность в общении с детьми, снизиться агрессия;
  2. Преобладание положительных эмоций;
  3. Способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вреда другим);
  4. Изменение характера рисунка (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);
  5. Развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
  6. Повыситься уровень познавательных способностей: речи, мышления, памяти.

Содержание программы

Наименование проводимой работы

 Месяц

Отметка о проведении

1

 Установление контакта. «Почтовый ящик», «Разрезные картинки».  «Предметные картинки» —  на развитие речи и мышление.

«Дорожки и мячи» — развитие мелкой моторики «Последовательность событий» — 3 картинки – развитие мышления и речи. «Кубики Кооса» — развитие мышления.

ноябрь

2

«Домик чувств» —  создание положительного эмоционального к и комфортной психологической атмосферы для ребенка.

«Работа перед зеркалом» — ориентировка на теле.

«Шнуровку» для развития мелкой моторики.

Разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме.

декабрь

3

 «Мы сидим на релаксационном кресле» — упражнения на расслабление, снижение уровня тревожности ребенка.

Наблюдать за интересами ребенка и проигрывать ситуации. Рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) поможет ребенку снять излишнее мышечное напряжение.  

 январь

4

 Вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт: «Помоги мне собрать пирамидку», «Вкладыши», «Кубик дидактический», Почтовый ящик».

«Дидактическая черепаха» — собери полянку. Все действия проговаривать.

 февраль

5

 Работая по схеме – «Продолжи ряд из фигур, из предметов.

«Волшебный мешочек», «Угадай предмет».

 Складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами (вместо головоломок можно использовать «Рамки Монтессори»).
Все действия проговаривать. Работа с пластилином.

 март

Общее количество часов индивидуальной коррекционно-развивающей  работы с ребенком  — 18 часов

Список литературы:

  1. Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания. Таллин, 1984.
  2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Метод. пособие в помощь воспитателям и психологам дошкол. учреждений. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
  3. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.  М.: Творческий центр «Сфера», 2003.
  4. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Метод. рекомендации для воспитателей и методистов дошкол. образоват. учреждений. – 2-е изд. испр. и доп.  М.: АРКТИ, 2003.

Дата составления: «10» октября  2020

Педагог-психолог  Музыка О.И.      

Программа индивидуальных психокоррекционных занятий по формированию навыков саморегуляции у детей. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру

Татьяна Николаевна Гуркова
Программа индивидуальных психокоррекционных занятий по формированию навыков саморегуляции у детей.

Составитель: Гуркова Т. Н., педагог психолог С (С)КНШ – д/с I, Vвида г. Сургута.

Высокая двигательная активность свойственна детям, но в отдельных случаях она доходит до патологической выраженности. Такая повышенная двигательная активность, достигающая степени расторможенности, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь «фасад» в виде беспокойства и излишней активности ребенка. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность ребенка является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка – синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ). Беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, дефицит внимания, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо). Это ведет к выраженной школьной дезадаптации (Брязгунов И. П., 1992; Лютова Е. К., Монина Г. Б. ,2000;Смирнова О. Е. ,1998).

Психологическое обследование детей с синдромом у большинства из них выявляет повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха. Они в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются из-за неудач (Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. ,1997).

Коррекционная работа требует систематичности занятий. Опыт показывает положительную эффективность сочетаний традиционных психологических приемов и дыхательных упражнений. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. На этом этапе хорошо зарекомендовал себя метод Биологически Обратной Связи (БОС, созданный и обоснованный российским ученым-физиологом А. А. Сметанкиным, основанный на диафрагмально-релаксационном дыхании с максимальной дыхательной аритмией сердца.

Практическое применение технологий БОС в комплексе с различными традиционными методиками способствует психоэмоциональной регуляции поведения детей, являясь профилактикой и коррекцией негативных эмоциональных проявлений.

Применение психокоррекции показано гиперактивным детям дошкольного и младшего возраста с нарушением внимания.

Данная программа является компилятивной и составлена на основе программ:

«Коррекционные занятия для детей с СДВГ» — О. И. Политика,СПб,2005; «Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»- А. Л. Сиротюк, М. ,2002; «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»- И. Л. Арцишевская,М. ,2005; «Cardio 2.I»(C)Biosvyaz

Цель : развитие психоэмоциональной регуляции поведения детей.

Задачи:

снижение уровня эмоционального дискомфорта;

формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания

для целенаправленного управления своим функциональным состоянием;

развитие внимания, произвольности, самоконтроля;

повышение самооценки; выносливости и работоспособности детского организма;

профилактика и коррекция агрессивности и тревожности.

Основные принципы:

принцип мотивационной готовности;

принцип индивидуализации;

принцип проблемности;

принцип соответствия потребностям возраста и учета зоны ближайшего развития;

принцип сознательности и активности.

Формы и методы:

исследования психоэмоционального состояния;

метод ЧСС-ДАС-БОС;

релаксационные методы;

психогимнастические игры;

функциональные упражнения;

имитационные и ролевые игры;

когнитивные упражнения.

Предполагаемые результаты:

Мы предполагаем, что проводимая коррекционная работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью будет способствовать гармонизации личности ребенка, симптомы СДВГ снижены.

Оценка эффективности программы:

Проведение диагностических процедур с последующим заполнением карт динамики показателей физиологических параметров и психоэмоционального состояния ребенка на различных этапах контрольного обследования с применением метода БОС.

*В настоящее время работа проводится в модифицированном кабинете БОС психоэмоциональной коррекции.

Рекомендации по проведению занятий.

Рекомендации по проведению занятий

Курс, состоящий из22 – 30 коррекционных занятий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Поводом для зачисления ребенка на коррекционный курс служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы педагогов, пожелания родителей, отсутствие противопоказаний к применению метода БОС (относительные противопоказания: повышенная судорожная готовность головного мозга, выраженное органическое поражение головного мозга, нарушения волевой сыеры, интеллекта, тяжелые формы психических расстройств, сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения, выраженные эндокринные заболевания, наличие диафрагмальной грыжи, тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца).

Занятия проводятся индивидуально на тренажере БОС в сочетании с играми, упражнениями коррекционной направленности.

Структура занятий четкая,повторяющаяся:

— ритуал приветствия;

— диагностика эмоционального состояния на момент начала и окончания занятия;

— упражнения на оптимизацию тонуса мышц;

— дыхательные упражнения по методу ЧСС-ДАС-БОС;

— глазодвигательные упражнения;

— упражнения для развития мелкой моторики рук;

— функциональные упражнения, когнитивные упражнения;

— упражнения на релаксацию.

Неизменное расположение предметов, соблюдение детьми правил и ритуалов, временного регламента является дополнительным организующим моментом при формировании произвольности.

Игровые компьютерные программы помогают сделать сеанс БОС интересным и увлекательным. Ребенок имеет возможность самостоятельно спланировать его, тем самым мотивируя правильность выполнения дыхательных упражнений, контролируя свои действия.

Продолжительность каждого занятия 30 – 40 минут.

Психокоррекционная работа требует длительного времени. Данный комплекс следует рассматривать как ориентировочный, из отдельных частей которого можно составить дополнительные занятия, выдерживая указанную выше структуру. Дети с удовольствием играют в одни и те же игры много раз, а польза предложенных игр состоит еще и в том, что они позволяют натренировать недостаточно развитые психические функции.

Приложение

Конспекты отдельных занятий

Занятие 1-2

Вводная часть.

Приветствие “Ладошки”.Цель :установление визуального и тактильного контакта.

-“Добрый день!” –говорит психолог, улыбаясь, ребенку и обязательно называет его по имени. Ребенок отвечает также желая доброго дня и называя психолога по имени; при этом прикасаемся друг к другу ладонями.

Имитационная игра “Кони.Цель: эмоциональный настрой и активизация ребенка на совместную работу, развитие координации движений и расширение объема двигательной памяти.

— А сейчас мы отправляемся в Разноцветное царство на волшебных конях. Садимся на коней (ребенок и психолог садятся за стол!

— Кони, на старт! (Кладем руки на стол ладонями вниз).

— Поскакали! (Стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт.)

— По травке! (Поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе.)

— По песочку! (Потираем одну ладонь о другую.)

— По камушкам! (Стучим по столу ноготками.)

— По мостовой! (Стучим по столу кулачками.)

— По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам.)

— По топкому болотцу! (Еще и причмокиваем.)

— Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по столу.)

Цветовой выбор. Диагностика эмоционального состояния. Рефлексия. ”Столбик”

Основная часть.

Сеанс “ЧСС-ДАС-БОС”.Цель: Выработать навык ДРД с изменениями ЧСС в определенные фазы дыхательного цикла (выдох – уменьшение ЧСС, вдох –увеличение ЧСС) для уменьшения состояния эмоционального дискомфорта, оздоровления организма в целом.

-“Анимация” – “Сказка” –“Анимация”.

Растяжка “Потягушечки”.Цель:дать возможность ребенку сбросить напряжение после сеанса БОС.

Ребенок встает, вытягивает руки вперед, затем поднимает их вверх, отводит за голову и поднимается на носочки.

Глазодвигательные упражнения.Цель:расширение поля зрения, улучшение восприятия ребенка.

-Сидя в кресле Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Ребенку предлагается проследить за движением игрушки глазами, не поворачивая головы по четырем основным направлениям (вверх. вниз, направо, налево). Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и,наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе – от 3 до 7 сек. с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению.

Упражнения для развития мелкой моторики.

“Колечко”-поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательний, средний и т. п. в прямом и обратном порядке.

“Кулак –ребро – ладонь”-ребенку показываются три положения руки на плоскости стола (можно на плоскости пола, если упражнение выполняется лежа, последовательно сменяющих друг друга. Упражнение выполняется сначала вместе с психологом, затем ребенок выполняет самостоятельно по памяти сначала правой, затем левой, затем двумя руками вместе.

Функциональное упражнение “Робот”.Цель: развитие координации движений.

Психолог говорит, что ребенок сейчас превратится в робота, который умеет только подчиняться командам. Ребенок замирает по стойке “смироно”. Далее психолог дает ему команды,напримен:”Три шага вперед, два шага назад, правую руку вперед, два шага налево, левую руку в торону, руки опустить, стоять смирно” и т. п

Релаксация. “Поза покоя”.Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

-Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

— Все умеют танцевать,

— Прыгать, бегать, рисовать,

— Но пока не все умеют

— Расслабляться, отдыхать.

— Есть у нас игра такая-

— Очень легкая, простая,

— Замедляется движенье,

— Исчезает напряженье…

— И становится понятно-

— Расслабление приятно!

Заключительная часть.

Рефлексия чувств на момент окончания занятия — цветовой выбор “Закрась столбик”:

-Мы вновь возвращаемя в Разноцветное царство, выбираем цвет.

Ритуал прощания. “Ладошки”Цель:закрепление положительных эмоций:

-Психолог и ребенок прикасаются друг к другу ладонями, психолог благодарит ребенка за интересную совместную работу.

Занятие 5 — 6

Вводная часть.

Приветствие “Ладошки”.Цель :установление визуального и тактильного контакта.

-“Добрый день!” –говорит психолог, улыбаясь, ребенку и обязательно называет его по имени. Ребенок отвечает также желая доброго дня и называя психолога по имени; при этом прикасаемся друг к другу ладонями.

Имитационная игра “Кони.Цель: эмоциональный настрой и активизация ребенка на совместную работу, развитие координации движений и расширение объема двигательной памяти.

— А сейчас мы отправляемся в Разноцветное царство на волшебных конях. Садимся на коней (ребенок и психолог садятся за стол!

— Кони, на старт! (Кладем руки на стол ладонями вниз).

— Поскакали! (Стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт.)

— По травке! (Поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе.)

— По песочку! (Потираем одну ладонь о другую.)

— По камушкам! (Стучим по столу ноготками.)

— По ледочку! (Так же как и по камушкам, но цокая языком)

— По мостовой! (Стучим по столу кулачками.)

— По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам.)

— По топкому болотцу! (Еще и причмокиваем.)

— Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по столу.)

Цветовой выбор. Диагностика эмоционального состояния. Рефлексия. ”Столбик”

Основная часть.

Сеанс “ЧСС-ДАС-БОС”.Цель: Выработать навык ДРД с изменениями ЧСС в определенные фазы дыхательного цикла (выдох – уменьшение ЧСС, вдох –увеличение ЧСС) для уменьшения состояния эмоционального дискомфорта, оздоровления организма в целом.

План сеанса составляется по выбору ребенка.

Растяжка.Цель: Учить ребенка прислушиваться к своему телу, снимать мышечное напряжение.

Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на всоем теле.Задания:

напрячь все тело,как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить;

напрячь правую руку;

напрячь левую руку;

напрячь шею,

напрячь грудь;

напрячь спину;

напрячь спину;

напрячь правую ногу;

напрячь левую ногу.

Глазодвигательные упражнения.Цель:расширение поля зрения, улучшение восприятия ребенка.

-Сидя в кресле Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Ребенку предлагается проследить за движением игрушки глазами, не поворачивая головы по четырем основным направлениям (вверх. вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям).

Упражнения для развития мелкой моторики. “Перчатка”:

Веселая мышка,

Перчатку нашла (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены. Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.)

Гнездо в ней устроив, (Складываем ладошки “ковшом”.)

Мышат позвала. (Сгибаем – разгибаем пальцы –“зовущий” жест)

Им корочку хлеба

Дала покусать, (Кончиком большого пальца поочередно стучим по кончикам остальных пальцев.)

Погладила (отшлепала) всех (Большим пальцем гладим или “шлепаем” остальные – скользящее движение от мизинца к указательному.)

И отправила спать. (Ладони прижимаем друг к другу, кладем под щеку.)

Функциональное упражнение “Робот”.Цель: развитие координации движений.

Психолог говорит, что ребенок сейчас превратится в робота, который умеет только подчиняться командам. Ребенок замирает по стойке “смироно”. Далее психолог дает ему команды,напримен:”Три шага вперед, два шага назад, правую руку вперед, два шага налево, левую руку в торону, руки опустить, стоять смирно” и т. п.

Игра “Зоопарк”.Цель: развитие внимания и воображения, развитие координации движений, самоконтроля.

-Давай попробуем изобразить движения различных животных.

Если я хлопну в ладоши один раз – прыгай как зайчик, хлопну два раза – ходи вразвалочку, как медведь, хлопну три раза – «превращайся» в цаплю, которая умеет долго стоять на одной ноге.

Релаксация “Олени”.Цель:закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

Давай представим, что мы – олени. Подними руки над головой, скрести их, широко расставив пальцы. Напряги руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, урони их на колени. Расслабим руки. Спокойно. Вдох. Пауза. Выдох. Пауза.

Посмотрите: мы – олени!

Ветер рвется нам навстречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают наши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

(Упражнение повторить несколько раз)

Заключительная часть.

Рефлексия чувств на момент окончания занятия — цветовой выбор “Закрась столбик”:

-Мы вновь возвращаемя в Разноцветное царство, выбираем цвет.

Ритуал прощания. “Ладошки”Цель:закрепление положительных эмоций:

-Психолог и ребенок прикасаются друг к другу ладонями, психолог благодарит ребенка за интересную совместную работу.

Занятия 9 – 10

Вводная часть.

Приветствие “Ладошки”.Цель :установление визуального и тактильного контакта.

-“Добрый день!” –говорит психолог, улыбаясь, ребенку и обязательно называет его по имени. Ребенок отвечает также желая доброго дня и называя психолога по имени; при этом прикасаемся друг к другу ладонями.

Имитационная игра “Кони.Цель: эмоциональный настрой и активизация ребенка на совместную работу, развитие координации движений и расширение объема двигательной памяти.

— А сейчас мы отправляемся в Разноцветное царство на волшебных конях. Садимся на коней (ребенок и психолог садятся за стол!

— Кони, на старт! (Кладем руки на стол ладонями вниз).

— Поскакали! (Стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт.)

— По травке! (Поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе.)

— По песочку! (Потираем одну ладонь о другую.)

— По камушкам! (Стучим по столу ноготками.)

— По ледочку! (Так же как и по камушкам, но цокая языком)

— По снежочку! (Ударяем мягкими ладошками по столу.)

— По мостовой! (Стучим по столу кулачками.)

— По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам.)

— По топкому болотцу! (Еще и причмокиваем.)

— Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по столу.)

Цветовой выбор. Диагностика эмоционального состояния. Рефлексия. ”Столбик”

Основная часть.

Сеанс “ЧСС-ДАС-БОС”.Цель: Выработать навык ДРД с изменениями ЧСС в определенные фазы дыхательного цикла (выдох – уменьшение ЧСС, вдох –увеличение ЧСС) для уменьшения состояния эмоционального дискомфорта, оздоровления организма в целом.

План сеанса составляется по выбору ребенка.

Растяжка “Дерево”.Цель: оптимизация тонуса мышц.

И. П. – сидя на корточках.

Ребенку предлагается спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево.

-Медленно поднимайся на ноги, распрями туловище, вытяни руки вверх, напряги мышцы тела и вытяни его вверх.Подул ветерок: ребенок раскачивает тело, имитируя дерево.

Глазодвигательные упражнения.Цель:расширение поля зрения, улучшение восприятия ребенка.

-Сидя в кресле Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Ребенку предлагается проследить за движением игрушки глазами, не поворачивая головы по четырем основным направлениям (вверх. вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям).

Упражнения для развития мелкой моторики.

“Колечко”-поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательний, средний и т. п. в прямом и обратном порядке.

“Кулак –ребро – ладонь”-ребенку показываются три положения руки на плоскости стола (можно на плоскости пола, если упражнение выполняется лежа, последовательно сменяющих друг друга. Упражнение выполняется сначала вместе с психологом, затем ребенок выполняет самостоятельно по памяти сначала правой, затем левой, затем двумя руками вместе.

“Лезгинка” – ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течении 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Функциональное упражнение “Рисунки на спине”.Цель: снятие мышечных зажимов,развитие тактильных ощущений.

-Психолог предлагает ребенку отгадать, что он нарисует на спине у ребенка прикосновением пальцев.

Функциональное упражнение “Буратино”.Цель: развитие концентрации внимания и двигательно контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.

И. п. – стоя

Правая рука вверх прыжок на левой ноге.

Левая рука вверх прыжок на правой ноге.

Правая рука вверх прыжок на правой ноге.

Левая рука вверх прыжок на левой ноге.

Релаксация “Кораблик”.Цель: расслабление мышц рук, ного, корпуса.

Представь, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставь ноги шире и прижми их к полу. Руки сцепи за спиной. Качнуло палубу – прижимаем правую ногу, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола. Выпрямились, расслабили ногу. Качнуло в другую сторону – прижми к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе пнрижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение повторяется поочередно для каждой ноги. Обратить внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы.

После обучения расслаблению ног повторить “Позу покоя”:

Снова руки на колени,

А теперь немного лени…

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело…

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Заключительная часть.

Рефлексия чувств на момент окончания занятия — цветовой выбор “Закрась столбик”:

-Мы вновь возвращаемя в Разноцветное царство, выбираем цвет.

Ритуал прощания. “Ладошки”Цель:закрепление положительных эмоций:

-Психолог и ребенок прикасаются друг к другу ладонями, психолог благодарит ребенка за интересную совместную работу.

Занятия 11 – 12

Вводная часть.

Приветствие “Ладошки”.Цель :установление визуального и тактильного контакта.

-“Добрый день!” –говорит психолог, улыбаясь, ребенку и обязательно называет его по имени. Ребенок отвечает также желая доброго дня и называя психолога по имени; при этом прикасаемся друг к другу ладонями.

Имитационная игра “Кони.Цель: эмоциональный настрой и активизация ребенка на совместную работу, развитие координации движений и расширение объема двигательной памяти.

— А сейчас мы отправляемся в Разноцветное царство на волшебных конях. Садимся на коней (ребенок и психолог садятся за стол!

— Кони, на старт! (Кладем руки на стол ладонями вниз).

— Поскакали! (Стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт.)

— По травке! (Поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе.)

— По песочку! (Потираем одну ладонь о другую.)

— Через ямку! (Делаем руками движение, имитирующее прыжок.)

— По камушкам! (Стучим по столу ноготками.)

— По ледочку! (Так же как и по камушкам, но цокая языком)

— По снежочку! (Ударяем мягкими ладошками по столу.)

— По мостовой! (Стучим по столу кулачками.)

— По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам.)

— По топкому болотцу! (Еще и причмокиваем.)

— Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по столу.)

Цветовой выбор. Диагностика эмоционального состояния. Рефлексия. ”Столбик”

Основная часть.

Сеанс “ЧСС-ДАС-БОС”.Цель: Выработать навык ДРД с изменениями ЧСС в определенные фазы дыхательного цикла (выдох – уменьшение ЧСС, вдох –увеличение ЧСС) для уменьшения состояния эмоционального дискомфорта, оздоровления организма в целом.

План сеанса составляется по выбору ребенка.

Растяжка “Медуза”.Цель: оптимизация тонуса мышц.

И. П. – сидя на полу “по-турецки”, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

Глазодвигательные упражнения.Цель:расширение поля зрения, улучшение восприятия ребенка.

-Сидя в кресле Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Ребенку предлагается проследить за движением игрушки глазами, не поворачивая головы по четырем основным направлениям (вверх. вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям).

Упражнения для развития мелкой моторики.

“Колечко”-поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательний, средний и т. п. в прямом и обратном порядке.

“Кулак –ребро – ладонь”-ребенку показываются три положения руки на плоскости стола (можно на плоскости пола, если упражнение выполняется лежа, последовательно сменяющих друг друга. Упражнение выполняется сначала вместе с психологом, затем ребенок выполняет самостоятельно по памяти сначала правой, затем левой, затем двумя руками вместе.

“Лягушка”. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение состоит в ускорении.

“Замок”

На двери висит замок (Ритмичные быстрые соединения польцев рук в “замок”)

Кто его открыть бы смог? (Повторение движений.)

Потянули (Пальцы сцеплены в “замок”, руки потянуть в одну, потом в другую сторону,

Покрутили (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе).

Постучали (Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга)

И — открыли! (Пальцы расцепить, ладони в стороны)

Функциональное упражнение”Найди клад”Цель : развитие пространственной ориентации ребенка.

— в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее,ориентируясь на команды: “Два шага впереед, один направо и т. д)

Функциональное упражнение “Руки – ноги”.Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.

Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами,

Левая рука вперед, правая рука назад правая нога вперед, левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука вперед правая нога назад, левая нога вперед.

Левая рука вперед, правая рука вперед правая нога назад,левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука назад правая нога вперед, левая нога вперед.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

Релаксация «Волшебный сон».Цель: закрепление позы покоя, снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.

Ребенок находится в позе покоя. Психолог делает установку: сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается иг7ра «Волшебный сон». Ты не заснешь по-настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснешься». Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится,когда я скажу: «Откртыть глаза».

Внимание: наступает «волшебный сон»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, (2раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают.

Отдыхают, засыпают. (2раза)

Шея не напряжена

И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко…ровно…Глубоко… (длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться и проснуться!

Заключительная часть.

Рефлексия чувств на момент окончания занятия — цветовой выбор “Закрась столбик”:

-Мы вновь возвращаемя в Разноцветное царство, выбираем цвет.

Ритуал прощания. “Ладошки”Цель:закрепление положительных эмоций:

-Психолог и ребенок прикасаются друг к другу ладонями, психолог благодарит ребенка за интересную совместную работу.

Занятия 15 – 16

Вводная часть.

Приветствие “Ладошки”.Цель :установление визуального и тактильного контакта.

-“Добрый день!” –говорит психолог, улыбаясь, ребенку и обязательно называет его по имени. Ребенок отвечает также желая доброго дня и называя психолога по имени; при этом прикасаемся друг к другу ладонями.

Имитационная игра “Кони.Цель: эмоциональный настрой и активизация ребенка на совместную работу, развитие координации движений и расширение объема двигательной памяти.

— А сейчас мы отправляемся в Разноцветное царство на волшебных конях. Садимся на коней (ребенок и психолог садятся за стол!

— Кони, на старт! (Кладем руки на стол ладонями вниз).

— Поскакали! (Стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт.)

— По травке! (Поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе.)

— По песочку! (Потираем одну ладонь о другую.)

— По пыльной дорожке! (Хлопаем ладошками по коленям)

— Через ямку! (Делаем руками движение, имитирующее прыжок.)

— В горку! (Стучим по столу в замедленном темпе, как будто нам тяжело подниматься)

— По камушкам! (Стучим по столу ноготками.)

— По ледочку! (Так же как и по камушкам, но цокая языком)

— По снежочку! (Ударяем мягкими ладошками по столу.)

— По мостовой! (Стучим по столу кулачками.)

— По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам.)

— По топкому болотцу! (Еще и причмокиваем.)

— Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по столу.)

Цветовой выбор. Диагностика эмоционального состояния. Рефлексия. ”Столбик”

Основная часть.

Сеанс “ЧСС-ДАС-БОС”.Цель: Выработать навык ДРД с изменениями ЧСС в определенные фазы дыхательного цикла (выдох – уменьшение ЧСС, вдох –увеличение ЧСС) для уменьшения состояния эмоционального дискомфорта, оздоровления организма в целом.

План сеанса составляется по выбору ребенка.

Растяжка «Снеговик».Цель: оптимизация тонуса мышц.

-Ребенку предлагается представить, что он только что слепленный снеговик. Тело должно бюыть напряжено, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисла голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит,как лужица воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться (ребенок медленно поднимает голову,руки, встает на ноги ит. д.) и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу (плавные движения поднятыми руками).

Глазодвигательные упражнения.Цель:расширение поля зрения, улучшение восприятия ребенка.

-Сидя в кресле Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Ребенку предлагается проследить за движением игрушки глазами, не поворачивая головы по четырем основным направлениям (вверх. вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям).

Усложнение – упражнение выполняется с широко открытым ртом.

Когнитивное упражнение «Мельница».Цель:развитие координации движений.

-И. п. стоя. Ребенку предалагается делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой ногой и левой рукой,правой ногой и правой рукой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад.

Этюды,направленные на развитие эмоциональной сферы:

Баба-Яга (этюд на выражение гнева).

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть ее, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет – сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком и подслушивает, о чем они говорят.

Функциональное упражнение «Шалуны».Цель: развитие двигательного контроля, элиминация импульсивности.

Педагог по сигналу предлагает ребенку пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости прекращаются. Упражнение повторить несколько раз.

Релаксация «Волшебный сон».Цель: закрепление позы покоя, снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.

Ребенок находится в позе покоя. Психолог делает установку: сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается иг7ра «Волшебный сон». Ты не заснешь по-настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснешься». Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится,когда я скажу: «Откртыть глаза».

Внимание: наступает «волшебный сон»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, (2раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают.

Отдыхают, засыпают. (2раза)

Шея не напряжена

И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко…ровно…Глубоко… (длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться ипроснуться

Заключительная часть.

Рефлексия чувств на момент окончания занятия — цветовой выбор “Закрась столбик”:

-Мы вновь возвращаемя в Разноцветное царство, выбираем цвет.

Ритуал прощания. “Ладошки”Цель:закрепление положительных эмоций:

-Психолог и ребенок прикасаются друг к другу ладонями, психолог благодарит ребенка за интересную совместную работу.

Занятия 17 – 18.

Вводная часть.

Приветствие “Ладошки”.Цель :установление визуального и тактильного контакта.

-“Добрый день!” –говорит психолог, улыбаясь, ребенку и обязательно называет его по имени. Ребенок отвечает также желая доброго дня и называя психолога по имени; при этом прикасаемся друг к другу ладонями.

Имитационная игра “Кони.Цель: эмоциональный настрой и активизация ребенка на совместную работу, развитие координации движений и расширение объема двигательной памяти.

— А сейчас мы отправляемся в Разноцветное царство на волшебных конях. Садимся на коней (ребенок и психолог садятся за стол!

— Кони, на старт! (Кладем руки на стол ладонями вниз).

— Поскакали! (Стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт.)

— По травке! (Поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе.)

— По песочку! (Потираем одну ладонь о другую.)

— По пыльной дорожке! (Хлопаем ладошками по коленям)

— Через ямку! (Делаем руками движение, имитирующее прыжок.)

— В горку! (Стучим по столу в замедленном темпе, как будто нам тяжело подниматься)

— По камушкам! (Стучим по столу ноготками.)

— По ледочку! (Так же как и по камушкам, но цокая языком)

— По снежочку! (Ударяем мягкими ладошками по столу.)

— Ускакали далеко! (Стучим очень тихо.)

— По мостовой! (Стучим по столу кулачками.)

— По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам.)

— По топкому болотцу! (Еще и причмокиваем.)

Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по столу

Цветовой выбор. Диагностика эмоционального состояния. Рефлексия. ”Столбик”

Основная часть.

Сеанс “ЧСС-ДАС-БОС”.Цель: Выработать навык ДРД с изменениями ЧСС в определенные фазы дыхательного цикла (выдох – уменьшение ЧСС, вдох –увеличение ЧСС) для уменьшения состояния эмоционального дискомфорта, оздоровления организма в целом.

План сеанса составляется по выбору ребенка.

Растяжка «Дракон».Цель: оптимизация тонуса мышц. Ребенок изображает дракона,облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется и начинает «размешивать» хвостом море.

Глазодвигательные упражнения.Цель:расширение поля зрения, улучшение восприятия ребенка.

-Сидя в кресле Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Ребенку предлагается проследить за движением игрушки глазами, не поворачивая головы по четырем основным направлениям (вверх. вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям).

Усложнение – упражнение выполнять с подключением однонаправленных движений языка (глаза и язык вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох, пауза, глаза и язык влево и т. д.)

Упражнения для развития мелкой моторики.

“Колечко”-поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательний, средний и т. п. в прямом и обратном порядке.

“Кулак –ребро – ладонь”-ребенку показываются три положения руки на плоскости стола (можно на плоскости пола, если упражнение выполняется лежа, последовательно сменяющих друг друга. Упражнение выполняется сначала вместе с психологом, затем ребенок выполняет самостоятельно по памяти сначала правой, затем левой, затем двумя руками вместе.

“Ухо-нос”. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противополжное ухо. Нагнуть голову, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук “с точностью до наоборот”.

“Симметричные рисунки” – рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета : яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы во время “рисования” ребенок видел свои руки).

Когнитивное упражнение “Движение”.Цель: формирование двигательной памяти.

Ребенку показываются2,3,4 последовательных движнений. Ребенок должен повторить их как можно точнее и в той же последовательности

Функциональное упражнение “Холодно-горячо”.Цель: развитие навыка действовать по инструкции”.

Ребенку предварительно показывается, а затем прячется в комнате игрушка или какой-либо предмет. Ребенку предлагается найти его,при этом произносятся слова:“холодно”, “прохладно”,“теплее”, “тепло”, “горячо” в зависимости от положения ребенка по отношению к спрятанному предмету.

Релаксация «Потянулись сломались». –И. п. – стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать- «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше… Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу»… А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулисб колени, упали на пол… Лежим расслабленно, безвольно, удобно… Прислушайся к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбрось его.

При выполнении упражнения следует обратить внимание ребенка на два момента:

— показать разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «сломались в кистях»(расслабление кистей достигается тольтко во втором случае);

— когда ребенок лежит на полу, проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.

Заключительная часть.

Рефлексия чувств на момент окончания занятия — цветовой выбор “Закрась столбик”:

-Мы вновь возвращаемя в Разноцветное царство, выбираем цвет.

Ритуал прощания. “Ладошки”Цель:закрепление положительных эмоций:

-Психолог и ребенок прикасаются друг к другу ладонями, психолог благодарит ребенка за интересную совместную работу.

Литература:

1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М. ,2005.

2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок. М. ,2001.

3. Осипова Е. А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей. М. ,2004.

4. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб,2005.

5. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М. ,2002.

6. Слободянник Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. Практическое пособие. М. ,2004.

7. Сметанкин А. А. Открытый урок здоровья СПб,2005.

8. Сметанкин А. А. Учитель здоровья. СПб, 2003.

9. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. М. ,2007.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector