Сборник несложных детских песен с рекомендациями | Учебно-методическое пособие по теме: | Образовательная социальная сеть

Консультация "анализ музыкального произведения в начальной школе" | консультация по музыке (3 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Консультация

«Анализ музыкальных произведений

 в начальной школе на уроках музыки»

Анализировать музыкальные произведения школьников нужно приучать в начальной школе. Это с мотивирует детей, позволяя педагогу:

1.  Учить детей любить классическую музыку

2.  Приучать детей слушать классику не просто музыкальным фоном.

3.  Учить слушать звучания музыкальных инструментов, особенности звучания каждого.

4. Интересоваться историей музыки, историей создания музыки.

5. Интересоваться  биографией композиторов, музыкальных исполнителей.

Для целостного восприятия произведения, а так же его понимания (в зависимости от века, стиля композитора) анализ музыкального произведения лучше проводить по некоторому плану:

АНАЛИЗ    ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Жанр (песня, танец, марш)

Форма (количество частей — двухчастная, трехчастная, другое)

Лад (мажорный, минорный)

Темп (быстрый, медленный)

Исполнитель (фортепиано, скрипка, флейта, труба, русские народные инструменты,  симфонический оркестр)

Музыкальный образ (какие чувства  возникают при прослушивании произведения, какие образы, картинки)

Анализ музыкального произведения на уроках слушания музыки. | образовательная социальная сеть

 «Анализ музыкального произведения на уроках слушания музыки»

«Слушание музыки»- учебный предмет, который входит в раздел учебных предметов историко-теоретической подготовки. На уроках «Слушания музыки»  происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Изучая предмет «Слушание музыки», ребёнок получает много информации о самых известных композиторах, о существующих музыкальных стилях, формах, жанрах, об интересных исторических фактах. По мере накопления этого музыкального опыта вскоре обучающиеся сами становятся способны распознавать все пройденные музыкальные нюансы в последующих изучаемых ими композициях, опираясь на полученные знания и логическое мышление.

В данной работе представлены несколько примеров анализа на уроке «Слушание музыки». Это краткие тезисы, опираясь на которые обучающиеся могут составить свой рассказ о музыкальном произведении. В качестве музыкальных примеров были выбраны произведения из репертуара по специальности. Это «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» П.Чайковского, песня «Старый добрый клавесин» на музыку Й.Гайдна, «Хор охотников» К.Вебера. Также есть примеры анализа романсов: Ф.Шопен «Желание», А.Абаза «Утро туманное», В.Борисов «Звезды на небе».При выборе данных фрагментов преподаватель руководствовался следующими критериями: яркость и выразительность музыки, удобство для исполнения обучающимися, возможность раскрыть выразительные свойства музыки с наибольшей полнотой.

П.Чайковский. «Старинная французская песенка».

Композитор использовал мелодию 16 века «Куда вы ушли, увлечения моей молодости». Это простой и неторопливый напев. Он звучит в миноре. Мелодия начинается с квартового затакта. Она рассказывает нам про старину. Можно представить себе людей в старинных одеждах, живших в давние времена.

Пьеса написана в 2-хчастной репризной форме. В начале второй части мелодия оживляется. В нижнем голосе появляется аккомпанемент из разложенных аккордов. Он придает музыке легкость. В репризе вновь звучит прежний повествовательный напев.

Й. Гайдн «Старый добрый клавесин».

Клавесин – старинный музыкальный инструмент. У него 2 клавиатуры. У клавесина вместо черных клавиш – белые, а вместо белых – черные. В старину клавиши покрывали пластинками из самоцветов. Клавесин отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными каменьями. На его крышках  писали замечательные картины.

Клавесин – «дедушка рояля». Голос у этого инструмента чуть суховатый, стеклянный. На нем хорошо играть легкую изящную музыку, аккомпанировать пению. Плавные звуки голоса и короткие звуки клавесина хорошо дополняют друг друга.

Чудесен голос клавесина,

Как башмачок из хрусталя,

Что потерялся ночью синей

На торжестве у короля.

В нем прелесть сказочного бала,

Старинных танцев дивный звук.

Как жаль, что это все пропало

По волшебству чьему-то вдруг.

Уже давно пером гусиным

Никто не пишет новых пьес

Для бальных танцев с клавесином,

К несчастью принцев и принцесс.

К.Вебер. «Хор охотников».

Мелодия хора охотников сразу кажется нам красивой и понятной. Она легко запоминается. Мы можем понять ее смысл даже без слов. В ней слышится сила, воля и уверенность.Сейчас мы попробуем разобраться, какие интонации мелодии определяют ее характер.

Начинается хор охотников очень решительно.Дело в том, что первые звуки – это интервал кварты, звучащей из затакта.Такие кварты всегда придают музыке призывный характер.Не зря кварта бывает в начале маршей и даже гимнов.Мелодия хора продолжается. И вот уже звучит новая кварта. Ее интонация носит утвердительный характер. Потому, что она звучит уже не из затакта, а на сильную долю.

Все музыкальные интервалы имеют свой образ. Квинта пустая, водянистая. А секста мягкая, бархатистая. В мелодии хора кварта – это и призыв, и утверждение. Благодаря этой кварте мелодия хорошо ложится на слух. Мы представляем охотников – сильных и смелых людей. Они поют о том, как вернутсятся с охоты с богатой добычей.

Что лучше охоты
В леса и болота
С утра без заботы
Мы рыскать идём.

Чуть рог заиграет
Иль стая залает,
В нас кровь закипает
Горячим ключом.

Промчится ли серна,
Иль лань, мы наверно
В них пулею верной
Без промаха бьём.

Ф.Шопен. «Желание».

Фредерик Шопен – великий польский композитор и пианист. Всю свою жизнь Шопен посвятил любимому инструменту. И творчество его ограничено рамками только фортепиано. Исключение составляют несколько произведений для других инструментов и  несколько песен.

Долгие годы музой Шопена была французская писательница Жорж Санд. Возможно, именно она вдохновила Шопена на создание этого романса.

Романс Шопена открывается блестящим фортепианным вступлением, основанным на пассажах из трелей.  В романсе сразу узнается вальс. В левой руке – типичный вальсовый аккомпанемент: бас – аккорд – аккорд. Мелодия романса очень выразительна. В ней есть и пунктирный ритм, и синкопы. В этом романсе-вальсе нарисован портрет девушки, радующейся жизни. Юная девушка полна счастья и любви, она не лишена кокетства. Ее нежная, прозрачная  душа словно летит на крыльях вальса в будущее.

Муз. А.Абаза, сл. И.Тургенева. «Утро туманное»,

Бывают стихи-пророчества. Одно из них – стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева «В дороге».

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Особую популярность приобрел романс Абазы на эти стихи. Его воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо. И настроение романса стало восприниматься как «главное настроение» этой любви.

Полина Виардо — великая певица, умная и разносторонне одаренная.  Некрасивая внешне, она стала в каком-то смысле символом женского совершенства вообще.  Полина Виардо была дружна со многими властителями дум своего времени.

 Она пела почти во всех европейских столицах. Но все же своей славой больше всего она была обязана петербургским сезонам. Дороже всех наград была любовь к ней Тургенева. Их отношения длились 40 лет. Полина Виардо пережила Тургенева на 27 лет и умерла в глубокой старости в 1910г.

Музыка композитора  Абазы передает настроение легкой грусти и ностальгии, выраженное в стихотворении Тургенева. Движение мелодии создается скупыми, но выразительными средствами. Мелодия романса напевно-речитативная. Речитативность ей придают повторения на одном звуке и пунктирный ритм, а напевность – плавное движение по звукам доминантового трезвучия и выразительному интервалу нисходящей септимы с ее последующим заполнением. Но, пожалуй самый большой интерес вызывает здесь гармония. Романс начинается с автентического оборота. Затем на слова «Нивы печальные» звучит новая краска – отклонение в параллельный мажор. А в кульминационной точке  появляется прерванный оборот – доминантсептаккорд разрешается в 6-ю ступень. На слова «Вспомнишь и лица, давно позабытые» происходит возвращение в тонику. В результате гармония наконец приобретает устойчивость, а тема завершенность.

Слушая стихотворение Тургенева «В дороге», положенное на музыку Абазы, ловишь себя на мысли о том, что музыка романса – это тоже дорога во времени и пространстве. Эта дорога перемещает нас в прошлое и вновь возвращает к современности. Не зря этот романс любят и часто исполняют в наши дни.

Муз. В.Борисова, сл. Е.Дихтерихс.«Звезды на небе».

Многие лирические песни написаны в ритме вальса. Это и неудивительно: что еще может сравниться с вальсом по задушевности, сердечности и изяществу?

А между тем было время, когда вальс считался «вульгарным, низким, непристойным» танцем. Император Павел I запретил вальсировать в России и приказал полиции арестовывать каждого, кто ослушается царского приказа.

Первой «столицей вальса» стала Вена. Потом этот танец распространился по всему свету. Но уже в Вене стали писать слова к оркестровым вальсам. Танец дал жизнь немалому числу прекрасных песен.

Русский вальс отличается напевностью и мелодичностью, сдержанностью и благородством чувств, мечтательностью и элегичностью. Все эти качества мы можем наблюдать в романсе «Звезды на небе».

Литература.

1.Н.Царева. Уроки госпожи мелодии. – М., «РОСМЭН», 2003

2.А.Фролов. Музыкальная литература. Секреты музыкального языка. Учебник для 3 класса ДМШ. – «Композитор», С-Пб», 2002.

3.З.Осовицкая, А.Казаринова. Музыкальная литература. 1 год обучения. – М., «Музыка», 2000.

Сборник несложных детских песен с рекомендациями | учебно-методическое пособие по теме: | образовательная социальная сеть

Пособие по дирижированию и практике работы с хором

Сборник несложных детских песен с рекомендациями

Выполнила Смирнова А.В., преподаватель музыкальных дисциплин ГБОУ СПО КСПК

                     Как пошл_0

2. Они ягоды не брали,

А подружку  потеряли

Сею, вею, вею, вью,

А подружку  потеряли

3. Что любимую подружку Катеринушку

Сею, вею, вею, вью, Катеринушку!

4. Ты ау, ау, Катюша

Наша милая подружка!

Сею, вею, вею, вью.

Наша милая подружка!

«Как пошли наши подружки» — русская народная песня в обработке А. Луканина, относится к хороводной. Эта песня в мелодическом и ритмическом изложении проста, поэтому трудностей в процессе разучивания вызывать не должна. Основной напев излагается восьмыми длительностями с главным акцентом на последнем звуке. Такая устремленность мелодического разбега к главному заключительному акценту на последний слог характерна для семислоговых стиховых строчек.

Основная мелодия развивается в небольшом диапазоне (в пределе кварты), как будто «топчется» на месте, проходит в партии первого голоса. Мелодия второго голоса во втором предложении развивается волнообразно: то поступенно вниз, то квартовым скачком возвращается к тонике.

При работе над песней необходимо обратить внимание на возможные вокально-хоровые трудности:

В сыром _0

2. По той тропке галка шла – 2 р.

Галка шла, галка шла.

3. За галицей соколик – 2 р.

Соколик, соколик.

4. Поймал галку за крыло – 2 р.

За крыло, за крыло.

5. За то крыло правое – 2 р.

Правое, правое.

6. За перышко сизое – 2р.

Сизое, сизое.                                        

«В сыром бору тропина» — хороводная русская народная песня, шуточного содержания с характерным ритмическим рисунком (восьмая, две шестнадцатые), речевые ударения текста, сочетаясь с рельефной формулой припляски, подчеркиваются посредством дробления ритма.

Рекомендуем обратить внимание на следующие вокально-хоровые трудности:

В концертном исполнении песня должна звучать весело, легко, игриво в оживленном темпе.

Безымянн_0

2. Вдоль по широкой удалый идет,

Как на молодце – то смурый кафтан.

Ой, жги, ой, жги, говори.

Как на молодце – то смурый кафтан.

3. Опоясочка – то шелковая,

Рукавички – то барановые,      

Ой, жги, ой, жги, говори.

Рукавички – то барановые.

«Вдоль по улице молодчик идет» — плясовая русская народная песня построена на контрастном звучании напева. Широкое, плавное мелодическое развертывание первого предложения противостоит оживленному, четко ритмованному движению второго предложения напева с декламационной основой и короткими паузами между фразами.

 Рекомендуется работа над следующими вокально-хоровыми трудностями:

В концертном исполнении песня должна звучать весело, легко, игриво.

земелюшк_0

2. Тут березка выросла – 2 р.

Выросла, выросла.

Тут березка выросла.

3. На березке листочки – 2 р.

Листочки, листочки,

На березке листочки.  

«Земелюшка-чернозем» — хороводная, русская народная песня, звучащая довольно скоро. В основе мелодического развития лежит два интонационных зерна. Первая интонация – широкая, напевная с распевами, ритмическая фигурация: восьмая, две шестнадцатые придают звучанию игривость. Вторая интонация имеет декламационную основу, четко ритмована.

Возможные вокально-хоровые трудности:

К исполнительским трудностям можно отнести: изменение звуковедения, в связи с изменением характера интонации; темп – довольно скоро, контрастная динамика (необходимо следовать показу дирижерского жеста).

Как у на_0

2. Комар музыку ведет, стрекоза плясать идет,

Ай, люли, вот идет – 2 р.

3. Стрекоза плясать пошла, муравья с собой взяла,

Ай, люли, вот взяла– 2 р.

4. «Муравейка милый мой, попляши ка ты со мной!

  Ай, люли, ты со мной – 2 р.»

5. «Уж я рад бы поплясать, да уж очень я устал.

Ай, люли, я устал. -2 р.»    

«Как у наших у ворот» — плясовая русская народная песня, шуточного содержания, с характерным ритмическим рисунком.

Первый напев излагается ровными мелкими длительностями с главным акцентом на последнем «растянутом» звуке, устремленность мелодического разбега к заключительному, последнему слогу во фразе.

Во втором напеве появляется пунктирный ритм в основной мелодии, проходящей в партии альта, и квартовые скачки к первой доле в партии сопрано,   выступающей в роли подголоска, все это  создает ощущение упругости. Происходит совпадение сильной доли с главным смысловым словом.

Вокально-хоровые трудности:

на горе-_0

2. Там девицы гуляли,

Там красные гуляли,

Ну что ж, кому дело, гуляли!

Ну кому какое дело, гуляли!

3. Калинушку ломали, — 2 р.

Ну что ж, кому дело, гуляли!

Ну кому какое дело, гуляли!

4. Во пучочки вязали, — 2р.

Ну что ж, кому дело, вязали!

Ну кому какое дело, вязали!

5. На дорожку бросали, — 2 р.

Ну что ж, кому дело, бросали!

Ну кому какое дело, бросали!

«На горе-то калина» — хороводная русская народная песня, звучащая в темпе умеренного шага.

Основной напев излагается ровными длительностями с главным акцентом на последнем слове во фразе, соответствующему пятому слогу. В основе напева лежит чередование плавного мелодического развертывания и декламационной интонации. Данная обработка предназначена для исполнения двухголосным хором или ансамблем. Основная мелодия проходит в первых голосах, партия второго голоса выступает в роли подголоска. Звучание песни в мажорном ладу создает веселое, радостное настроение.

Вокально-хоровые трудности:

В процессе работы над песней необходимо обращать внимание на развитие фразировки к последнему слову.

Концертное исполнение песни должно быть в жизнерадостном характере в умеренно скором темпе.

Scan0001_0

Scan0002_0

Солнечные зайчики

встали на заре,

всем тепло и весело

стало на земле.

По тропинкам зайчики

прыгают в лесу,

собирают раннюю росу.

Блещет речка золотом,

блещет в тишине,

солнечные зайчики

пляшут на волне.

Заглянули зайчики

в комнату мою.

— С добрым утром!

Я уже встаю!

Заглянули зайчики

в комнату мою.

-С добрым утром!

Я уже встаю!

«Солнечные зайчики» муз. М. Парцхаладзе, сл. В. Татаринова – задорная, веселая песня шуточного содержания. Звучит легко, подвижно, светло. Способствует выработке навыка активной артикуляции. Ритмический рисунок основан на чередовании ровного и синкопированного ритма. Синкопированный ритм может спровоцировать скандирование слов. Избежать скандирование поможет пение на legato и внутрифразовое развитие.  

Вокально-хоровые трудности:

Безымянн_0

2. Сорву ль я, вырву ль я, да.

    С винограда ягоду, да

    С винограда винную.

3. То ли мне не ягодка, да,

    То ли мне не винная, да,

    Я цветочек сорвала, да,

    Я веночек совила.

4. Я у молодца сижу, да,

    Я на молодца гляжу, да,

    Скажи, душа, скажи, свет, да,

    Скажи, любишь, или нет?

5. Скажи, душа, скажи, свет, да,

    Скажи, любишь, или нет? – да,

    «Я любить – то не люблю, да,

    Наглядеться не могу!»

«Пойдуль я, выйдуль я» — плясовая русская народная песня.

Типичный пример скорых русских песен. Постепенное ускорение декламационной интонации, при этом отдельные речевые ударения текста, сочетаются с рельефной формулой припляски. Ритмическая структура проста, в конце каждого куплета на последнем звуке есть снимаемая фермата. Второе предложение звучит двухголосно. В партии вторых голосов мелодия развивается поступенно, а в партии первых – на двух звуках, как будто «топчется» на месте.

Вокально-хоровые трудности:

Для закрепления мелодии рекомендуем пение с гармонической поддержкой.

В концертном исполнении песня должна звучать весело, задорно, сохраняя плясовой характер.

Scan0010_0

Scan0011_0

«Скрипачи» музыка М. Левкиной, слова А. Костецкого, перевод с украинского В. Данько. Песня шуточного содержания, о том, как ребенок решил подсмотреть за играющими на скрипках кузнечиками. Мелодия подвижная, напевная, игривая. Трехдольный размер придает  песне вальсовый характер. В основе песни лежит богатый ритмический рисунок: сочетание пунктирного и ровного ритма, вступление из-за такта, паузы. Аккомпанемент не только является гармонической основой, но и поддерживает вокальную партию, что немаловажно для детского хора.

Вокально-хоровые трудности:

В концертном варианте песня должна прозвучать нежно, изящно, легко в темпе вальса.

Scan0005_0

Scan0006_0

«Колыбельная» из радиоспектакля «Семья Ларсенов» слова                        М. Пляцковского, музыка Е. Птичкина.

Произведение написано в четырехдольном размере, плавный и напевный характер сохраняется на протяжении всего звучания.

В мелодической основе песни лежит два зерна-интонации.  Первая интонация построена по ступеням трезвучия, повествовательного характера, необходимо исполнять напевно, избегая «толчка» на каждую долю. Вторая интонация построена секундовыми ходами, появление двух затактовых восьмых придает звучанию некоторую   танцевальность. Такое построение мелодии развивает навык интонирования нисходящего и восходящего минорного трезвучия, восходящего мажорного трезвучия, а также м.2 вверх и вниз.    

Необходимо обратить внимание на смыкание окончаний согласными звуками в конце слов (жучок, усом, кустом, висят, лисят и т.д.); пропевание гласной, перенос согласной к следующему слогу; утрированное произношение согл. «р»

Ритмический рисунок простой, сложности в воспроизведении не представляет.

В процессе разучивания первого предложения целесообразно использовать пение по «столбице», для закрепления мелодии рекомендуем пение  с гармонической поддержкой.

Могут возникнуть ансамблевые трудности в связи со снятием выдержанных звуков на разные доли такта, в таких случаях необходимо следовать показу дирижера.

Для прочувствования характера колыбельной песни можно использовать с детьми прием пластического интонирования.

В концертном варианте рекомендуем дирижирование по двухдольной схеме.

Scan0003_0

Scan0004_0

«Песня патриотов» из мультфильма «Коля, Оля и Архимед» слова Л. Завальнюка, музыка Е. Птичкина.

Е. Птичкин современный композитор, детский песенник.

Песня шуточного содержания, это призыв к строительству кораблей, на которых можно спасти любимых «Сиракуз».

В основе песни лежит декламационная интонация, построенная на чередовании восходящего хода по мирному трезвучию и нисходящего поступенного движения.

Мелодия построена короткими фразами, между которыми есть паузы. Такое построение мелодии может вызвать ансамблевые трудности, в работе над которыми необходимо точно следовать дирижерскому жесту.

К ансамблевым трудностям также относится вступление из-за такта, которое необходимо исполнять со стремлением к сильной доле.

Интонационную трудность составляет скачок на ч.5 и ув.4 вниз, а также ход на м.2 вниз в чередовании с б.2 вверх. Скачки необходимо вычленить из хоровой партитуры и выстроить вне ритма, не забывая о том, что чистые интервалы интонируются устойчиво. Рекомендовано в работе над скачками использовать репетиционный (рабочий) жест дирижера. Для выстраивания малых и больших секунд целесообразно использовать гармоническую поддержку.

Песня полезна для выработки правильного и ясного формирования различных гласных в быстром темпе, четкого произношения согласных в конце фраз, утрированного произношения неоднократно встречающейся сонорной согласной «р».

В концертном исполнении песни необходимо передать решительный, призывный и бодрый характер произведения.

Художественно-педагогический анализ музыкального произведения | материал на тему: | образовательная социальная сеть

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Р. Шумана «Смелый наездник»

  1. При каких жизненных обстоятельствах могло бы звучать?

Как музыкальное сопровождение, каких либо действий в постановке сказки,  в подвижных играх.

  1. О каких событиях рассказывает музыка?

Смелый наездник бесстрашно погоняет своего коня и мчится, преодолевая преграды.

  1. Черты характера  человека, выраженные в музыке, его настроение, чувства.

Всадник — смелый, отважный, бесстрашный, очевидно взволнован.

  1. Изобразительность музыки.

В пьесе слышится ритм стремительной скачки, топот копыт. Всадник очень торопится и он чем то взволнован.

  1. Какие мысли, идеи воплощены в музыке? Для чего создано это произведение?

Создано, чтобы учить детей различать характер музыкального произведения, высказываться об эмоционально – образном содержании музыки.

  1.  Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра?

Это самостоятельное произведение.

  1. Национальная принадлежность музыки (народная или профессиональная).

Данная музыка профессиональная, написана Р. Шуманом.

  1. Интонационно-образная оправа произведения. Зерно-интонация. Развитие музыкальной мысли.

В первой и третьей частях музыка смелая, решительная, бодрая. Во второй части более тревожная, беспокойная.

  1. Средства музыкальной выразительности (элементы музыкальной речи), которые помогли разобраться в этой музыке:

а). характер движения мелодии (плавно, отрывисто, поступенно, скачкообразно);

Отрывистая, скачущая

б). темп (быстрый, умеренный, медленный);

темп — быстрый

в). лад (окраска светлая, темная);

Окраска – темная.

г). динамика (громко, тихо);

Динамика – громко.

д). тембр;

низкий

е). характер сопровождения;

ж). форма музыкального произведения – пьеса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector