Специфика работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организации | Методическая разработка по психологии на тему: | Образовательная социальная сеть

Организация работы педагога-психолога в доу. цели, задачи, направления. программно-методическое и диагностическое обеспечение. | методическая разработка на тему: | образовательная социальная сеть

автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры городской округ город Радужный.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В ДОУ

Подготовил:

Педагог-психолог

Музыка О.И.

г. Радужный

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Цель, задачи, направления.

        Цели и направления:

1. Создание максимально благоприятных условий, обеспечивающих интеллектуальное, личностное и физическое развитие детей. Учет индивидуального развития ребенка при освоении основной общеобразовательной программы.

2. Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности.

3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. 

4. Обеспечение единства и взаимодополняемости  психологических и педагогических методов воспитания и обучения. Координация деятельности взрослых по отношению к ребенку и прогнозирование положительного результата в освоении основной общеобразовательной программы.

5. Создание социокультурной среды в ДОУ, соответствующей индивидуальным, возрастным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

        Задачи:

  1. Сохранение психологического здоровья детей.
  2. Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
  3. Разработка и реализация групповых психопрофилактических программ.
  4. Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.
  5. Консультационная работа с родителями и педагогами.
  6. Разработка и реализация программы родительского клуба «Семья- Я», повышение психолого-педагогической культуры взрослых.
  7. Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
  8. Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, мониторинг развития.
  9. Подбор психологической литературы для самообразования родителей.
  10. Разработка рекомендаций «Психолого-педагогические требования к занятиям с дошкольниками».

Направления

Психодиагностическая работа.

        Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

        Познавательная сфера

  1. Мышление;

— наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);

— логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).

2. Память;

— запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.

3. Восприятие;

— формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.

4. Мелкая моторика;

— мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психологической деятельности.

Эмоционально-волевая сфера

  1. Проявление агрессивного поведения.
  2. Страхи.
  3. Повышенная тревожность
  4. Симптомы психосоматики.
  5. Эмоциональный комфорт в детском саду.
  6. Личностная и волевая готовность к школе.

Коммуникативная сфера

Социометрия группы.

По результатам диагностики организуется подгрупповая работа и индивидуальная коррекционная работа.

Психодиагностические методики используются для работы по индивидуальным запросам педагога и родителей.

        В ДОУ разработана единая схема диагностических методик познавательной и эмоциональной сферы.

Диагностические методики индивидуального  

психологического развития детей дошкольного возраста.

Иссле-

дуемый

параметр

Методи-

чекие

средства

(методики,

тесты).

Описание

методики

Критерии

оценки

Источник

(литература).

1

2

3

4

5

Простран-

ственные

представ-

ления и

зрительно-

моторная

координация

Тест

Бендера

Предлагается пять моделей геометрических фигур, каждая нарисована на карточке размером 10х15 см. Испытуемому дают лист белой бумаги форма А4, карандаш и просят скопировать рисунки как можно точнее.

Рисунки оцениваются по трем параметрам:

— выполнение углов;

— ориентация элементов;

— взаимное расположение элементов.

Каждый параметр оценивается от 0 до 3 баллов.

Полученные результаты сравниваются с возрастными нормативами:

6 лет: 22-30 балл

7 лет: 24-32 балл

Психологическое обследование детей дошкольного — младшего школьного возраста:

Тесты и методическое пособие. М., 2003

Произ-

вольность

(умение

управлять

своими

действия-

ми, кон-

тролиро-

вать пра-

вильность

их выпол-

нения в

соответ-

ствии с

заданными

правилами).

Лабиринты

(автор Д.

Векслер)

Предлагается несколько лабирин-

тов возрастающей сложности. Необходи-

мо найти выход в каж-

дом (на один лабиринт

— 1 мин), соблюдая ряд правил:

— в течение всего поиска не отрывать карандаш от бумаги;

— не задевать линии лабиринта;

— не пересекать их (каждое касание – ошибка, каждый поворот назад – ошибка)

Высокая – работа без ошибок.

Средняя – 1 ошибка в одном лабиринте.

Низкая – более 2-х ошибок в одном лабиринте

Чередникова Т. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических  тестов. СПб., 2004

Мышление

(выделение

существен-

ных признаков

предметов и соотнесение их по этим признакам).

Самое непохожее (автор Л. Венгер).

Используют 8 геомет-

рических фигур, разли

чающих по форме, величине, цвету: 4 треугольника, 4 прямоугольника. Четыре предмета одного цвета (один треугольник маленький, второй  — большой; один прямоугольник маленький, второй – большой). Остальные другого цвета. Взрослый раскладывает фигуры в ряд в произвольной последовательности и просит сказать, чем они отличаются друг от друга. Затем одну фигуру вынимает из ряда и просит найти среди остальных самую непохожую на нее. Ребенок выполняет задание с 2-3 фигурами.

Высокая – преоб

ладание выбора по трем признакам и название одного двух.

Средняя – преобладание выбора по двум признакам и название одного.

Низкая – преобладание выбора по одному признаку без называния.

Психолог в дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности. М., 2002

Наглядно- действенные формы мышления, уровни сформирован-

ности идеен-

тификации и  моделирова-

ния.

Доска

Сегена

Вкладывание деталей в доску с углублениями — пазами

3-4 года:

В – примерива-

Ние;

С – целенаправ-

Ленные пробы;

Н – силовые приемы.

4-5 лет:

В – зрительное соотнесение;

С – простые фигуры (круг, квадрат) зрительно

Соотносятся с прорезями, а сложные примериваются, в том числе не соответствующим нужным прорезям;

Н – силовые приемы, ошибки.

Усанова О. Лилия. М., 1994, с 13.

Сравнение и установление тождества объектов на материальном уровне.

Почтовый ящик

Вкладывание объ-

емных деталей в коробку с прорезями

3-4 года:

В – примеривание

С – целенаправ-

ленные пробы;

Н – силовые приемы.

Усанова О.

Лилия. М., 1994, с 13.

Наглядно –

образное мышление, способность соотнесения частей и целого.

Разрезные

картинки

Складывание разрезных картинок:

3-4 года: 2,3 части разрезанные вдоль и поперек;

4-5 лет: 4,5 частей под прямым углом;

5-5,5 лет: 4,5 неравных частей

В – зрительное соотнесение;

С – правильное сложение, прикладывание с разворотом;

Н – соединяет части без анализа полученного целого.

Усанова О.

Лилия. М., 1994, с. 14

Уровень интеллек-

туального

развития

Матрицы

Равена

Заполнение пробела в матрице:

Серия А-4: 4-5 лет

Серия А, АВ: 5-6 лет

Серия А, АВ, В:

6-7 лет

4-5 лет:

В —  10-12 баллов;

С —  6-9 баллов;

Н – ниже 5 баллов;

5-6 лет:

В – выше 24 баллов;

С – 14-23 балла;

Н – ниже 13 баллов.

6-7 лет:

В – 28-36 баллов;

С – 23-27 баллов;

Н – 17-22 балла

Усанова О.

Лилия. М., 1994, с.22

Исключе-

ние

предметов

Выбор одного предмета, не относящегося к категории:

4-5 лет:

5 шт. (явное несоот-

ветствие)

5-6 лет:

5 штук

6-7 лет:

7 штук

В – 5 штук

С – 4-3 штуки

Н – 2 штуки

В – 7 штук

С – 6-4 штуки

Н – 3 штуки

Усанова О.

Лилия. М., 1994, с.31

Способность

Понимать

Связь событий и строить умозаклю-

чения

Серия сюжетных картинок

Установление последовательности событий

См. источник

Усанова О.

Лилия. М., 1994, с. 32

Восприятие

(способность

Устанавливать

Сходство и различие между зрительно воспринима-

емыми изобра

жениями)

Какая фигура не подходит

Предлагается 3 тестовых лиса:

1. Изображены 4 одинаковые по форме и цвету фигуры, но одна из них  отличается по величине (3 маленькие фигуры, 1 большая).

2. Изображены 4 одинаковые по форме и величине фигуры, но одна из них другого цвета.

3. Изображены 4 одинаковые по величине и цвету фигуры, но одна из них иной формы.

Ребенку задают вопрос: «Какая фигура не подходит?» и просят сказать, чем она отличается от остальных

Высокая – выбор 3-х признаков (величина, цвет, форма) и называние одного-двух.

Средняя – выбор 2-х признаков и называние одного.

Низкая – выбор одного признака без называния.

Забрамная С.

Практических материал для проведения психолого-

педагогического обследования детей. М., 2002

Возможность моделиро-

Вания с учетом величины деталей

Пирамидка

Разбор и складывание пирамидки

В – зрительное соотнесение;

С – примеривание

Н – сбор без учета величины;

Усанова О.

Лилия. М., 1994, с. 12

Зрительное восприятие

Таблица предмет-

ных изображе-

ний и их силуэтные  эталоны

Узнавание силу –

этных  форм

См. источник

Усанова О.

Лилия. М., 1994, с. 66

Соотношение свойств предметов и заданных эталонов

Эталоны

Предъявляются 4 страницы, на каждой 16 картинок, изображающих различные предметы. Внизу дана фигура-эталон, на каждой странице эталоны разные

Максимальный балл – 32.

Ошибки: непра-

вильно отмечен-

ная картинка, неотмеченная нужная картинка. За каждую ошибку вычитается один балл.

В – 29-32 балла;

С – 20-28 баллов;

Н – менее 20 баллов.

Диагностическая работа в детском саду.

Ростов н/Д, 2005

Кратковремен-

ная непроизволь-

ная память

Узнавание фигур

Для запоминания предлагается колонка из 3 абстрактных стимулов. Время экспозиции 15 с. Затем ребенку предъявляется таблица (9 стимулов), среди которых он должен найти 3 знакомых стимула

Высокая – все 3 стимула узнаны правильно, без ошибок.

Средняя – правильно узнано 2 стимула.

Низкая – правильно узнан 1 стимул.

Исследовние особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Авт.-сост. Н. Семаго,

М Семаго. М., 2001

Состояние кратковремен-

ной  памяти

Десять слов Методика А. Лурия

Ребенку для запоминания предлагается ряд из 10 односложных, не связанных между собой слов

В — 9-10

С – 6-8

Н – 1-5

Волков Б.С. Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. М., 2004

Готовность к школе

Определе-

ние мотивов учения (автор М. Гинзбург)

Ребенку читают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступают в качестве личностной позиции одного из персонажей. После каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит ему внешней опорой для запоминания. Мотивы обучения в школе:

— учебный;

— социальный;

— позиционный;

— внешний;

— игровой;

— оценочный

Тип мотиваций ребенка. Ученики ориентируются на учебный мотив.

Дети псевдо-

Учебный типа – на социальный мотив.

Дошкольники выбирают игровой мотив.

Псевдоученики – внешний или оценочный мотив.

Поливанова К. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М., 2003

Сформирован-

ность внутренней позиции школьника

 Беседа о школе (автор Т. Нежнова)

Ребенку рассказывают истории про школу. В конце каждой задается вопрос: «Что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой?» Все ответы ребенка делятся на две категории – А и Б

В ответах детей учебного типа преобладает категория А.

В ответах детей псевдоучебного типа – категории А и Б представленных в равных долях.

Дошкольники выбирают преимущественно ответы категории Б.

Псевдоученики обычно выбирают ответы категории А, но ответы на вопросы 4 и 5 могут содержать и Б

Павлова Т.

Диагностика готовности к школе. М., 2006

Мелкая моторика

Определе-

ние уровня развития мелкой моторики

Ребенок сидит за столом. Его ладони с разведенными пальцами размещают на листе бумаги. В случайном порядке ребенку указывается палец, который он должен поднять (начиная с правой руки).

Стрелочками отмечается количество синкинезий – лишних движений других пальцев (от «нужного» к «ненужному»)

Подсчитывается среднее по двум пробам количество синкинезий и сравнивают с возрастными нормативами:

6 лет – 9 синкине-

зий;

7 лет – 6 синкине-

зий

Нижегородцева Н.

Психолого-

Педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001

Мелкая моторика

Нарисуй окружность

Предлагается нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3-3,5 см

Высокая – ребенок справляется с заданием.

Средняя – рисует вместо круга овал, либо окружность меньшего размера, но одним движением.

Низкая – рисует вместо круга овал, либо окружность меньшего размера, фиксирует руку на плоскости. Рисует в несколько  приемов, переоди

чески передвигая руку

Нижегородцева Н.

Психолого-

педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001

Мелкая моторика

Пальцевые пробы

Просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика (сделай вот так)

Высокий – выполнение изолированных движений пальцев.

Средний – удаются не все пробы, пальцы напряжены или, напротив, вялые.

Низкий – пальцы сгибаются и разгибаются только вместе.

Нижегородцева Н.

Психолого-

педагогическая готовность к школе. М., 2001

Мелкая моторика

Моторика пальцев (автор Н. Озерецкий)

В 3 года – взять кубик большим и указательными пальцами.

В 4 года – на стол ставится коробка размером 10х 10 см. На расстоянии 5 см от нее в беспорядке раскладываются 20 монет (диаметром 2 см). По сигналу ребенок должен уложить все монеты по одной в коробку: ведущая рука – 1,5 с, друга рука – 20 с.

В 5 лет – на столе 2 спичечных коробка по 10 спичек около них.

Одновременно двумя руками уложить спички в два коробка.

Контрольное время – 20 с.

Высокий – ребенок справляется с заданием в установленное время.

Средний – ребенок справляется с заданием, но использует дополнительное время.

Низкий – не справляется с заданием

Крюкова С. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. М., 2002

Готовность к школе

Исполь-

зуются три методики

Развитие интеллекта

1. Рисунок человека

Ребенку дают карандаш, лист бумаги и просят нарисовать человека целиком

Для определения степени готовности к школе проводится оценка выполнения задания.

За каждую задачу ребенок получает от 0 до 2 баллов

Венгер А., Цукерман Г. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001

Произволь-

Ность в регуляции деятельности

2. Оразец и правило (автор Л. Венгер)

Предлагается выполнить ряд заданий на тестовом листе. Каждое задание представляет собой фигуру – образец и расположенные справа от нее точки разной формы. Необходимо соединить точки так, чтобы получилась фигура как на образце. Правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками

Умение действовать строго по инструкции

3. Графичес-

Кий диктант (автор Д. Эльконин)

По словесной инструкции взрослого ребенок рисует узор на листе бумаги в клеточку с нанесен-

ными  4 точками.

Каждый из узоров оценива-

ется от 0 до 4 баллов. По результатам 3-х тестов выводится итоговый уровень готовности.

Павлова Т. Диагностика готовности ребенка к школе. М., 2006

Протокол обследования детей

младшего дошкольного возраста

Дата обследования _________________ Группа № _____________________

Фамилия имя ребенка _____________________________________________

Возраст ребенка ___________________________________________________

Мама ____________________________Папа ___________________________

1. Пирамидка:

— неспецифические манипулятивные действия (стучит об пол, подносит к уху) ______________________________________________________________;

— простое манипулирование (познавательное) __________________________;

— силовая проба (вдавливает, не учитывает свойства предметов) ___________;

— целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения) _________________________________;

— примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их)_____________;

— зрительное соотнесение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы) ________________________________________________;

  1. Почтовый ящик:

— неспецифические манипулятивные действия (стучит об стол, подносит к уху, использование вкладыша не по назначению) _______________________;

— простое манипулирование (познавательное) __________________________;

— силовая проба (действие силой, толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь) __________________________________________________________;

— хаотическая проба (совмещает пробные и силовые способы выполнения задания, переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру) _______________________________________________;

— целенаправленная проба (замечает ошибки, исправляет их и находит верное решение) _________________________________________________________;

— примеривание (ориентируется на форму прорези и фигуры, еще не может соотнести формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези)_________________________________;

— зрительное соотнесение (соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру с нужной прорезью, разворот фигур при этом производит в воздухе) __________________________________________________________________;

3. Доска Сегена:

— неспецифические манипулятивные действия (стучит об стол, подносит к уху) ______________________________________________________________;

—  простое манипулирование (познавательное) __________________________;

— силовая проба (вдавливает, не учитывает свойства предмета) ____________;

— целенаправленная проба (замечает ошибки, исправляет их и находит верное решение) _________________________________________________________;

— примеривание (еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их) ____________;

— зрительное соотнесение (сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы) ________________________________________________;

4. Разрезные картинки:

— совершает целенаправленные действия _______________________________;

— соединяет части без анализа полученного целого ______________________ ;

— прикладывает с разворотом ________________________________________ ;

— зрительно соотносит части без прикладывания ________________________;

5. «Темные силуэты» ______________________________________________;

6. Мелкая моторика _______________________________________________;

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог:                                                                         О.И. Музыка

Протокол обследования детей

старшего дошкольного возраста

Дата обследования _______________________Группа № ___________________________

Фамилия и имя ребенка _______________________________________________________

Возраст ребенка ______________________________________________________________

Мама ___________________________________Папа ________________________________

1. 10 слов (слуховая память)

2. Матрицы Равенна:

Серия А                                                       Серия АВ                                        Серия В

1-                                                                    1-                                                       1-

2-                                                                    2-                                                       2-

3-                                                                    3-                                                       3-

4-                                                                    4-                                                       4-

5-                                                                    5-                                                       5-

6-                                                                    6-                                                       6-

7-                                                                    7-                                                       7-

8-                                                                    8-                                                       8-

9-                                                                    9-                                                       9-

10-                                                                10-                                                      10-

11-                                                                11-                                                      11-

12-                                                                12-                                                      12-

3 Эталоны:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Последовательные картинки:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Лабиринты:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Классификация (4-й лишний):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Тест Бендера:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог                                                                                               О.И. Музыка.

Психопрофилактическая работа

        Работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основные направления: развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации; развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений; развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами); развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний. Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиолигическими особенностями детей. Работа проводится по подгруппам. Предпочтение отводится групповым играм. В случае, если ребенок по каким-то причинам избегает игры в группе, ему отводится индивидуальная роль, однако подчеркивается, что он играет вместе со всеми.

        Групповые психопрофилактические занятия

Младшая группа:

адаптация детей;

осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;

— доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;

— развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Средняя группа:

— развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;

— доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;

— развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Старшая группа:

— коммуникативные навыки;

— творческие и познавательные способности;

— эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);

— способность к дифференциации эмоциональных состояний;

— творческие способности и совершенствование познавательных процессов.

Психокоррекционная работа

Работа с детьми

        Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования (по результатам социограмм, диагностики тревожности, познавательной сферы, по наблюдениям, по обратной связи с педагогами и родителями).

        Психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах:

эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль;

коммуникативная: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;

познавательная: низкий уровень развития познавательных процессов.

Основные методы коррекционных воздействий:

индивидуальная игровая терапия

элементы сказкотерапии: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;

психогимнастика;

куклотерапия: проигрывание истории, сюжет которой травмирует ребенка;

— арттерапия: работа с красками, тестом, пластилином, пастелью;

релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов;

игры по развитию психомоторики.

Программы, используемые

в психокоррекционной работе

        Психологическая коррекция познавательных процессов и коррекция личностных нарушений.

  1. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., 1999.
  2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М., 2004.
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. М., 2004.
  4. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. М., 2005.
  5. Рогов Е.И. Коррекционные приемы и упражнения // Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М., 1996.
  6. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д, 2004.
  7. Программа игровой психокоррекции для детей с проблемами общения старшего дошкольного возраста, составлена по рекомендации О.А. Карабановой «Игра в коррекции психического развития ребенка» М: Российское Педагогическое Агенство. 1997., с использованием игр, этюдов, упражнений М.И. Чистяковой «Психогимнастика» — М: Просвещение, Владос, 1995.
  8. Коррекционно-развивающие занятия с использование элементов сказкотерапии, составлены по рекомендациям Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Тренинг по сказкотерапии»- Санкт-Петербург- Речь- 2000.
  9. Программа нравственного воспитания для старших дошкольников. Кандидат психологических наук, руководитель психологической службы Центра психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, Румия Калинина. Г. Псков.
  10. Тематический план факультатива «Уроки этикета» для старших и подготовительных групп. Составила педагог-психолог Музыка О.И.
  11. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.В. Слободяник Н.П.
  12. Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет «Здравствуй, я сам!» Крюкова С.В.
  13. Тренинг развития личности дошкольника (занятия, игры, упражнения). Калинина Р.Р.
  14. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. Учимся сочувствовать, сопереживать. С.И. Семенака.
  15. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. Уроки добра. С.И. Семенака.
  16. Беседы-занятия с дошкольниками об этике поведения. Очень важный разговор. Н.В. Дурова.
  17. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет. Чувствуем – познаем – размышляем. М.В. Ильина.
  18. Развивающие занятия для детей. Первые шаги к интеллекту. 3-4 года. А.В.Белошистая.
  19. Индивидуальные занятия, игры, упражнения. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Е.О. Севостьянова.
  20. Игровые технологии. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Е.А. Алябьева.
  1. Уроки психологического здоровья. Развивающие занятия. В.В. Ветрова.
  1. Развивающие игры для дошкольников. К.В. Шевелев.
  2. Диагностика, планирование, конспекты занятий. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. С.В. Лесина.
  3. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. Развитие логического мышления и речи детей 5-7 лет. Е.А. Алябьева.
  4. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Е.К. Лютова. Г.Б. Монина.
  5. Учебные пособия для письменных творческих заданий. Учимся понимать людей. Управляем эмоциями. Повышаем самооценку. И.А. Девина. И.В. Маштакова.
  6. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. А.З. Зак.
  7. Тренинг самостоятельности у детей. Г.Н. Сартан.
  8. Тренинги самооздаровления и самосозидания. В. Харькин. А. Гройсман.
  9. Тренинг эмоциональной устойчивости. Советы психолога. Е.М. Семёнова.
  10. Психологический практикум. Игры, в которые играют… Н.В. Самоукина.
  11. Сборник методик. Я, ТЫ, МЫ в зеркале познания. С.Ф. Спичак.
  12. Сборник методик. Познай себя и других. С.Ф. Спичак.
  13. Рабочие материалы для ведущего. Психологические группы. Клаус Фопель.
  14. Программа. Предшкольная пора. Н.Г. Салмина.  (с рабочими тетрадями).
  15. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. Сказка – для светлого ума закваска. Л.Д. Короткова.
  16. Задачи и упражнения по детской психологии. Б.С. Волков. Н.В. Волкова.
  17. Психогимнастика. М.И. Чистякова. (1 и 2 часть).
  18. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М.В. Ермолаева. Л.Г. Миланович.
  19. Психогимнастика в детском саду. Е.А. Алябьева.

Диагностический инструментарий:

  1. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? М.Н. Ильина. Л.Г. Парамонова. Н.Я. Головнева.
  2. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Э.А. Баранова.
  3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей. Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей». Е.А. Стребелевой.
  4. Психологические тесты. Том 1. А.А. Карелина.
  5. Энциклопедия психологических тестов. Коэффициент интеллектуальности вашего ребенка. Х. Айзенк. Д. Эванс.
  6. Диагностика психического развития детей. Т.Д. Марцинковская.
  7. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. Т.В. Чередникова.
  8. Психологические тесты. Э.Р. Ахмеджанов.
  9. Диагностический набор «Лилия».

Работа с родителями

Основная тематика консультаций:

Работа с педагогами.

Основная тематика консультаций:

Коррекция познавательных процессов.

Игры и упражнения

рекомендации для воспитателей и педагогов.

Психический

процесс

Рекомендуемые игры

Мышление

Наглядно-образное

— Игры-обобщения: «Назови одним словом» (картинки и слова).

Игры-классификации: «Что лишнее?» (слова и картинки), с объяснениями. Желательно подбирать задания на исключение по нескольким параметрам – форма, величина, цвет; игра «Разложи на две группы» — разложить без пояснений, карточки с изображением. Игры на выделение-дополнение по определенному признаку «Пришей заплатку к коврику»

Логическое

— Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок. Сначала нужно правильно расположить картинки. Рассказ должен быть связанным, иметь начало и конец, поощряется упоминание эмоциональных состояний героев, присвоение им имен. Логические игры «Продолжи ряд»

Память

— Запоминаем небольшие стихотворения, тексты.

— Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» для детей 5-7 лет.

— Игры на запоминания карточек-картинок.

— Игры на соотношение слов и пиктограмм (схематических изображений) и припоминание потом по ним слов.

Восприятие

— Игра на поиск формы, похожей на предмет «Что на что похоже?».

— Игры-опознания: «Силуэты», «Сколько предметов спряталось на картинке?», «Заштрихованные картинки».

— Игры «Дорисуй картинку» — угадать, что нарисовано и дорисовать до целого.

Мелкая моторика

— Игры с формами, танграмы, разрезные картинки, пазлы по возрасту.

— Игры с мелкими предметами, конструктором.

— Дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам), рисование элементов букв.

— Игры с крупами (разложить на две кучки гречку и рис), массаж пальчиков, массаж карандашами, игры с грецкими орехами, су-джоками.

— Пальчиковая гимнастика, шнуровки, лепка.

Консультационная и просветительская работа

Индивидуальная

  1. С педагогами:

        — проводится по запросам и результатам диагностики;

        — экспресс-обзор групп по результатам диагностики познавательной сферы.

  1. С родителями:

        — проводится по запросам и результатам диагностики.

Групповая

  1. С родителями:

        — родительский клуб «Семья-Я»;

        — экспресс-выступления на родительских собраниях;

        — тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме;

        — оформление информационных листов в каждой группе;

        — подбор психологической литературы для библиотеки родителей.

  1. С педагогами:

        — семинар-практикум;

        — мастер-класс;

        — тренинг.

Методическая:

        — оформление документации;

        — формирование банка данных ПМПк;

        — участие в методических объединениях педагогов-психологов;

        -курсы повышения квалификации;

        — методическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров по плану;

        — изучение психолого-педагогической литературы.


 Диагностика тревожности

Дата: ______________ Группа № _________ Воспитатели: ___________________________________________________

Диагностика психологического здоровья детей

200_ — 200_ учебный год

Дата: ______ Группа № __________________Воспитатели: __________________________________________________

Обследовано:___________________________________________________________________________________________

Вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог:                                                                                                                                         О.И. Музыка

Диагностика готовности к школе детей

подготовительной группы № _____

Дата:__________________ Воспитатели: _________________________________________________________________

Обследовано: ___________________________________________________________________________________________

Вывод:  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог:                                                                                                                                        О.И. Музыка


Критерии готовности к обучению в школе

К началу обучения в школе дети должны уметь:

  • Строить  сложные предложения разных видов;
  • Составлять рассказы, небольшие сказки по картинке, серии картинок;
  • Находить слова с определенным звуком;
  • Определять место звука в слове;
  • Составлять предложения из 3-4 слов;
  • Расчленять слова на слоги (части);
  • Расчленять простые предложения на слова;
  • Различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение;
  • Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
  • Уметь различать по внешнему виду растения данной местности;
  • Иметь представление о сезонных явлениях природы;
  • Знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя и отчество родителей.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.

        Нужно знать и уметь:

  • Числа первого десятка, прибавлять единицу к предыдушему и вычитать единицу из следующего за ним;
  • Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • Знаки , -, =,
  • Название месяцев, последовательность дней недели;
  • Называть числа в прямом и обратном порядке;
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • Пользоваться арифметическими знаками;
  • Измерять длину предметов с помощью условной мерки;
  • Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
  • Делить круг, квадрат на 2 и 4 части.

Критерии психологической готовности ребенка к школе

  1. Социально-психологическая готовность к школе:
  1. Школьно-значимые психофизические функции:
  • Развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • Пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше – ниже, больше — меньше, вперед — назад, справа — слева);
  • Координация в системе глаз – рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
  • Логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);
  • Произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15-20 мин.).

КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Ф.И ребенка: ______________________Группа № ____ Возраст: _________________

Педагог-психолог:                                                                              О.И. Музыка

МЕТОДИКА ЦВЕТОПРЕДПОЧТЕНИЯ

Материалы для диагностики:

        — круг диаметром 8 см, разделенный на 8 равных спекторов;

        — набор карандашей (синий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый, черный).

Инструкция:

«Раскрась волшебный торт. Бери те цвета, которые тебе нравятся. Раскрашивай каждый кусочек торта (сектора) отдельным карандашом».

Анализ результатов

        Все цвета делятся на 3 группы:

  1. Положительный спектр – оранжевый, желтый, красный;
  2. Отрицательный спектр – черный, синий, фиолетовый;
  3. Спокойный – зеленый.

Подсчитывается цветовой показатель (ЦП) – это отношение числа цветов положительного спектра к числу цветов отрицательного спектра.

        Если ЦП равно единице, или больше, это рассматривается как положительный эмоциональный фон, если меньше единицы, то можно говорить о превышении отрицательного эмоционального фона, что рассматривается как неблагоприятный фактор.

        Результаты подсчитываются индивидуально. Также может быть учтен эмоциональный фон в группе из расчета стандартных средних показателей.

        Исследование, проведенное в динамике дня и недели, выявляет полную картину изменения эмоционального состояния у дошкольников, в связи с различными занятиями в детском саду (изодеятельность, музыкальные занятия, бассейн, занятия физической культурой).

        Кроме того, наблюдается зависимость между утомлением детей и их эмоциональным состоянием: увеличиваются цвета «грустного спектра», ухудшается качество штриховки ребенком сектора диагностического круга (выход за пределы сектора, пробелы, незаконченные штриховки).

        Диагностику можно совмещать с исследованием умственной работоспособности детей (в динамике дня и недели).

        Эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста быстро изменяется, организм реагирует на незначительные раздражения. Положительный эмоциональный фон, на котором осуществляется та или иная деятельность ребенка, является определяющей для ее успешности и эффективности. С помощью методики цветопредпочтения можно оперативно, без лишних временных затрат получить реальную картину эмоционального состояния ребенка или взрастной группы. Такая первичная диагностика позволит выявить детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, провести более глубокую диагностику и разработать в дальнейшем программу по психокоррекции.

МЕТОДИКА

Определения уровня умственной работоспособности.

        Применяется простая и доступная в условиях детского сада методика с использованием коррекционных фигурных таблиц Анфимова. Она позволяет определить  у дошкольников уровень умственной работоспособности, степень утомления, внимание, произвольность, умение работать по инструкции.         

        Исследование проводят у детей старшего дошкольного возраста. Особенно целесообразно изучение работоспособности в подготовительных группах, так как полученные данные могут дополнить общую картину готовности детей к обучению в школе. Часто при выборе общеобразовательного учебного заведения родители не учитывают особенности и возможности самого ребенка. Данные исследования и анализ результатов покажут реальные возможности ребенка.

        Работа проводится в несколько этапов:

Инструкция к проведению диагностики:

  1. Используются корректурные (фигуры) таблицы, где в определенной последовательности чередуются семь известных детям фигур;
  2. Дети рисуют карандашом три знака (плюс, минус и точка) внутри трех заданных испытателем объектов (меняются при каждом следующем задании);
  3. Перед началом работы детям дается инструкция: «На листе имеется много различных фигур, но только в трех фигурах нужно поставить знаки плюс, минус и точку. Просматривать фигуры следует внимательно, справа налево, строчку за строчкой. Работать нужно быстро, но не допускать ошибок». Предъявляется образец на доске или большом листе бумаги;
  4. Перед началом выполнения задания 5-7 сек.   Концентрируют внимание детей на образце. По команде «начали» дети выполняют задание в течение 2 мин (время регистрируется по секундомеру), образец может сохраняться 30-40 сек., затем его убирают. После двухминутной работы секундомер выключается, со словами «стоп» работа заканчивается;
  5. Выполнение корректурных проб проводится в динамике дня дважды (утром, после завтрака до занятий и после занятий до обеда), в динамике недели трижды (начало, середина и конец недели).

Обработка результатов:

        Корректурная проба оценивается по ряду показателей:

Полученные в результате исследования данные статистически обрабатываются, анализируются и по результатам проводятся:


Сравнительная диагностика познавательной

сферы детей подготовительных групп № __

АУ ДОУ ДСОВ № 16 «Снежинка»

за 200_ — 200__ учебный год

        Обследовано:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector