Православные психологи в Томске. Удалённо работающие специалисты. PROFI.RU

Мы пришли в этот мир именно для того, чтобы соответствовать ожиданиям нашего создателя. и там, где эти его ожидания расходятся с ожиданиями окружающих нас людей, мы оказываемся свободными от необходимости соответствовать таким социальным требованиям.

Апостол Павел говорит об этом с полной определенностью: Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал 1:10).

Однако есть тема, в которой подобный аргумент о недопустимости человекоугодия для христианина вдруг перестает действовать. Это — взаимоотношения детей и родителей.

Заповедь о почитании родителей может сделать абсолютно невозможной любую дискуссию или даже простое обсуждение права уже повзрослевших детей самим распоряжаться своей жизнью. Сам будучи родителем, я могу со стыдом засвидетельствовать, что заповедь эта родителями зачастую воспринимается как некая универсальная индульгенция, позволяющая «списать» себе любой грех в том случае, если он совершен по отношению к собственному ребенку.

В отношениях взрослых людей каждый сам отвечает за свои чувства. проблемы могут быть, если кем-то эта взрослость на самом деле еще не достигнута.

Читательница в своем письме спрашивает: обращать ли вообще внимание на родителей? Как быть со ссорами? Что, если родители перестанут ее воспринимать?

Как я уже говорил, этот текст почти полностью посвящен проблемам родительского поведения. А вот советов, как действовать взрослому сыну или дочери, попавшим в подобную ситуацию, в нем нет. Свой ответ на письмо я построил так сознательно, поскольку считаю, что такие советы в любом случае были бы сомнительны в нравственном смысле.

Сами же эти отношения — очень интимная сфера. Каждый случай здесь уникален, и лучше не руководствоваться сторонними советами, а слушать собственное сердце и собственный разум. Могу лишь сказать, что обращать внимание на родителей, конечно же, нужно. И ссоры с ними — дело печальное.

Если это правило не соблюдено, значит, ребенок так и не стал взрослым, то есть не отделился еще от родителей. У такого отделения есть три аспекта: финансовый, территориальный и эмоциональный. Взрос­лый человек способен сам обеспечить себя, жить отдельно и выдерживать эмоциональное давление родителей, пытающихся им управлять.

Возвращение в реальность

«Прежде чем покончить с собой, я решила привести свои дела в порядок, — рассказывает Анна (имя изменено по просьбе героини). — Я представила, что вот я умру, родственники приедут заниматься похоронами и скажут: „Сдохла, а за квартиру не заплатила, кучу хлама оставила“. Я начала разбирать полки, экономить, чтобы заплатить за жилье на месяц вперед».

Все началось за несколько лет до этого, когда Анна вышла замуж. Брак длился три года, и все это время Анна с мужем постоянно ссорились и дрались. Он приходил домой «под кайфом», Анна выгоняла его из дома, но, когда он уходил на несколько дней, не спала ночами и пыталась до него дозвониться.

«Когда я выходила замуж, знала, что он покуривает травку, — говорит женщина. — Но это ведь многие делают, и я не думала, что наркотики скоро окажутся для него на первом месте. Мне хотелось сделать ремонт, может, завести детей. Но в нашей жизни был сплошной хаос».

Соня Коршенбойм для «Медузы»

Однажды у них произошла серьезная драка — муж, по словам Анны, «прыгал у нее на голове». В травмпункте выяснилось, что у женщины сотрясение мозга и сломаны два ребра. Анна собрала вещи и позвонила друзьям, чтобы они ее забрали. «У меня есть собственная однокомнатная квартира, я поехала туда и две недели никуда не выходила.

Просто лежала и смотрела в одну точку. Могла целый день не есть, а потом вспомнить, что голодна, и опустошить холодильник», — вспоминает Анна. Ей казалось, что она совершила предательство по отношению к самой себе — вышла замуж за человека, который ее бил, и позволила ситуации зайти так далеко. Она постоянно корила себя, напивалась и плакала.

Когда жить стало не на что, Анна устроилась работать в транспортную компанию. Но работа не отвлекала от проблем. Иногда посреди дня она осознавала, что уже час сидит и ничего не делает: «Я не могла понять, куда делся этот час, о чем я думала, что я делала.

Все это время за Анну очень переживала ее сводная сестра: постоянно звонила, пыталась развлечь, вытащить из дома — и в какой-то момент уговорила женщину сходить к психологу при храме. «Я к тому моменту уже твердо решила, что уйду из жизни, и не хотела принимать никакую помощь.

Но сестра так уговаривала, что я уступила. В конце концов, что мне было терять?», — вспоминает Анна. У нее было много предубеждений против психологов: она думала, что специалист будет «внедряться к ней в мозг», применять что-то вроде гипноза. Она была совершенно не настроена что-либо ему рассказывать — собиралась прийти, сказать, что у нее все в порядке, и вернуться домой.

«Когда я заявила, что у меня нет проблем и психолог все равно не сможет мне помочь, он сказал: „Все ясно“. И предложил прогуляться по парку, — говорит Анна. — Я все ждала, когда он уже начнет свои манипуляции с моим мозгом, но вместо этого он предложил мне съесть мороженого и начал беседовать на какие-то повседневные темы, как будто мы тысячу лет знакомы.

«Он сказал: „Ну, мать, ты даешь. Ты же мазохистка!“ — вспоминает Анна. — Мы много говорили, он давал задания. Однажды попросил отвезти посылку в храм на другом конце Москвы и там заодно предложил исповедаться. Я приехала, встала перед батюшкой и разрыдалась на весь храм. Но потом мне стало легче».

Выбирайте профи – более 1 000 000 специалистов для решения ваших задач.

Добрый день!

Поздравляю Вас с Новым годом и Рождеством Христовым! Желаю в новом году творческих успехов, хорошего настроения, желаемых результатов в работе, здоровья и благополучия Вам и близким. Спасибо за Ваш труд, спасибо, что есть такие люди, как Елена Александровна Барбакова.

Читать дальше

Елена Александровна настоящий интеллигентный и образованный преподаватель, опытный и грамотный специалист. Несмотря на свои профессиональные достижения, очень скромный и внимательный человек, хороший психолог. Умеет увидеть положительные качества своего подопечного, поддержать и внушить уверенность в освоении изучаемого материала.
Многое зависит и от нас, старания и желания обучающихся. Так как занимаемся относительно не продолжительное время, наши знания ещё не были отмечены преподавателями университета, но в первую очередь знания нужны нам и главное, что бы было желание их получать.
Елена Александровна, тот человек к которому хочется идти и получать знания. Мало сказать, что Елена Александровна заслуживает высшей оценки, она достойна большого уважения и почтения, побольше бы таких педагогов.

§

Гореть верой 24 часа в сутки

Психологическая помощь бывает нужна не только прихожанам, но и самим служителям Церкви. Наталия Скуратовская седьмой год работает со священниками — и из своего опыта знает, что они, как и представители других профессий, сталкиваются с кризисами и выгоранием.

«Однажды Архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий предложил мне провести тренинг для священников — помочь им развить в себе любовь к ближнему, эмпатию», — рассказывает Скуратовская. Это происходило в 2021 году, и задача для того времени казалась шокирующей — чтобы женщина, к тому же мирянка, чему-то учила священников.

«Многие из участников настороженно относились и ко мне, и к психологии в целом», — вспоминает Скуратовская. Она говорит, что в семинариях обычно есть только общий, довольно формальный курс психологии, «но он не всегда развенчивает миф о том, что психология — сатанинская наука, а психологи конкурируют со священником за душу паствы».

Психологу пришлось объяснять священникам, что это не так — и постепенно стена недоверия исчезла. «В первый день тренинга мы занимались групповой работой, а потом я объявила, что готова пообщаться индивидуально с теми, у кого есть вопросы, которые не хотелось бы обсуждать в группе».

Соня Коршенбойм для «Медузы»

Оказалось, что у священнослужителей много своих проблем. На них часто возлагают завышенные ожидания — и прихожане, и священноначалие. «Нередко от священника требуется гореть верой и служить пастве 24 часа в сутки, — говорит психолог. — Многие сначала стараются так делать, но у них быстро происходит эмоциональное выгорание».

Выяснилось, что кризис мотивации у многих случается еще и из-за того, что реальное положение дел в церкви не всегда соответствует декларируемому. Кроме того, нередко священники не понимают, что делать с человеческим горем — у прихожанина случилась трагедия, а неосторожными советами и высказываниями ему можно навредить.

На Рождественских образовательных чтениях в 2021 году Скуратовская выступила с докладом о том, почему священникам нужна практическая психология. «Реакция была очень неоднозначная, многие возмутились, — говорит психолог. — Но после этого ко мне стали постоянно обращаться за помощью священники, матушки и просто воцерковленные люди».

Сама Скуратовская не называет себя ни православным, ни христианским психологом. «Я прежде всего психолог, специалист. В то же время я верующий человек и понимаю проблемы воцерковленных людей», — говорит она.

Юлия Дудкина

Ключевая фраза для понимания заповеди о почитании отца и матери — «…повинуйтесь своим родителям в господе», то есть — именно там, где родители и сами действуют согласно заповедям божьим.

А об отношении родителей к своим взрос­лым детям, вступающим в брак, в Евангелии вполне недвусмысленно говорит Сам Господь: …посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть (Мф 19:5–6).

Другой важный момент в этом наставлении апостола Павла: …И вы, отцы, не раздражайте детей ваших. Увы, родители способны раздражать своих детей, способны обижать их и даже доводить до уныния, как пишет об этом апостол уже в другом своем послании: …отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Кол 3:21).

Поэтому если уж и апеллировать к Священному Писанию в этом больном для многих вопросе, то делать это следует и с учетом возможных прегрешений родителей перед собственными сыновьями и дочерьми. А уж какими бывают эти прегрешения, каждый из нас, наверное, и сам знает куда лучше любого стороннего наблюдателя.

Святитель Феофан Затворник в своем толковании на это место Библии перечислил наиболее общие примеры подобного рода: «Не раздражайте детей ваших. Образом своего на них действования не доводите их до того, чтоб они могли возыметь на вас неудовольствие, серчание, досаду, гнев.

И вдвойне печальней бывает ситуация, когда родители относятся так не к малышам или подросткам, а к своим уже взрослым детям, пытаясь регламентировать их жизнь и требовать, чтобы они в всем непременно соответствовали их родительским ожиданиям.

Тезис четвертый:

Методы, одобренные церковью

В России рынок психотерапевтических услуг начал формироваться в 1990-е годы — и до сих пор не существует ни единой процедуры сертификации специалистов, ни обязательных требований к их уровню, ни государственного реестра. Выбрать квалифицированного психолога или психотерапевта из огромного количества предложений непросто. Многие боятся обращаться за психологической помощью именно потому, что есть риск наткнуться на непрофессионала.

Религиозным людям обратиться за психологической помощью бывает еще труднее. С одной стороны, профессиональные психологи и психотерапевты работают с пациентами вне зависимости от их взглядов и вероисповедания. С другой — есть научные школы и методы, которые церковь не одобряет.

Это, например, гипнотерапия (поскольку терапевт в такой ситуации якобы получает власть над волей и сознанием человека) или классический психоанализ, то есть фрейдизм, где психологические конфликты объясняются сексуальными влечениями (правда, и в научных кругах классический психоанализ сегодня уже почти не практикуется).

Поэтому религиозные люди иногда специально ищут психолога или психотерапевта, который придерживается того же вероисповедания. Как объясняет психолог Наталия Скуратовская, у таких людей бывают специфические проблемы, и их проще понять тому, кто мыслит в той же системе координат. Сама Скуратовская — православная, и к ней часто обращаются пациенты, ведущие активную церковную жизнь.

«Бывает, что человек уже много лет как воцерковлен, а ему становится все хуже. Грехи не получается побороть, а любовь к ближним не появляется», — говорит Скуратовская. Она объясняет это тем, что воцерковленность не всегда означает духовную жизнь, а может быть ее имитацией.

По словам психолога, в таких случаях человек принимает внешние требования и придумывает себе образ, «рамку» — каким должен быть добросовестный христианин; пытается вписываться в эту роль. Однако разрыв между жизненными обстоятельствами и представлением о себе как об «идеальном православном» ведет к сложным внутренним конфликтам.

Психолог приводит простой пример. Церковь тяготеет к патриархальному устройству семьи, но в современном обществе эта модель уже не всегда уместна — изменились и социальные, и экономические обстоятельства; все более актуальной становится партнерская модель отношений.

Скуратовская говорит, что если навязывать себе и своей семье «правильное» поведение, это может привести к невротизации всех ее членов — и взрослых, и детей. Например, в таких семьях запрещено обсуждать секс — даже думать о нем может считаться стыдным.

Другая проблема — магическое мышление. Некоторые прихожане идут в церковь за исполнением желаний и ждут вознаграждения за молитвы и поставленные свечки. «На определенной стадии развития мы все так мыслим, — говорит Скуратовская. — В возрасте примерно с двух до пяти лет обычно кажется, что есть некое всемогущее существо, и ты получишь от него все, что захочешь, если будешь хорошо себя вести. Некоторые вырастают, так и не избавившись от этого типа мышления, и с ним же приходят в церковь».

Соня Коршенбойм для «Медузы»

Русская православная церковь рассматривает психические заболевания «как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы». Но РПЦ признает, что сводить все психические заболевания лишь к проявлениям одержимости неверно, и в их лечении допустимо использование клинических методов.

Об этом говорится в «Основах социальной концепции русской православной церкви» — документе, отражающем официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. По мнению РПЦ, для психотерапевтической помощи «душевнобольным» эффективнее всего сочетать пастырскую и врачебную помощь — при разграничении сфер компетенции врача и священника.

«Психологическое образование помогало мне в работе, но очень не хватало психотерапевтической подготовки», — признается настоятель одного из храмов во Владивостоке, практикующий психотерапевт Ростислав Мороз. В 1990-х годах он получил психологическое образование, в 1998-м стал священником, а потом уже — психотерапевтом.

В нулевые в России начала набирать обороты когнитивно-бихевиоральная терапия, которая помогает корректировать отношение к проблеме и поведение человека в сложной ситуации. Мороз утверждает, это очень эффективный метод, не противоречащий христианскому представлению о человеке, — хотя и признается, что других когнитивно-бихевиоральных терапевтов порой удивляет, когда их методы используют в Церкви. Сейчас Мороз входит и в московскую, и в петербургскую ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов.

По его словам, в храм приходит много людей с психическими проблемами, в основном с неврозами: «Они ищут помощи и утешения. Духовные средства хороши, но с их помощью не все можно исцелить, часто бывает нужна помощь профессионала». Очень важно учитывать состояние человека — например, в таинстве покаяния.

Как объясняет Мороз, при тяжелом неврозе всегда происходит избыточное самокопание и «самоедство». Если от человека требовать тщательного исследования собственной греховности, это может сослужить дурную службу: человек фиксируется на собственной «плохости» и вместо облегчения души получает усиление невроза. Неправильным применением религиозных методов человеку можно и сильно навредить.

Постом и молитвой

Именно так произошло с Валентиной (имя изменено по просьбе героини). Голоса стали слышны ей шесть лет назад. Они говорили Валентине, что ей нужно что-то сделать или куда-то пойти. «Как-то раз голос сказал: „Иди в соседний дом и жди меня там через час“.

Он звучал как будто не в моей голове, а со стороны, — рассказывает Валентина. — Я пошла, куда он велел». Что случилось дальше, она не помнит; известно только, что жители соседнего дома вызвали полицию, а потом Валентина оказалась в психиатрической больнице. Ей поставили диагноз — шизофрения.

«Такое сложно принять. Психиатры прописали таблетки, но, вернувшись домой, я перестала их пить и скоро опять попала в стационар, — вспоминает Валентина. — Даже тогда я не смирилась с диагнозом. Три года назад из города, где я снимала квартиру, я вернулась в родное село и отправилась в церковь — к батюшке».

На исповеди Валентина попросила у священника совета, но он ответил, что у нее нет шизофрении — это бесы над ней издеваются. Посоветовал читать «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», соблюдать посты, регулярно исповедоваться и причащаться. «Я послушалась, — говорит Валентина.

— Мне было так страшно, что я готова была следовать любому совету». Как раз тогда, после стационарного лечения, ей стало лучше. Она считала, что это помогают пост и молитва. Таблетки она не принимала. «Батюшка сказал, что люди в „овощном“ состоянии, которых я до этого видела в больнице, стали такими из-за лекарств, — говорит Валентина. — И что моя лечебница — в церкви».

Около года Валентина читала ежедневные молитвы, ходила на службы, причащалась и исповедовалась. «Моей дочери было шесть лет, и я водила ее в воскресную школу. Я постоянно общалась с матушками, которые там преподавали, — говорит Валентина. — Они говорили, что и мне, и дочке обязательно нужно поститься.

По всем вопросам я звонила им или батюшке». В селе, где живет Валентина, церковь всего одна, и сравнивать ее не с чем. Ей казалось, что это нормально, когда глава прихода и матушки говорят прихожанам, как жить. «Сейчас мне кажется, что это было странно, — признает Валентина. — Священник в этой церкви очень властный, он велел всем прихожанкам выкинуть брюки и даже зимой ходить в юбках».

Без таблеток у Валентины снова начались галлюцинации. Когда умер сосед, которого она считала злым и неприятным человеком, ей казалось, что вокруг его дома «собрались бесы и провожают его». Она не видела их, но «как будто ощущала». В 2021 году, незадолго до Великого поста (в конце зимы), она все-таки обратилась к психиатру.

«Она спросила, как я живу, чем занимаюсь, — говорит Валентина. — Выслушала мои рассказы про бесов и сказала, что я в нестабильном состоянии и мне стоит лечь в стационар». Валентина решила посоветоваться с батюшкой. Тот предложил подождать соборования — церковного таинства, которое совершается для исцеления болезней, — а потом уже решать по самочувствию. В больницу Валентина так и не поехала.

Вскоре отношения со священником стали портиться. Дочка Валентины хотела заниматься танцами вместо воскресной школы, а глава прихода кричал, что это грех. Валентина переживала, ей становилось все хуже. В конце концов она опять пошла к психиатру — и, несмотря на протест священника, все-таки легла в стационар в административном центре, на два с половиной месяца.

Соня Коршенбойм для «Медузы»

«На этом моя история с „церковным“ лечением закончилась, — говорит Валентина. — Теперь я хожу к психиатру и постоянно контролирую свое состояние, а на историю, которая со мной произошла, могу посмотреть трезвым взглядом. Я по-прежнему верующий человек, но в нашу сельскую церковь мне ходить больше не хочется». Дочка Валентины перестала ходить в воскресную школу — она занимается эстрадным вокалом.

Православные психологи онлайн

Михаил Хасьминский, кризисный психолог (Москва)
Православные психологи в Томске. Удалённо работающие специалисты. PROFI.RU
Центр находится в районе метро «Бауманская». Здесь можно получить консультацию психолога бесплатно. При этом сам центр и православные психологи
Москвы, в нем работающие несколько дней в неделю, не имеют никакого финансирования. Это действительно «бесплатные психологи», при этом очень хорошие
психологи, корифеи кризисной психологии онлайн психологии.
Читать дальше

Заочная школа Любви — православная психология в форме онлайн-курсов
Православные психологи в Томске. Удалённо работающие специалисты. PROFI.RU
Эффективность, конфиденциальность, удобство и доступность в любой точке мира — отличают православные психологические курсы этой Школы.
Читать дальше

Социально-психологическое объединение «Православная семья» (Москва)
Православные психологи в Томске. Удалённо работающие специалисты. PROFI.RU
Психологи Москвы. Центр основала очень опытный и хороший психолог, семейный психолог, наш постоянный автор Ирина Рахимова. Основные направления работы православных психологов объединения: оказание квалифицированной психологической помощи в добрачных и семейных отношениях, популяризация и поддержка традиционных семейных ценностей, профилактика разводов, просветительская деятельность, психология онлайн…
Читать дальше

Психологическая консультация «Семейное благо» (Москва)
Православные психологи в Томске. Удалённо работающие специалисты. PROFI.RU
«Семейное благо» — одно из самых известных и крупных объединений православных психологов Москвы, которое возглавляет известный православный психолог,семейный психолог Ирина Мошкова, кандидат психологических наук.
Читать дальше

Психологическая служба «Православный семейный психолог» (Челябинск)
Православные психологи в Томске. Удалённо работающие специалисты. PROFI.RU
В консультационной работе участвуют православные психологи, нарколог, психиатр, юрист и др. Часть специалистов имеет ученые степени кандидата, доктора наук. Руководитель Психологической службы «Православный семейный психолог» — Киржанова Лариса Васильевна, кандидат психологических наук, активный участник наших проектов онлайн психологии.
Читать дальше

Ермакова Людмила Федоровна, психолог (Москва)
Православные психологи в Томске. Удалённо работающие специалисты. PROFI.RU
Известный по многочисленным публикациям православный психолог,работающий в Москве, семейный психолог. Имеет большой опыт помощи в различных ситуациях.
Читать дальше

Родители могут проявлять излишнюю ревность к своим правам и власти над взрослыми детьми. в этом нет ничего хорошего, как и в любом излишестве. однако нет и ничего постыдного.

В Евангелии есть поразительный эпизод, где такую излишнюю ревность проявляет не кто-нибудь, а Сама Богородица: Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:46–50).

В христианской традиции есть очень много текстов, объясняющих, что Иисус Христос ни в коем случае не отвергает здесь Свою Пречистую Матерь, а лишь напоминает Ей, что Он не только Ее сын по плоти, но еще и Ее Бог.

Однако у этого евангельского эпизода есть и еще один очень важный аспект, который часто остается в тени высоких рассуждений о Божестве и человечестве Иисуса Христа. Это — проблема тех самых отношений, когда у родителей возникает желание демонстрировать свою власть над выросшими уже детьми.

Святитель Иоанн Златоуст в своем толковании на это место Евангелия говорит: «В самом деле, поступок Ее происходил от излишней ревности к правам своим. Ей хотелось показать народу свою власть над Сыном…» И уж если даже Матерь Божия, будучи очищенной наитием Духа Святого, могла проявлять подобную слабость, то, наверное, никому из родителей не следует думать, будто бы они полностью свободны от подобного искушения.

В Евангелии есть и прямой пример отношения родителя к своему взрослому сыну, желающему отделиться и начать самостоятельную жизнь. Это притча о блудном сыне. В ней Иисус Христос описывает ситуацию, которая разительно отличается от норм и обычаев патриархального общества.

Христианская психология

В самой церковной среде все чаще говорят о пользе психологического образования. Если священник знает азы, то сумеет определить, нужна ли прихожанину помощь психотерапевта или психиатра. Во многих семинариях с 1990-х годов есть курс общей психологии. Православные СМИ тоже часто поднимают вопросы, связанные с психологией и уместностью психотерапии для верующих людей:

Человек не может прожить чужую жизнь, даже если очень захочет. он может лишь отказаться от своей жизни в угоду требованиям социума. но вряд ли это принесет много радости ему самому и тем, кто будет рядом с ним.

Потому что такой человек будет постоянно находиться либо в депрессивном, либо в раздраженном состоянии. В депрессивном — потому что подавил все свои чувства, вытеснил свои желания, обесценил потребности. А в раздраженном — потому что подавленные чувства никуда не делись, они рвутся наружу, и, чтобы сдерживать их, необходимо тратить много сил, которых может не хватить.

Поэтому приписываемая Ивану Бунину фраза «Я не червонец, чтобы нравиться всем» при кажущейся жесткости вполне сопоставима с христианскими установками — не стремиться угодить всем вокруг себя. Такое стремление прямо определено в христианстве как одна из греховных страстей — человекоугодие.

Однако страсть не есть что-то, имеющее самостоятельное существование. Это некое свойство человеческой души, которое изначально было полезным и нужным. Но, неправильно употребляемое человеком, это свойство изменилось, сделавшись для него опасным и злым врагом.

Тезис второй:

Ясное желание помогать

«Психолог при храме», к которому попала Анна, — Михаил Хасьминский, руководитель кризисного центра при московском храме Воскресения Христова на Семеновской. Бывший майор московской милиции, Хасьминский получил второе, психологическое образование в Академии МВД России — на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами.

В 2002 году он създил в Троице-Сергиеву Лавру, приложился к мощам Сергия Радонежского и, как говорит, понял, что занимается не тем; у него «возникло ясное желание помогать больным раком». Так он стал работать психологом в Российскомонкологическом научном центре имени Блохина, а спустя несколько лет возглавил Центр кризисной психологии, созданный по благословению патриарха Алексия II в 2006 году.

Хасьминский считает, что в особо тяжелые, кризисные моменты духовно ориентированная психология оказывается куда эффективнее, чем светская. «Я понял это, когда работал в онкологическом центре, — говорит Хасьминский. — Я видел: если мать теряет ребенка, то часто в этой жизни для нее уже ничего не важно, она не может найти ни утешения, ни объяснения тому, что происходит».

В заключение: письмо родителя самому себе

В свое время я, как родитель, очень неумело балансировал на описанной выше тонкой грани между гиперопекой и безразличием, много раз срывался, падал, ошибался, делал и говорил то, о чем до сих пор жалею. И если бы у меня сейчас была такая фантастическая возможность — обратиться к себе тогдашнему, я бы сказал примерно следующее:

Останавливай себя, когда так хочется сказать своему взрослому ребенку что-либо в стиле «Будь каким должен». Потому что он уже не должен. Ему теперь свою жизнь нужно прожить. Хочешь прожить ее за него? Тогда добро пожаловать в ад нескончаемого конфликта, который будет тянуться десятилетиями и закончится либо разрывом отношений, либо твоей победой.

Да, детей хочется уберечь от ошибок. Но без набитых шишек, без опыта самостоятельных решений, пусть и неудачных, они не смогут научиться жить самостоятельно. Ты читал в Евангелии притчу о блудном сыне. Помнишь, что сделал отец, когда сын захотел от него уйти?

Не нравится выбранная им профессия? Перетерпи. Это его выбор. Ведь не в порнобизнес, не в торговлю наркотиками, не в лохотрон — обманывать старушек, впаривая им ненужный товар, — и в прочие явно мерзкие перед Богом вещи он собрался окунуться. Вот там ты просто обязан был бы его остановить. В остальном — оставь его в покое. Пусть сам.

Мир сегодня меняется слишком быстро, твой опыт во многих областях жизни устаревает раньше, чем ты успеваешь его осмыс­лить. Научись спокойно относиться к тому, что твой ребенок лучше тебя ориентируется в каких-то вопросах.

Не нравится стиль его одежды, прическа, цвет волос? Привыкай к тому, что ваши вкусы могут не совпадать. И почаще напоминай себе, что твои представления о красоте отнюдь не являются эталонными.

Хочешь помочь ему? Стань его другом, постарайся жить так, чтобы в случае каких-то жизненных затруднений первым человеком, к которому он обратится за помощью, стал именно ты.

Научись доверять своему ребенку. Без доверия невозможна любовь.

Помни, что ребенок не твоя собственность, не твое продолжение. Через тебя Бог ввел его в мир, ты лишь служитель этого чуда — сотворения человека. Тебе была доверена драгоценная чаша новой жизни. Ты, как умел, оберегал ее, помогал окрепнуть, напитаться силой, отдавал ей лучшее из того, что имел. Теперь твой ребенок вырос, пришла пора вернуть Богу Его творение. Не пытайся удержать то, что тебе не принадлежит.

Аппликации Марии Сосниной

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector