Развивающие занятия психолога с детьми 4-6 лет | План-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: | Образовательная социальная сеть

Арт-терапия

Потенциально эффективным практическим приёмом, объединяющим творчество и игру, является арт-терапия (лат. art — искусство, греч. therapeia — лечение). Этот приём ещё называют лечение творчеством: арт-терапия знакомит с миром вокруг, помогает решить целый ряд проблем психологического характера (борется с агрессией, страхами, упрямством, помогает преодолеть кризисные ситуации).

Беседы

Диалогическая форма приёма позволяет обсуждать тот или иной вопрос по теме, учиться соглашаться или не соглашаться с чужой точкой зрения, осваивать навык продуктивного общения, то есть выстаивать свои высказывания логично и чётко, а также давать возможность товарищу или педагогу донести своё мнение. Примеры бесед по психологии со старшими дошколятам можно найти здесь.

Беседа может использоваться и в работе с родителями. В этом случае психологу пригодится картотека тезисов, на основании которых можно создать композицию разговора.

Важные нюансы оформления кабинета психолога

Помещение, в котором предполагается работа с тонкой психикой малышей, требует соблюдения определённых правил оформления:

  • для оформления стен лучше выбирать один или два варианта из трёх возможных цветовых решений (жёлтый, настраивающий на контакт с психологом, освежающий зелёный или светло-зелёный — успокаивающий);
  • в комнате должен быть стол и стулья, а также мягкие 2–3 кресла для детей;
  • в помещение стоит сделать одну акцентную деталь, например, фальш-окно с изображением волшебного леса с несколькими расходящимися в разные стороны дорогами — дети смогут придумывать свои маршруты по этим тропинкам, развивая фантазию и воображение, проникаясь занятиями;
  • в кабинете (а лучше на двери снаружи) можно разместить почтовый ящик, куда свои вопросы и пожелания могли бы отправлять родители и педагоги.

Временной план занятия по психологии

Поскольку формально занятие по психологии не отличается от уроков по другим образовательным областям, то и хронометраж будет единым.

Демонстрация

Суть этого приёма заключается в том, что психолог личным примером показывает тот или иной вид работы на занятии. Это могут быть элементы психогимнастики, к примеру, в задании «Повернись, повернись и улыбнись» педагог показывает, как нужно поворачиваться, кому улыбаться и пр.

Или порядок выполнения задания игры. Например, как находить пары из картинок, на одной из которых ситуация — мальчик забирает игрушку у товарища, а на другой её следствие — тот, у кого отняли, плачет. После этого взрослый комментирует порядок описания получившегося цельного сюжета.

Диагностические карты

Пакет диагностических карт с методиками и итогами тестов, в частности, для исследования познавательной сферы можно найти здесь.

А перейдя по ссылке, можно познакомиться с примером составления по ним психолого-педагогической характеристики на ребёнка.

Загадки

Загадки на психологических занятиях обычно используются для игр. Например, в старшей группе на уроке по теме «Космос» ребята узнают, что космические тела могут быть разных форм и размеров. В этой связи педагог предлагает повторить, что такое форма, и сосредотачивается на рассмотрении геометрических фигур, повторение которых организуется в форме загадок:

  • «Три вершины тут видны, Три угла, три стороны. Ну, пожалуй, и довольно! – Что ты видишь? — …» (треугольник);
  • «Эта форма у клубка, У планеты, колобка. Но сложи её немножко, И получится лепёшка!» (овал);
  • «Эта странная фигура, Ну, совсем миниатюра! И на маленький листочек Мы поставим сотни …!» (точек).

Занятия психолога. конспекты, нод, беседы с детьми — вклад психологов в победу в вов. беседа с детьми старшего дошкольного возраста о профессии психолога

Публикация «Вклад психологов в победу в ВОВ. Беседа с детьми старшего дошкольного…»
ПСИХОЛОГ Представь себе, что ты идешь по дороге и чувствуешь, что в ботинок попал камушек. Что ты сделаешь? Конечно, ты остановишься, достанешь камушек, бросишь его на дорожку и спокойно пойдешь дальше. Если же ты продолжишь путь, не обращая внимания на камушек, то он будет…

Конспект занятия по эмоциональному развитию в старшей группе
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, чтение художественной литературы. Задачи: углубить представления детей об…

Занятие психолога на лексическую тему «Посуда» с детьми 4–5 лет
Цель: Создание условий для развития психических познавательных процессов. Задачи: -развитие у детей внимания, ассоциативного и логического мышления; — развитие творческих способностей дошкольников; -совершенствование коммуникативных навыков: умения грамматически правильно…

Занятия педагога-психолога со старшей группой ДОУ. Экспресс-тренинг «Сплочение, формирование навыков сотрудничества». Часть 3
У1 Упражнение на умение оказывать взаимопомощь и поддержку. Цель: Развивать умения помогать, поддерживать, оказывать помощь.

Занятия психолога. конспекты, нод, беседы с детьми — конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с уо старшего дошкольного возраста по

Публикация «Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия…»
Цель: развитие познавательной и эмоциональной сферы. Задачи: • развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать. • развивать представление о геометрических фигурах, учить различать их. • развивать зрительно-моторную координацию. • развивать…

Конспект активного занятия с родителями воспитанников старшей группы «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Белоснежка» Конспект активного занятия с родителями воспитанников старшей группы «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки» Подготовила воспитатель: Левандовская О. В. Цель: усвоение…

Занятие для детей старшей комбинированной группы «Удивительный мир эмоций и чувств»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 102 комбинированного вида» Эмоции в жизни ребенка «Удивительный мир эмоций и чувств» Занятие для детей старшей комбинированной группы Воспитатели: Кондакова Е.В, Бурлянова Л. Л….

Комплекс занятий по коррекции застенчивости у детей старшего дошкольного возраста с использованием психологических игр
Наиболее эффективное средство воздействия на застенчивых, неконтактных детей – групповые формы работы, целью которых является формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных…

Занятия психолога. конспекты, нод, беседы с детьми — конспект нод «полянка радости» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста

Статья «Конспект НОД «Полянка Радости» по развитию эмоционального…»
Цель: создавать условия для формирования представлений детей об эмоции радости. Продолжать формировать положительные эмоции с помощью улыбки.

Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога в старшей группе комбинированной направленностиКонспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога в старшей группе комбинированной направленности

Тренинговое занятие педагога-психолога с детьми старшей группы «Путешествие на планету «Фантазия»
Тренинговое занятие педагога-психолога с детьми старшей группы «Путешествие на планету «Фантазия»»! Цель: 1. Развитие дивергентного мышления детей дошкольного возраста (5-6 лет); Задачи: 1. Способствовать самовыражению дошкольников. 2. Сформировать способность вносить новизну в…

Занятие по ознакомлению с бытом коми «Истории из бабушкина сундука» с применением социо-игровой технологии (старшая группа)
Конспект «Клуба Сочинялок» Истории из бабушкина сундука Цель: развитие умения придумывать творческие истории выдумки, развивать память, фантазию, умение работать в команде. Демонстрационный материал: сундук, туес, шур шар, солонка, зиль –зель. Ход: Ребята, я вам расскажу, где я…

Занятия психолога. конспекты, нод, беседы с детьми — конспект открытого занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «чудесная страна эмоций»

Статья «Конспект открытого занятия по развитию эмоциональной сферы детей…»
Цель: — Развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований и личностного роста ребёнка, формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива. Задачи: — Создавать положительный…

Конспект психокоррекционного занятия для воспитанников с умственной отсталостью старшей группы «Спасая Белоснежку»
Конспект психокоррекционного занятия для воспитанников с умственной отсталостью старшей группы «Спасая Белоснежку».

Конспект занятия психолога для детей старшей возрастной группы «Близкие люди»
Конспект занятия психолога для детей старшей возрастной группы «Близкие Люди» Подготовил педагог психолог: Губанова Валерия Сергеевна Цель:

Конспект НОД «Где живет злость» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста
Цель: познакомить детей с эмоциями злости, гнева. Формировать умение детей анализировать свои поступки и через игру преодолевать агрессивность. Оборудование: игрушка Зайчика, пиктограммы, иллюстрации к сказке К. Чуковского: «Мойдодыр», аудио материалы, карта путешествия. Ход…

Занятия психолога. конспекты, нод, беседы с детьми — конспект психологического занятия по рисованию на песке для детей (5–6 лет) «песочный город эмоций»

Публикация «Конспект психологического занятия по рисованию на песке для детей…»
Конспект психологического занятия по рисованию на песке для детей (5-6 лет) Тема: «Песочный город эмоций». Цель — познакомить детей с эмоциями.

Занятие «Счастье и радость» (старшая и подготовительная группы, блок «Эмоции и чувства»)
Занятие «Счастье и радость» (старшая и подготовительная группы, блок «Эмоции и чувства») Приветствие. Дидактическая игра «Настроение и походка» Цель: способствовать снижению эмоционального напряжения, уменьшению тревожности, снятию мышечных зажимов. Покапаем, как мелкий, частый…

Занятие педагога-психолога по лексической теме «Осень» в старшей группе для детей с ТНР
Занятие педагога – психолога по лексической теме «Осень» в старшей группе для детей с ТНР Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, обогащение словарного запаса. Ритуал приветствия Психолог: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас. Протяните свои ладошки, чтобы я могла с вами…

Конспект коррекционно-развивающего занятия по укреплению психологического здоровья детей старшей группы «Грустная темнота»
Цель: укрепление психического здоровья, коррекция тревожного состояния, страха темноты и преодоление психического напряжения. Задачи: 1. снятие страха темноты путём проигрывания ситуации взаимодействия с предметом страха; 2. снятие психического напряжения, повышение уверенности…

Игровые приёмы

Игры являются мощным педагогическим приёмом решения поставленных задач в работе с детьми. Психолог использует этот способ взаимодействия с воспитанниками детского сада в нескольких видах:

  • для снятия эмоционального напряжения (например, игра «Обзывалки», в которой малыши передают друг другу мяч и придумывают необидные прозвища – «А ты огурец!», «А ты арбуз!», заканчивается игра кругом словами «А ты моя радость!»);
  • шутки-минутки или физкультпаузы (педагог разъясняет суть задания, дети выполняют движения под текст рифмовки);
  • для проживания эмоциональных состояний (в игре «Дожди» дети средней группы, собравшись в круг, по заданию психолога имитируют разные вида дождя — летний моросящий, ливень, с грозой, с ветром и т. д.);
  • для формирования навыка общаться без конфликтов (в игре «Дракон кусает свой хвост» малыши становятся друг за другом, первый — это голова, последний — хвост, первый старается схватить последнего, а задача остальных не расцепиться при этом);
  • для обучения действенным способам общения (в игре «Как нужно попросить игрушку» малыши работают в парах — один держит игрушку и отдаёт ей только тогда, когда действительно хочет это сделать, а второй подбирает такие слова, чтобы обладатель игрушки как можно скорее согласился с ней расстаться);
  • игры для социального признания (в игре «Король» каждый малыш на 3–4 минуты становится королём, чьи приказы, кроме обидных или унизительных, все остальные участники должны выполнить, после завершения круга педагог беседует с участниками о том, понравилось ли им быть королями и почему);
  • для снятия конфликтности (дети предлагают свои варианты способов примирения сказочных персонажей);
  • для развития чувственной сферы (в игре «Рассказы по фотографиям» дети описывают, какие чувства испытывают изображённые на фото люди, высказывают предположения относительно причин именно таких проявлений);
  • для нейтрализации агрессивности (в игре «Шарик» дети становятся в круг и имитируют надувание шарика, следят за тем, как он «увеличивается», затем малыши, поворачиваясь влево, вправо, показывают свои «шарики» друг другу);
  • игры с гиперактивными малышами (игра «Говори» предполагает, что малыш будет отвечать на разные вопросы, но только после команды педагога «Говори!», взрослый же специально делает паузы разной продолжительности между заданием и командой к ответу).

В публикации педагога Метелевой О.В. можно найти обширную подборку по каждому виду игр.

Использование икт

В контексте наглядности речь идёт о приёме показа: психолог организует для детей просмотр видеороликов или мультимедийных презентаций по теме. Так, для ребят 2–6 лет упражнение на развитие интуиции, чувственного восприятия, мышления можно представить в виде слайдов. В работе по развитию памяти с ребятами 3–6 лет игры и упражнения также могут быть оформлены в презентацию.

Например, обсуждая с малышами старшего дошкольного возраста вопрос о важности уступать друг другу, педагог предлагает посмотреть забавный ролик: животные, движущиеся навстречу друг другу, решают вопрос, как пройти узкий мост. После просмотра дети с помощью взрослого формулируют вывод о важности вовремя уступить, найти решение, которое устроит всех.

Как проводится психологическая диагностика детей

Психологическая диагностика детей на этом этапе оказывается определяющей для последующего выбора приёмов работы с малышами на занятиях по психологии. Анализ осуществляется по критериям сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер личности.

Как составить конспект открытого занятия по психологии

Методика создания сценария конспекта открытого урока по структуре не отличается от составления обычного. Различия касаются лишь некоторых элементов содержания:

  • в уроке не должно быть много игр, со структурой которых малыши незнакомы (приблизительно 1/3 новых и 2/3 уже опробованных);
  • занятие должно быть сюжетно завершено, поэтому лучше, если связанные между собой задания будут подаваться педагогом опосредованно, через сказочного персонажа.

Как составить рабочую программу по психологии

Психолог работает со всеми детьми ДОУ, поэтому программа разрабатывается для проведения занятий сразу с ребятами младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

В целевом разделе программы рассматривается:

  • миссия реализации программы;
  • принципы составления программы;
  • психолого-педагогические особенности детей разного дошкольного возраста;
  • панируемые результаты деятельности психолога.

Для каждой возрастной группы в рабочей программе указывается:

  • результаты психологической диагностики по образовательным областям («Познание», «Физическое развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие») с указанием диагностируемых параметров, названием методики и перечня методических источников для её проведения;
  • какая развивающая работа и психологическая коррекция по разным образовательным областям планируются;
  • календарно-тематический план работы (занятия по психологии проводятся 1 раз в неделю, начиная с первой младшей группы).

Пример составления рабочей программы по психологии, а также образцы составления календарно-тематических планов представлены в публикации педагога-психолога Долговой С.Г.

Картинки, игрушки

Иллюстрации по разным темам, стенгазеты и плакаты (для старших дошкольников, родителей) – всё это помогает детям легче воспринять и лучше запомнить материал занятия. Например, систематизируя с детьми старшей группы знания эмоций, на уроке обязательно должен быть плакат с изображением основных переживаний: радости, грусти, волнения и пр. А также, если нет подходящих игрушек, в виде картинок к детям могут приходить персонажи-гости.

Что касается игрушек, то в кабинете психолога должна быть одна постоянная игрушка, хорошо знакомая детям, которая презентовала бы тот или иной проблемный вопрос, то есть мотивировала бы малышей на работу. К примеру, Петрушка может стать «героем» занятий в младшей группе, который:

  • скучает по маме и отказывается кушать;
  • не хочет делиться игрушками;
  • кусается (щипается, толкается и т. д.).

Конспект индивидуального развивающего занятия педагога-психолога для работы с ребенком дошкольного возраста. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру

Татьяна Колпакова
Конспект индивидуального развивающего занятия педагога-психолога для работы с ребенком дошкольного возраста

Конспект индивидуального занятия (для работы с ребенком 5-6 лет)

Приготовила: педагог-психолог д/с № 6 Колпакова Т. В.

Тема «Сказка на песке»

Цели:

— Снятие психоэмоционального напряжения у ребенка.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

Задачи:

1. Улучшение психологического самочувствия ребенка.

2. Формировать у ребенка представления об окружающем мире.

3. Разыграть сказку, используя песок и мелкие игрушки.

4. Способствовать развитию интеллектуальных возможностей ребёнка, памяти, внимания, воображения.

5. Формирование навыка экспериментирования с песком.

Оборудование:

Солнышко и тучка из цветного картона, песочница, палочки для рисования на песке, маленькие игрушки насекомых, две мышки.

1. Упражнение для снятия психоэмоционального напряжения, напряжения с мышц пальцев рук.

Психолог:

Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой.

Залезай в него,дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.

Давай мы с тобой погрузим пальчики в песок, и будем сжимать разжимать кулачки. Создадим с тобой «волны»

2. Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница.

Психолог говорит и одновременно показывает движения ребенку, ребенок повторяет слова и движения за психологом.

«Идёт медведь» — кулачками и ладонями с силой надавливать на песок. Мишка косолапый.

По лесу идет, Топ-топ-топ…

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

«Ползёт змея»ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

«Бежит сороконожка»ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

3. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Ручки сильные,

Ручки крепкие,

Десять пальчиков

И все цепкие.

Пальчик большущий,

Пальчик здоровущий.

Ты расти – вырастай

Силу, ум развивай

Пальчик указательный

Разумный и внимательный.

Ты расти – вырастай

Ума – разума нам дай.

Вот и средний пальчик наш,

Мы его потрем сейчас!

А теперь потрем мы пальчик

Безымянный великанчик,

Ты давай расти скорей,

Скажешь имя поскорей.

Вот мизинчик маленький –

Подрастай мой славненький

4. Сказка «Мышонок, который всего боялся»

Психолог: Рассказывает сказку, ребенок должен используя имеющиеся игрушки, выполнять действия по сценарию сказки.

Жил был в норке (предварительно с ребенком необходимо построить норку) маленький мышонок, он боялся всего на свете, боялся дождика, капли которого часто проникали в его норку (ребенок делает дождь из песка, он боялся ветра, солнца, насекомых, которые часто пытались залезть в норку к мышонку. Он так и сидел, пока однажды не услышал, как кто-то недалеко от норки кричит. Это был другой мышонок, который попал в беду, он упал в ямку, и теперь не мог выбраться, пищал и звал на помощь. Трусливому мышонку очень хотелось помочь бедняжке, но он все еще боялся выйти из своей норки. Мышонок так кричал, так звал на помощь, что мышонок больше не мог сидеть и ждать. Он потихоньку начал выходить из своей норки, шаг за шагом, оглядывался по сторонам, боялся каждого шороха и звука, но помочь хотелось сильнее, и он храбро двигался вперед. Наконец, мышонок был у цели, он сказал другому мышонку, что больше беспокоиться не нужно, и помог ему выбраться. С тех пор мышонок ничего не боялся, а с другим мышонком, они стали хорошими друзьями.

5. Обсуждение с ребенком занятия.

— Что тебе сегодня понравилось на занятии?

— Следы, каких животных, ты сегодня изображал?

— Чего боялся мышонок?

— Что помогло справиться мышонку со своим страхом?

— Как бы ты поступил, если кому, то была бы необходима твоя помощь.

Использованная литература:

1. Практикум по песочной терапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Чудеса на песке»

Краткосрочные проекты

К первым относятся:

Методика организации занятия по психологии

Как и урок любого образовательного направления, занятие по психологии организуется на основании документации, в которой описаны принципы и требования к способам реализации целей и задач работы психолога в ДОУ. И, прежде всего, это рабочая программа, опирающаяся на образовательную программу детского сада и на рекомендации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а также целый ряд нормативных документов.

Наглядные приёмы

Поскольку зрительный канал восприятия у дошкольников является самым информативным, пренебрегать обеспечением достаточного уровня наглядности на занятиях, а также рекомендациями по оформлению кабинета психолога и соответствующей зоны предметно-развивающей среды педагогу нельзя.

Несколько слов о терминологии

Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся

  • память;
  • мышление;
  • речь;
  • воображение;
  • восприятие.

Объяснение

Это приём на занятиях по психологии сводится в основном к тому, что педагог разъясняет суть упражнения или порядок игровых действий. Так, например, в средней группе на занятии «Подарок для Ёжика» психолог предлагает малышам сыграть в игру, развивающую координацию, внимание, воображение и восприятие, «Дикие и домашние животные».

Объяснение условий можно сформулировать так: «Ребята, давайте поставим стулья так, чтобы они образовали круг. Теперь занимаем свои места. Я буду показывать вам картинки с животными, а вы, увидев домашнюю зверушку, должны будете похлопать руками по коленям. Если же я показываю дикого зверя, то вам нужно потопать ногами».

Организация психологической зоны в группе

Педагогу-психологу, как правило, выделяется отдельный кабинет в детском саду. Однако зачастую это помещение небольших размеров, поэтому пригодно только для проведения индивидуальных занятий. И основная работа проводится в помещении групп, поэтому одна из зон предметно-развивающей среды организуется под работу психолога, где оборудование и материалы группируются под направления работы с психологом.

Полезные психологические упражнения с ребенком дома

У каждого ребенка свой характер. Одни дети раскованные и общительные, другие замкнутые и скрытные. Но и тем и другим иногда требуется психологическая помощь, чтобы успешно общаться со сверстниками и взрослыми, иметь возможность самореализоваться, поверить в свои силы, повысить самооценку и т.д.

В работе психолога, проводящего детские тренинги всегда в копилочке есть лучшие упражнения, которые работают.  Я хочу поделиться с вами упражнениями, которые можно проводить дома со своим ребенком. Упражнения проводились на тренингах для детей 7-10 лет. Выбранные упражнения показали свою эффективность, нашли активный отклик у детей, позволили  узнать гораздо больше, чем было запланировано. Упражнения направлены на лучшее понимание собственных детей, улучшение качества общения и эмоционального фона в семье.

Первое упражнение называется «Имя». Имя — это как бы часть тебя. Для любого человека звук его имени является самым важным звуком человеческой речи. Именно этот звук повторяется на протяжении всей нашей жизни и выделяет любого человека среди других.

Попросите ребенка нарисовать цветок. В центр цветка вписать свое имя, на лепестках — ласкательные производные от имени или семейные прозвища, внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к ребенку, когда сердится. Расспросите своего ребенка, какое имя  больше всего нравится, кто его называет так? Какое имя не нравится? А что обозначает его имя?

Результат:

  • Улучшение контакта, положительные эмоции
  • Повышение самооценки
  • Родитель также получает информацию о том, кто для ребенка является важным в семье, как ребенок относится к членам семьи, что не нравится.

Кроме этого, такое упражнение может стать началом исследования значения имени ребенка и имен всех членов семьи, изучения семейного генеалогического дерева))

 Что такое настроение, как понять, что огорчает ребенка, и как лучше поднять ему настроение, какие методы регуляции будут для него лучше.

Следующее упражнение, о котором я хочу рассказать, вы можете провести дома со своим ребенком, во время обсуждения настроения и чувств.

«Сундук того, что меня огорчает»

«Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты можешь положить в этот сундук все, что тебя огорча­ет или сердит, и там это будет надежно заперто. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать, ты можешь достать это из сундука. А когда закончишь — можно положить это обрат­но. Нарисуй или построй свой сундук. Затем нарисуй или создай изображения того, что тебя огорчает или сердит, и положи их в сундук».

Рядом ребенок рисует сундук того, что его радует. Можно назвать его  «Ларец счастья».  Представь, что тебе дали волшебный ларец. В этом ларце могут находится только радостные вещи. Ты можешь положить в этот ларец только то, что тебя радует, и там все это будет в сохранности. Ты можешь заглянуть в свой ларец в любой момент, когда тебе нужно взбодриться. Что ты положишь в ларец? Закрой глаза и подумай о том, что доставляет тебе радость и счастье. Нарисуй свой ларец счастья. Наполни его изображениями того, что тебе нравится.

Стимулируйте наполнять оба сундука не только материальными радостями и огорчениями. Говорите о чувствах, отношениях, дружбе и предательстве. Это хороший повод к откровенному разговору

Результаты:

Вы поймете, мотивационные потребности ребенка, его ценностные ориентации, способы, с помощью которых можно стимулировать ребенка к учебе. Также в рисунках можно увидеть, насколько ребенок креативен, необычен, ориентирован на уникальность, как он передает информацию и какое у него мышление.

Практические приёмы

Задания такого вида являются очень продуктивными способами достижения целей и решения задач по психологии. К практическим приёмам относятся:

  • рисунки (в двух вариантах — как средство выполнения задания, например, при проведении индивидуального рисуночного тестирования, и как способ отобразить суть занятия, например, нарисовать героя занятия, к примеру, Волка, Медведя, мальчика Петю, девочку Машу и др.);
  • аппликации, поделки (применяются тогда, когда тема занятия довольно обширна, а выполнение рисунка как раз таки также способствует развитию воображения, выделение ключевой для конкретного занятия темы и пр.);
  • проекты (в виде стенгазет, буклетов и пр.), посвящённые конкретизации проблемы какой-либо темы, например, «Герои сказок, которые в начале были злые, а потом подобрели» при рассмотрении вопроса о добре и зле.

Приёмы на занятиях по психологии

Педагог-психолог, реализуя цели и задачи своей области деятельности, в работе использует группы приёмов, которым пользуются все педагогические работники детского сада. А точнее:

  • наглядными для упорядочивания и реализации чувственного восприятия объектов окружающего мира, а также с целью мотивировать малышей на работу;
  • речевыми для упорядочивания и осуществления мыслительной деятельности малышей;
  • практическими для упорядочивания и реализации практической активности ребят;
  • игровыми в качестве основной формы взаимодействия с детьми.

Рассмотрим набор приёмов для каждой из этих групп.

Проектная деятельность по психологии

Если занятие по психологии — это непосредственная образовательная деятельность в рамках последовательного освоения рабочей программы, которая регулярно реализуется в установленный для возрастной группы временной промежуток, то разработка проекта по психологии предполагает продуктивную деятельность ребёнка (возможно, совместно с родителями и/или педагогом), направленную на разработку отдельного аспекта темы. Как и по любому другому образовательному направлению, проекты по психологии могут быть краткосрочными или долгосрочными.

Проекты, разрабатываемые длительное время

Для их организации требуется больше времени с чётким обозначением трёх этапов разработки темы:

  • подготовительного;
  • реализующего замысел;
  • отчётного.

Иллюстрацией к каждому из этих этапов может быть проект Герасимович Т.А. «Неделя психологии».

Роль психолога в работе с детьми переоценить сложно. Работа этого специалиста направлена на определение и коррекцию развития психологических функций малышей, а также оказание помощи воспитателю относительно выработки общей стратегии образовательной деятельности с ребятами разных возрастных групп.

Психологический анализ занятия в детском саду

Занятия любой образовательной направленности обязательно подвергаются двум формам анализа: самоанализу, который выполняется педагогом после каждого урока, и анализу присутствующих, который осуществляется после открытых занятия, обычно организуется 1–2 раза в год.

Алгоритм его проведения един и для самоанализа, и для анализа присутствующими.

Выводы по анализу формулируются в свободной форме по плану, определённому схемой, и могут быть оформлены либо в виде таблицы, либо в виде связного текста. Элементы такого анализа можно найти здесь.

Развивающие занятия психолога с детьми 4-6 лет | план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: | образовательная социальная сеть

Пример психологического занятия.

Цель:

Материалы и оборудование:

Ход занятия.

  1. Оргмомент.  Цветные домики.

Показывая домики  вместе с детьми называем цвета (красный оранжевый, желтый, синий, зеленый). Кто может жить в таком домике? (В красном – помидор, роза, в желтом – цыпленок, одуванчик и т.д.)

2. В сказочном царстве.

Это задание нацелено на развитие зрительной памяти. Рассказывая историю, просим детей называть то, что нарисовано  на карточке. В конце рассказа все карточки переворачиваем  и попросим  вспомнить по очереди, что на них было изображено.

История.

Стояло на полянке дерево, а под деревом рос гриб-боровик. Грустно ему было одному. Вот однажды небо нахмурилось, на нем появились большие тучи и пошел сильный-сильный дождь. Про такой дождь люди говорят : « Льет как из ведра!». Подбежал к грибу-боровику муравей, спрятался от дождика под его шляпкой. Прилетела божья коровка, тоже спряталась под грибком и стала промокшие крылышки сушить. Кончился  дождик, выглянуло солнышко. «Спасибо тебе, — сказала божья коровка, — ты меня как зонтик от дождя укрыл». «А еще ты похож на парашют, с которым люди с самолета прыгают. Такой же большой и красивый», — добавил муравей. Радостно  стало грибу от того, что он такой красивый и полезный. А потом прискакала белка и унесла гриб-боровик в свое дупло. Там ему с другими грибами веселее будет!

Карточки: дерево, гриб, туча, ведро, муравей, божья коровка, зонт, парашют, белка, дупло.

3. Загадки.

        Сначала  предлагаем детям разгадать загадки, затем определяем в разгадке, дикое животное или домашнее.

4. «Обводилки».

Раздаем каждому ребенку. Дети с помощью разноцветных карандашей помогают шарикам стать веселыми и красивыми.

«Разноцветные шарики».

Решил как-то бельчонок порадовать своих друзей и подарить им разноцветные воздушные шарики. Позвал он зайчонка, медвежонка, ежонка, мышонка и лягушонка. Показал бельчонок зверятам шарики и попросил каждого выбрать тот из них, который ему понравится больше всех. Зайчонок выбрал оранжевый шарик, потому что он напоминал ему его любимую морковку. Медвежонку понравился малиновый шарик, который был такого же цвета, как сладкая лесная малина. Ежонок как увидел красный шарик, так сразу закричал: «Можно я возьму красный – он похож на шляпку подосиновика, а это мой самый любимый гриб!». Мышонок заметил, что желтый шарик больше всего похож на его любимый сыр. Лягушонок  попросил  подарить ему голубой шарик, который был такого же цвета, как вода в пруду, в котором он жил вместе с мамой, папой, сестренками и братишками. А себе бельчонок взял зеленый шарик, потому что он был похож на листочки деревьев, среди которых он прыгал и играл все лето.

       — А ваши шарики кому могут понравится? Дети отвечают по очереди.

Развивающие занятия психолога с детьми 4-6 лет | План-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: | Образовательная социальная сеть    Развивающие занятия психолога с детьми 4-6 лет | План-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: | Образовательная социальная сеть      Развивающие занятия психолога с детьми 4-6 лет | План-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: | Образовательная социальная сеть   Развивающие занятия психолога с детьми 4-6 лет | План-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: | Образовательная социальная сеть

5 . Найди лишнее.

Дети отыскивают лишнюю картинку из четырех и объясняют, почему она является лишней.

Корова, коза, кот, лиса;

Тюльпан, береза, роза, ромашка.

Смородина, малина, апельсин, крыжовник.

Воробей, соловей, собака, ворона.

6.Чем они похожи?

На столе пары картинок. Найти в них что-то похожее. Приветствуются все соответствующие находки.

Кот и сом (есть усы).

Кит и слон (самые большие животные).

Книга и дерево (у них есть листы – листья).

7. Рефлексия (подведение итогов).

Дети благодарят друг друга за общение и говорят о том, что им больше всего понравилось на занятии. Важно, чтобы дети учились видеть достижения окружающих и радоваться им.

Речевые приёмы

Развитие речи у малышей напрямую связано с совершенствованием психологических функций. Поэтому слово выполняет только задачу передачи информации детям, но и выступает в качестве инструмента воздействия на ребёнка с целью формирования у него богатого словарного запаса, воспитания культуры общения.

Сказки

Сказкотерапия — это отдельное направление психологии, воздействующее на психику малыша с целью коррекции проблем личностного развития. Например, сказки для борьбы со страхами, с жадностью и пр. Интересные примеры историй на разные темы представлены в картотеке сказок для малышей.

Стихотворения

Стихотворения на занятиях по психологии обычно используются в качестве ритуала приветствия, то есть для мотивации малышей. Например, во второй младшей группе на уроке, посвящённом изучению многообразия эмоций, педагог вводит малышей в тему стихотворением о короле Боровике:

  • Шёл король Боровик Через лес напрямик Он грозил кулаком И стучал каблуком. Был король Боровик не в духе: Короля покусали мухи.

После того как малыши прослушали рифмовку, педагог задаёт вопрос о настроении, в котором пребывал король, и, выслушав, ответы детей, предлагает проиллюстрировать действия Боровика по тексту стихотворения. Увидев много «сердитых Боровиков», психолог берёт волшебную палочку и приглашает ребят присоединиться к созданию хорошего настроения у всех присутствующих. Таким образом, дошкольники оказываются включёнными в сюжет занятия, а значит, в разработку темы.

Суть деятельности психолога в доу

Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.

Формы психологических занятий в доу

В практике работы детских садов в зависимости от принципа классификации, положенного в основу, проводится целый ряд форм занятий по психологии.

Цели и задачи занятий по психологии в детском саду

Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:

  • развивать психологические функции малышей;
  • способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе);
  • оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение);
  • диагностировать уровень интеллектуального развития детей;
  • заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях).

Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.

Чтение и обсуждение прочитанного

Чтение может быть формой индивидуальной работы: ребёнок зачитывает отрывок, который ему показал педагог. Либо же групповой, когда дети самостоятельно ищут информацию в тексте по заданию взрослого.

Занятия психолога. конспекты, нод, беседы с детьми — итоговое занятие «посуда» в старшей группе с использованием социо-игровых методик

Статья «Итоговое занятие «Посуда» в старшей группе с использованием…»
Итоговое занятие по теме «Посуда» в старшей группе с использованием социо-игровых методик. Цель. Обобщение знаний детей по теме «Посуда».

Конспект занятия педагога-психолога с детьми 5–6 лет «Большая радость, маленькая грусть»Конспект занятия педагога-психолога с детьми 5–6 лет «Большая радость, маленькая грусть»

Конспект ОД «Радость послушания» в старшей группе в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Организованная образовательная деятельность в старшей группе в рамках реализации программы духовно – нравственного воспитания «Социокультурные истоки» Тема: «Радость послушания» Цель: Создать условия для освоения духовно – нравственной категории «Вера» посредством сказок….

Занятия педагога-психолога со старшей группой ДОУ. Экспресс-тренинг «Сплочение, формирование навыков сотрудничества» Часть 2
У1. Пять островов (для детей с 5 лет) Цель: активизация внимания и физической активности, развитие способности к кооперации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector